RSS

Агапитова и Русский музей: Может ли искусство быть не для детей?

05 Окт

Увидев работу немецкого экспрессиониста Георга Гросса, уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова обратилась к руководству Русского музея с просьбой пояснить, что именно будут изучать дети в кружке современного искусства. Корреспондент «Санкт-Петербург.ру» решил выяснить, насколько понятно современное искусство современным детям.

04 октября 2013

Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова выразила озабоченность репродукциями живописи, размещенными в соцсети в группе «Современное искусство — это интересно!». В этом сообществе опубликовано приглашение в кружок по изучению современного искусства для школьников, что и послужило поводом негодования обдусмена. Она обратилась к руководству учреждения с просьбой пояснить, что именно будут изучать ребята в кружке современного искусства. «Думаю, что после размещения объявления об открытии кружка в Сети этот вопрос интересует многих», — подытожила Агапитова.

Как пример уполномоченной приводится репродукция картины немецкого художника-экспрессиониста Георга Гросса.
«Я думаю мои сверстники не поймут и будут, как дураки, смеяться и тыкать пальцем на обнаженную девушку,» —  глядя на шедевр Гросса высказался участник кружка Арсений Мажуга. — Но запрещать детям подобное те же люди, что и запрещают геев в России. Никакой травмы не будет. Мне кажется, что дети уже в 11 лет насмотрелись и не такого».

Кружок базируется в Русском музее, занятия ведет профессиональный искусствовед и педагог с многолетним стажем Алексей Григорьевич Бойко. По словам Агапитовой, ей поступила жалоба от родительницы.

«На трех яблоках Сезанна можно вырастить нациста»

 «Такое обращение я расцениваю как естественное разнообразие суждений и мнений, — поясняет Бойко. — Но ведь чтобы говорить о нарушении прав ребенка, нужно ознакомиться с сутью дела. Все представленные на странице произведения представляют собой признанный культурный фонд. Возможно, в абстрактном измерении и имеет смысл вводить указатели на возраст в современном искусстве — не как запрещающий фактор, а как ориентир. Но занятия кружка будут проходить на базе собрания одного из крупнейших музеев в стране — Русского музея, которое отличается очень высоким уровнем. Не думаю, что в залах Русского музея эти маркировки хоть сколько-то уместны. Тут речь идет в первую очередь о педагогическом процессе. На Левитане и Шишкине можно воспитать ненавистника — и мишкам в соснах не так хорошо, как кажется, и прочее. На трех яблоках Сезанна можно вырастить нациста. В этой полемике я не увидел внимания конкретно к программе курса».

«Возрастной ценз в искусстве меня возмущает. Это неправильно — не допускать людей к искусству. Мы же достаточно взрослые, чтобы это понять, и моральных травм у нас никаких нет», — рассуждает 16-летний Александр Панков.

У курса насыщенная программа. Есть занятие на тему «Художественные течения и формы второй половины ХХ века — от поп-арта к постмодернизму» и уроки, посвященные  новейшим течениям «Отдел новейших течений Русского музея — о деятельности отдела, формирующего представления о современном искусстве». Ориентирован кружок на заинтересованных детей и сознательных родителей в первую очередь — ведь, как поясняет Алексей Бойко: «В кружок записались не приверженцы современного искусства, а те, кто хочет иметь о нем представление. Это очень разные ребята, и к ним важен индивидуальный подход. Поэтому не хотелось бы начинать обучение с каких-то негативных ситуаций».

«Искусство — тема сложная и, можно сказать, модная, тем более современное искусство»

«Ответа от Русского музея на наш запрос мы пока не получили, — сообщила  Светлана Агапитова. — В зависимости от того, что там будет, будем решать, имеет ли смысл обращаться в какие-то федеральные надзорные органы. У нас нет намерения уличить музей в нарушении прав ребенка, но искусство — тема сложная и, можно сказать, модная, тем более современное искусство. Именно по поводу этого кружка к нам обращались родители, значит, стоит повнимательнее к нему присмотреться. Честно, я сама не видела, что в этой группе. Но те фотографии, на которые поступила жалоба, выглядят не очень детскими, и в таких случаях очень важен контекст и преподавание. Бывают выставки — в том же Эрмитаже, куда детей нежелательно бы пускать, например, те же братья Чапмены. Но не привлекать же родителей за то, что они привели детей на эту выставку». Следует отметить, что конкретные изображения, на которые поступила жалоба, не имеют прямого отношения к программе кружка. Но они также являются примерами актуального искусства, для изучения которого школьники и записались к Алексею Бойко.

Для учащихся в кружке будут созданы отдельные группы в соцсетях, где они смогут общаться и выкладывать репродукции заинтересовавших их произведений. Беспокойство родителей по поводу того, что современное искусство иногда бывает «недетским», можно обосновать волной общего негодования по поводу введения возрастных цензов — в частности, в театрах и кино. Потому что кружок при Русском музее — дело добровольное, если родители посчитают программу неправильной, они могут не отдавать туда ребенка. Та же школьная программа подразумевает изучение в 7 классе шекспировских «Макбета» и «Короля Лир», прозы Леонида Андреева и «Первой любви» Тургенева. Если ограждать детей от «взрослой» жизни, то эти классические произведения тоже нужно исключить из программы. А также львиную долю школьного курса биологии.

При этом дополнительное образование в виде кружков на базе Русского музея, как и Эрмитажа, существует десятилетия.

Анастасия Семенович, «Санкт-Петербург.ру»

http://saint-petersburg.ru/m/320750/

Advertisements
 

Метки: ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: