RSS

Яркие идут

05 Окт

Директор венского музея Альбертина Клаус Альбрехт Шредер о выставке в Эрмитаже и арт-вечеринках с диджеями

04.10.2013, 35 (367)

Более полусотни работ из коллекции одного из самых значительных европейских музеев едут в Эрмитаж — 9 октября здесь открывается выставка «Шедевры искусства ХХ века из собрания Альбертины». Экспозиция делает акцент на произведениях художников-экспрессионистов двух крупных объединений: «Мост» и «Синий всадник». Директор венского музея Клаус Альбрехт Шредер ответил на вопросы «Пятницы».

— По какому принципу отбирались картины и рисунки для петербургской выставки?

— Разумеется, мы размышляли, что из богатейшей коллекции Альбертины можем показать в Эрмитаже — чтобы это отражало наше собрание, привлекло российских зрителей и могло стать толчком для культурного диалога (ведь выставка открывает год культурного обмена между нашими странами). И мы решили построить экспозицию вокруг австрийских и немецких экспрессионистов. Центральное ядро составили портреты Рудольфа Вакера и Герберта Бекля, городские пейзажи Оскара Кокошки, живопись Эмиля Нольде, Макса Пехштейна, Эрнста Людвига Кирхнера. А аккомпанируют им работы Мунка, Бекмана, Фейнингера, Пикассо, Модильяни. Все эти вещи происходят из блестящей коллекции Герберта и Риты Батлинер.

— Эти работы выставлены у вас в залах или хранятся в запасниках?

— Альбертина располагает огромной коллекцией, которую мы не можем выставлять целиком: некоторые работы слишком чувствительны к свету, к тому же у нас недостаточно места. Поэтому мы постоянно меняем экспозицию. Однако работы, которые едут в Эрмитаж, обычно находятся в постоянной экспозиции. Коллекция Батлинер попала к нам на постоянное хранение не так давно, в 2007 году, и хочется показать ее как можно большему числу людей. Сейчас она практически целиком гастролирует. Помимо Эрмитажа мы открываем большую выставку в Художественном музее Лихтенштейна. А в Альбертине в это время будет масштабная экспозиция «Матисс и фовисты», первый глобальный показ в Австрии этого важного направления искусства.

— Расскажите о коллекции Батлинер: что это за собрание и как оно к вам попало?

— Это одна из лучших в мире частных коллекций искусства модернизма. Герберт и Рита Батлинер начали коллекционировать искусство около полувека назад. Ядро их коллекции с самого начала составляли работы французских импрессионистов и постимпрессионистов, а благодаря дружбе с легендарным швейцарским арт-дилером Эрнстом Бейелером в их собрание попали такие работы, как «Кувшинки» Моне, «Две танцовщицы» Дега, виды горы Сент-Виктуар Сезанна. Их очень привлекало творчество Пикассо, и в коллекции более сорока его работ — десять живописных полотен, рисунки и керамика.

Еще одной важной темой их собрания стал русский авангард, с которым Батлинер познакомились во время путешествий, посещая музеи. Эта часть коллекции включает работы Марка Шагала, к которому они испытывали особую симпатию, а также произведения Ларионова, Гончаровой, Поповой, Малевича. Батлинер всегда охотно одалживали работы музеям, и редкая выставка Пикассо, Моне, Модильяни или Джакометти обходилась без вещей из их собрания. А несколько лет назад коллекционеры решили еще при жизни целиком завещать его Альбертине. Мы же включили работы в постоянную экспозицию, объединив с коллекцией швейцарских собирателей Евы и Матиаса Форберг, которая попала к нам в то же время.

— Что вы получите взамен в рамках сезонов культуры России и Австрии?

— Уже через неделю у нас откроется выставка современного российского искусства из собрания Газпромбанка. Большинство художников этой экспозиции хорошо известны у вас, но впервые выставляются в Австрии. А в сезоне 2015/16 запланирована большая выставка русского авангарда.

— В Альбертину больше приходят туристы или местные жители?

— И те и другие. Кстати, после австрийцев и немцев третье место по числу наших посетителей занимают русские.

— На ваш взгляд, музей должен идти в ногу со временем или достаточно того, что он хранит доверенные ему сокровища?

— Мне кажется, нам удается найти баланс между старым и новым. В том числе в архитектуре: в начале 2000-х мы не только отреставрировали исторические интерьеры XVIII века, но и пригласили современного архитектора Ханса Холляйна оформить новый вход, таким образом изменив восприятие музея. И в коллекции, и в выставочной политике у нас есть искусство на любой вкус. Мы работаем с разными группами посетителей и помимо экскурсий устраиваем, например, арт-вечеринки, во время которых осмотр выставки сопровождается выступлением диджея. Но само слово «должен» здесь не совсем уместно. Музеи совершенно не обязаны гнаться за новыми веяниями. Но если мы хотим, чтобы о нас знали как можно больше людей, полезно использовать социальные сети, приложения для смартфонов, тачскрины в залах и все что угодно. Что же касается самого искусства, я, например, очень люблю Дюрера и Микеланджело. Но это не мешает мне интересоваться работами Герхарда Рихтера или Георга Базелица, выставку которого мы открываем этой осенью. Важно не ограничивать себя временными рамками, а наблюдать, как художники разных эпох видели и видят мир.

9 октября — 12 января, hermitagemuseum.org

http://www.vedomosti.ru/friday/article/2013/10/04/33031

Реклама
 

Метки: ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: