RSS

Неправедный гнев

05 Окт

Активисты патриотического движения требуют убрать из Третьяковской галереи картину Репина

3.10.13

Ряд российских деятелей обратились к Министру культуры РФ Владимиру Мединскому и директору Государственной Третьяковской галереи Ирине Лебедевой с требованием снять с экспозиции картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Они считают её клеветнической и оскорбляющей патриотические чувства русских людей.

«В замечательном собрании галереи есть ряд картин, содержащих клевету на русский народ, на русское государство, на русских благочестивых Царей и Цариц. Таким картинам явно не место в этом собрании русских живописных шедевров», — говорится в заявлении, размещённом на официальном сайте Русского культурно-просветительского фонда святого Василия Великого, — «Прежде всего, речь идёт о мерзкой, клеветнической и ложной как в своём сюжете, так и его живописном воспроизведении картине И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

Художник изобразил на картине Ивана Грозного, самым жестоким образом расправившегося с собственным сыном. Авторы обращения настаивают на том, что такого события в русской истории не было. С самого начало в сохранившихся документах говорится, что причиной смерти Царевича Иоанна Иоанновича стала серьёзная болезнь. Версия «сыноубийства» появляется значительно позднее и распространяется врагами России. Таким образом, картина Ильи Репина носит ложный характер и способствует смещению единственно правильных акцентов в общественном сознании.

«Сейчас, так же, как и 100 лет назад, картина И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»  оказывает на зрителя глубокое психологическое, эмоциональное воздействие, создавая эффект ложной «психологической достоверности», буквально запечатлевая в памяти тысяч и тысяч посетителей Третьяковской галереи, среди которых значительная часть – дети, не имеющие критического взгляда на мир, клевету на Россию и её историю», — говорится в заявлении, под которым подписались Председатель оргкомитета Народного движения «Святая Русь» Василий Бойко-Великий, историки Игорь Фроянов и Леонид Болотин, Директор Русского  культурно-просветительного фонда имени Святого Василия Великого Анна Бойко-Великая, руководитель издательства  «Царский дом» Ксения Лебедева и другие.

Активисты настаивают на необходимости изъятия картины из экспозиции Третьяковской галереи и её перемещении в запасники.

http://www.iskusstvo.tv/News/2013/10/03/aktivisty-patrioticheskogo-dvizheniya-trebuyut-ubrat-iz-tretyakovskoi-galerei-kartinu-repina

Православные активисты и патриоты переключаются с современного искусства на классику

«НИ» за 4 Октября 2013 г. Анна АЛЕКСЕЕВА, Маргарита АЛЕХИНА

Группа «православных патриотов» опубликовала на этой неделе открытое письмо министру культуры и директору Третьяковской галереи с требованием убрать из экспозиции «клеветническую и лживую картину» Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Авторы, среди которых фигурирует предприниматель Василий Бойко-Великий, считают, что полотно «оскорбляет патриотические чувства русских людей». Тем временем искусствоведы говорят о «коренном переломе» в деятельности патриотических и православных активистов: если раньше те покушались в основном на современное искусство, то теперь переключились и на классику. По мнению экспертов, активисты-мракобесы неосознанно пляшут под дудку властей, по-своему трактуя их курс. Художники же говорят, что с появлением радетелей вековых устоев творить провокационные вещи стало гораздо веселее.

Письмо к министру культуры Владимиру Мединскому и директору Третьяковской галереи Ирине Лебедевой появилось 1 октября на сайте организации под названием «Русский культурно-просветительский фонд святого Василия Великого». Под обращением стоят подписи митрофорного протоиерея Алексея Аверьянова, профессора Санкт-Петербургского университета Игоря Фроянова, руководителя «Дома русской одежды» Валентины Аверьяновой, а также предпринимателя, владельца агрохолдинга «Русское молоко» Василия Бойко-Великого, который указан как председатель оргкомитета Народного движения «Святая Русь», и его супруги – директора фонда Василия Великого.

Отдав должное сотрудникам и фонду «Третьяковки», авторы письма дословно заявляют: «В замечательном собрании галереи есть ряд картин, содержащих клевету на русский народ, на русское государство, на русских благочестивых Царей и Цариц. Таким картинам явно не место в этом собрании русских живописных шедевров». Оказывается, речь идет о «мерзкой, клеветнической и ложной картине» Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известной как «Иван Грозный убивает своего сына».

Красочные эпитеты в адрес известного каждому школьнику полотна, как поясняют авторы письма, вызваны ее исторической недостоверностью: «Современной исторической наукой твердо установлено, что первый русский царь Иоанн не убивал своего сына. Напротив, древние летописи того времени свидетельствуют о болезни и преставлении Царевича Иоанна». По мнению «русских просветителей», оболгав государя, художник оскорбил и россиян: «Картина является неприкрытой клеветой не только на Царя Иоанна, но и на русское православное самодержавие, на весь русский народ». Заодно возмущенные представители патриотической общественности напоминают, что сам Илья Репин под конец жизни «получил за свои деяния божье наказание – у него отсохла правая рука, он не мог не только писать картины, но и перекреститься». В связи с вышесказанным радетели православных ценностей просят министра культуры убрать «черный и клеветнический миф о России хотя бы в запасник музея».

Порывы православных и патриотических активистов, которые все чаще выступают против произведений искусства, продиктованы курсом власти, заявил в беседе с «НИ» галерист Марат Гельман. «Они же подняли голову не просто так. Вот представьте: министр Мединский объявляет, что сценарии надо проверять на историческую достоверность. Вот и Бойко-Великий делает то же самое», – пояснил «НИ» г-н Гельман, не понаслышке знакомый с гневом ревнителей устоев.

Его выставка под названием Icons в ряде городов России встретила неприятие местных традиционалистов. Так, в Краснодаре в 2012 году в день открытия выставки Гельман получил плевок в лицо от настоятеля храма иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» Алексия Касатикова. После открытия выставки православные активисты и казаки провели серию несанкционированных акций против Гельмана. В Санкт-Петербурге этой весной выставка Гельмана прошла, однако открылась только со второго раза: первая попытка оказалась сорвана активистами движения «Народный собор», которые пожаловались на галериста в прокуратуру. Но и повторная экспозиция не обошлась без скандалов: перед ее открытием фасад арт-центра «Ткачи», где размещалась выставка, был исписан угрозами в адрес Гельмана. Ближе к концу экспозиции питерские казаки навестили выставку с «инспекцией», но к своему разочарованию ничего провокационного в ней не нашли.

«Население подхватывает идеи власти, и мы получаем таких вот мракобесов. Например, в законе о запрете гей-пропаганды тоже ничего такого не было, однако часть людей решила, что геев теперь можно избивать, и это чуть ли не государственное дело», – говорит собеседник «НИ». По его словам, переход от современного искусства к Илье Репину был логичным: «Сначала они громят выставку Icons и «Винзавод», потом добираются и до искусства прошлого. Уже были такие идеи – все началось с переписывания Пушкина, «Сказки о попе и его работнике Балде», с попыток сократить Толстого. Талибы, помните, уничтожали памятники Будды из тех же соображений? Они говорили: «Ну это же ложное учение». Подобная борьба с искусством всегда ведет к одним и тем же последствиям», – полагает г-н Гельман.

Напомним, еще в 2011 году армавирский священник Свято-Троицкого собора отец Павел переиздал сказку Александра Пушкина «О попе и о работнике его Балде», заменив «попа» «купцом». Тираж подделки составил четыре тысячи экземпляров.

Справедливости ради стоит отметить, что отец Павел не стал первопроходцем: пушкинскую сказку подвергали правке еще в 1840 году, но сделано это было по другим причинам. «Сказка о купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде» впервые увидела свет уже после смерти поэта в журнале «Сын Отечества». Но тогда поэт Василий Жуковский заменил «попа» на «купца», понимая, что иначе сказка Пушкина не пройдет церковную цензуру.

Как показывает практика, произведению не обязательно быть богоборческим или антироссийским, чтобы вызвать волну возмущения у бесноватых поборников веры и русскости. Иногда достаточно одного названия с налетом провокационности. Даже если речь идет о культовом театральном или музыкальном явлении. Так, год назад в Ростове-на-Дону запретили рок-мюзикл «Иисус Христос – суперзвезда» после обращений неких православных активистов в областную филармонию и прокуратуру. «Если такая постановка и имеет место быть, она должна быть согласована с патриархией. В том виде, в котором существует данное произведение, – это профанация», – охарактеризовали местечковые активисты рок-оперу, которая уже давно признана во всем мире классикой современной музыки. В результате Ростовская областная филармония заявила организаторам, что концерт не состоится, и билеты сняли с продажи.

Атакам религиозных активистов подвергаются не только предметы искусства. На днях православные активисты некоего движения «Божья воля» выступили «против того, чтобы языческий адский огонь, который зажгли жрицы, молясь Аполлону и Зевсу, пронесли наши спортсмены по нашей земле, отрекаясь тем самым от Христа». Речь, заметим, идет почти о святом для властей – об огне Олимпийских игр в Сочи. Тем не мерее, активисты «Божьей воли» уверены: «Настоящий христианин не будет участвовать в подобном инфернальном бесновании, а если увидит огонь Аполлона на своей земле, то просто затушит его».

В конце мая этого года члены областного отделения Всероссийского родительского собрания (ВРС) написали письмо руководству табачной компании «Лиггетт-Дукат», в котором возмутились выпускому сигарет «Святой Георгий». По их мнению, подобное название оскорбляет память святого Георгия Победоносца: сигареты содержат яд, а пачка с крестом «выбрасывается в мусорку или на тротуар и попирается ногами прохожих».

«Мир сходит с ума всю свою историю, но сейчас такое настроение у людей, что хочется такие вот вещи замечать», – признается в беседе с «НИ» художник из Новосибирска Артем Лоскутов, известный в том числе изображениями Pussy Riot, стилизованными под иконы. За эти работы г-н Лоскутов испытал на себе не только народный гнев, но и подвергся административному преследованию: в июне прошлого года мировой суд Новосибирска оштрафовал художника на тысячу рублей за размещение «икон» в защиту Pussy Riot на улицах города. Полиция установила, что он вскрыл три рекламных щита и разместил на них изображения с увенчанными нимбами женщиной в балаклаве и ребенком. В отношении Лоскутова возбудили три административных дела за оскорбление чувств верующих. По одному эпизоду он был оправдан за недоказанностью вины, по двум другим эпизодам суд признал художника виновным.

«У меня эти организации ассоциируются с объединением коммунистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Они занимаются одним и тем же», – заявил «НИ» г-н Лоскутов, имея в виду организацию, знаменитую своими эпатажными заявлениями в Интернете (КПЛО считается шутовской организацией, созданной с целью высмеять коммунистическую партию). «При этом я не думаю, что письмо в Минкульт насчет Ивана Грозного, это троллинг. Допускаю, что люди совершенно искренне считают, что бороться с Репиным – это именно то, что необходимо сейчас для укрепления русского народа», – резюмирует в беседе с «НИ» г-н Лоскутов.

http://www.newizv.ru/society/2013-10-04/190144-nepravednyj-gnev.html

 

Из Третьяковки попросили убрать картину «Иван Грозный и сын его Иван»

02.10.2013

Полотно Ильи Репина, изображающее момент смерти сына Ивана Грозного, оскорбляет патриотические чувства русских людей. Такое мнение в эфире «Русской службы новостей» выразил один из авторов обращения, председатель патриотического движения «Святая Русь» Василий Бойко-Великий.

По словам Бойко-Великого, соответствующее обращение группы историков и общественных деятелей уже направлено министру культуры России Владимиру Мединскому и директору Государственной Третьяковской галереи Ирине Лебедевой.

«В Третьяковскую галерею ходят не только взрослые, но и дети, которые видят совершенно безобразную картину Репина. Мало того, что Иван Грозный никогда не убивал своих сыновей, он даже и не думал об этом — они были верными сыновьями и честно служили своему Отечеству. Это клевета на царя, которая вошла в школьные учебники ещё с начала XX века», — объяснил позицию инициаторов просьбы активист.

Также он добавил, что ответ на обращение должен поступить в течение месяца.

«Мы считаем, что министр культуры Мединский — человек грамотный, и надеемся, что он согласится убрать чёрный и клеветнический миф о России хотя бы в запасник музея. Тем более, сам министр является автором книг «Чёрные мифы о России», где он, если я не ошибаюсь, сам писал, что никаких данных о том, что царь Иоанн убил своего сына, нет», — заключил Бойко-Великий.

Картина, изображающая момент смерти сына Ивана Грозного, была написана Ильёй Репиным в 1885 году. При Александре III полотно было запрещено к показу, что стало первым случаем подобной цензуры в Российской Империи.

http://rusnovosti.ru/news/284699/

«Иван Грозный» Репина останется в Третьяковке, несмотря на протесты

МОСКВА, 3 окт — РИА Новости, Светлана Янкина. Полотно Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» останется в постоянной экспозиции Третьяковской галереи, несмотря на обращение некоторых историков и представителей общественности к его руководству с требованием убрать картину в запасники, чтобы «она перестала оскорблять патриотические чувства русских людей».

«Они высказали свою точку зрения — да, мы ее услышали. Но это не значит, что мы должны снимать картину, провисевшую в экспозиции сто лет и связанную с историей формирования коллекции музея и именем его основателя Павла Михайловича Третьякова, который приобрел работу у художника. Пока такой мысли даже не возникало, соответственно, она будет висеть», — сказала РИА Новости в четверг директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

Она добавила, что высказывать свою точку зрения имеет право каждый, но указывать и требовать — «невозможная ситуация». «У людей, кто на этом настаивает, одна точка зрения, у других людей она другая. Поэтому я не очень понимаю, почему вдруг может потребоваться это делать по желанию одной части нашего общества. Надо принимать во внимание мнение и других людей тоже», — пояснила собеседница агентства.

Она полагает, что возникшая ситуация связана, в том числе, с личным пиаром конкретных людей, подписавшихся под обращением. «К сожалению, мы сейчас живем по закону шоу-бизнеса. Третьяковская галерея — известный и любимый многими музей. Возникает заманчивый вариант, когда на фоне нашего бренда можно создать конфликт, и скандал становится способом самопиара, в том числе», — сказала Лебедева.

В обращении, адресованном также министру культуры РФ Владимиру Мединскому, в частности, говорится, что «в замечательном собрании галереи есть ряд картин, содержащих клевету на русский народ, на русское государство, на русских благочестивых Царей и Цариц. Таким картинам явно не место в этом собрании русских живописных шедевров. Прежде всего, речь идет о мерзкой, клеветнической и ложной как в своем сюжете, так и его живописном воспроизведении картине И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»».

Лебедева отметила, что Репин — не историк, а прежде всего художник, имеющий право на свое творческое видение, «и как художник он взял этот сюжет не для того, чтобы показать часть нашей истории, а для того, чтобы показать трагедию самой ситуации. Это художественное произведение, а не просто иллюстрация некоего исторического факта, о котором говорили некоторые исследователи».

«Подобное обращение — свидетельство слишком поверхностного отношения к отечественному художественному наследию. Если сейчас есть внимание к пересмотру истории, к учебникам по истории — то это вопрос комплексный, серьезный, который должен обсуждаться на другом уровне», — уверена Лебедева.

Она не считает корректным в этом случае оперировать бесспорными шедеврами отечественного изобразительного искусства.

Кстати, картина, известная также как «Иван Грозный убивает своего сына», не впервые привлекает внимание отнюдь не своими художественными достоинствами — сначала она не понравилась императору Александру III была запрещена к показу. Ограничения, впрочем, были вскоре сняты. Через несколько десятилетий полотно сильно пострадало от ударов ножом душевнобольного зрителя, и потребовало значительных усилий по восстановлению.

http://ria.ru/culture/20131003/967551231.html

Реклама
 

Метки:

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: