RSS

Дирижировать будет Кичеджи?

21 Сен

Росбалт, 16/09/2013

Прямо во время репетиции в минувшую пятницу, 13-го, был уволен главный дирижер Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра, профессор консерватории, заслуженный артист России Александр Титов. По его словам, увольнение стало абсолютной неожиданностью и для него, и для коллектива, который он успешно возглавлял 6 лет.

«У нас началась репетиция, как вдруг мне позвонили из отдела кадров комитета по культуре и попросили немедленно зайти и подписать приказ о моем собственном увольнении, — говорит профессор. — Я руковожу оркестром несколько лет. За все эти годы вплоть до момента увольнения никаких претензий ко мне не было, ничто, как говорится, вообще не предвещало такого неожиданного исхода».

По словам главного дирижера, обиднее всего даже не сам факт неожиданного увольнения, а подход к нему.

«Уволили как-то по-советски. Никто ничего не сказал, не поговорил. В комитете по культуре до сих пор не удосужились объяснить, почему вдруг это произошло. Сейчас они даже не берут телефонные трубки! — удивляется заслуженный артист России. — На моей памяти таких увольнений по крайней мере в Петербурге не происходило. Были подобные случаи в Большом театре, когда на вахте у главных дирижеров или худруков просто на глазах разрывали пропуск — также без объяснения причин. Но у нас в Ленинграде-Петербурге до сей поры подобного не случалось. Все-таки культурная столица. Причем я переживаю даже не столько за себя, сколько за коллег. Все в недоумении, музыканты не могут толком работать».

Насколько известно «Росбалту», музыканты оркестра и коллеги Титова из Санкт-Петербургской государственной консерватории с пятницы музыкой уже не занимаются — они проводят время на собраниях, где размышляют о том, как защитить своего руководителя или хотя бы выяснить причины, по которым вполне успешного и талантливого человека вот так в одночасье выкидывают за дверь.

Мы попытались получить ответ в комитете по культуре. «К сожалению, пока без комментариев. Ситуация непростая», — только и смогли ответить специалисты ведомства.

Между тем у коллег уволенного Титова свои мнения. «Это просто шок. Какие-то бандитские разборки! — убежден заведующий кафедрой хорового дирижирования Санкт-Петербургской консерватории, народный артист России Валерий Успенский. — Это просто неуважение к коллективу знаменитого оркестра и самому Александру Титову. Конечно, у комитета по культуре могут быть свои планы, но абсолютно недопустимо увольнять человека вот так бесцеремонно».

По словам Успенского, дело не только в увольнении коллеги, но и в отношении к искусству. «Помимо того, что Титов наш сотрудник, он еще и прекрасный музыкант. Вся современная музыка играется только его оркестром, больше никто за это не берется. Уровень оркестра при Титове достиг профессиональных высот», — сообщил Успенский.

В отсутствие официальных комментариев — если уж не прессе, то хотя бы самим участникам событий — заинтересованные лица теряются в догадках. Как удалось выяснить «Росбалту», одной из причин увольнения Титова могут быть определенные интересы профильных чиновников городской администрации. По некоторым предположениям, таким некрасивым способом «готовят почву» для того, чтобы в корне реформировать петербургские классические симфонические оркестры.

В понедельник, 16 сентября, музыканты оркестра написали открытое письмо губернатору Петербурга Георгию Полтавченко, пытаясь защитить своего дирижера.

«Мы убеждены: наш оркестр — это не полигон для экспериментов и не ристалище для разыгрывания закулисных интриг, мы хотим серьёзной, профессиональной работы с дирижёром, творческим качествам которого мы доверяем. И таким дирижёром, который заслужил уважение не только оркестрантов, но всей музыкальной общественности нашего города, является Александр Вениаминович Титов, — говорится в обращении. — После попыток выведать у работников комитета причину столь несправедливого по сути и хамского по форме поступка нам дали понять, что они сами являются заложниками различного рода приказов, исходящих сверху. Конкретно – от господина Василия Кичеджи. Мы считаем, что волюнтаристское решение вице-губернатора по поводу увольнения Александра Титова с должности художественного руководителя и главного дирижера ГАСО СПб имеет разрушительный характер и наносит непоправимый вред музыкальной культуре Санкт-Петербурга».

Зачем — остается, опять же, только догадываться. «Они хотят слить все оркестры и сделать некую масштабную «Оперу для всех». О причинах этого мы можем лишь догадываться», — заметил источник.

По предположениям осведомленных источников, один из самых амбициозных проектов городской администрации — «Опера для всех» — довольно щедро спонсируется из бюджета. Следовательно, могут быть заинтересованные люди, желающие прибрать все это финансирование к одним рукам. Ну, не совсем к одним, но достаточно приближенным друг к другу.

«Предположение одно: Смольный хочет посадить на это место Фабио Мастранжело», — сообщила «Росбалту» театральный критик Гюляра Садых-Заде.

У другого эксперта, попросившего не называть его имя, вместо кандидатуры самого известного «русского итальянца» (Мастранжело является главным дирижером и художественным руководителем оркестра Государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург Камерата», а также постоянным приглашенным дирижером Мариинского театра и других театров России) фигурирует другой петербургский музыкант с не менее богатой биографией — Сергей Стадлер.

«Речь идет о Стадлере. Смольный то ругается с ним, то мирится. Сейчас, возможно, они думают посадить его на место Титова», — намекнул источник. Напомним, что Сергей Стадлер — это скрипач, дирижер, народный артист России, президент Эрмитажной академии музыки и экс-ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.

Впрочем, большинство экспертов также оценивают очередные перемены в культурном пространстве Северной столицы как очередной знак того, что «высшие силы» (не небесные, а чиновничьи) обратили внимание на культуру.

«Это очередной признак катавасии, которая охватила целиком культурную и гуманитарную сферу России. У государства, наконец, дошли руки до культуры, которой не занимались десятки лет. Сейчас в связи с установкой президента Путина повысить зарплату работников культуры до приемлемого уровня, начались все эти реорганизации-оптимизации. Речь идет не только об оркестрах или театрах, но и о научных, учебных заведениях в сфере культуры и искусства. Хорошо это или плохо? В данном случае — узнаем, когда назначат нового дирижера на место Титова. К сожалению, мы всегда узнаем об этом последними», — замечает театральный критик Елена Третьякова.

Пока эксперты очень осторожно комментируют все процессы, происходящие на культурной ниве. Работники самой деликатной из отраслей привыкли, увы, наблюдать за разворачивающимся спектаклем с галерки.

«Слить два оркестра или несколько институтов — да милое дело! И, возможно, даже не самое плохое, и когда-нибудь нам это обоснуют. Но у нас почему-то все происходит со слухами, сплетнями и скандалами. Что в Большом театре, что в наших «малых», — огорчаются эксперты.

На вопрос, почему чиновники так обращаются с тонкими представителями трепетной нивы искусства и даже не берут телефонные трубки, сами представители «нивы» отвечают просто: «А они их никогда не берут!».

Впрочем, «Росбалт» обещает предоставить сотрудникам Смольного возможность для комментария сложившейся ситуации. Если таковые все-таки появятся.

Марина Бойцова

http://www.rosbalt.ru/piter/2013/09/16/1176305.html

 

В Петербурге увольняют дирижеров

В течение нескольких дней в Петербурге были уволены сразу три руководителя государственных учреждений культуры — Академического симфонического оркестра Санкт-Петербурга, Губернаторского оркестра и Петербургского камерного хора. Несмотря на недовольство творческих коллективов, чиновники объясняют решение желанием сделать творчество музыкантов «более резонансным, востребованным» и повысить уровень средней зарплаты работников. Ради этого планируется объединить творческие коллективы в один.

«Коммерсантъ», 18.09.2013

В конце прошлой недели распоряжением комитета по культуре Санкт-Петербурга от должности художественного руководителя и главного дирижера Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра был освобожден Александр Титов. «Мы благодарны Александру Титову, он крепкий профессионал, он шесть лет поддерживал оркестр в хорошей форме. Но нам хотелось бы, чтобы творчество музыкантов стало более резонансным, востребованным. Потенциал для этого есть. И если власть всерьез озабочена развитием музыкальной сферы, повышением зарплаты, организацией громких гастролей, то ставку надо делать именно на такие коллективы»,— пояснил через пресс-службу подобное решение председатель комитета по культуре Василий Панкратов.

Чиновник называет ротацию кадров абсолютно естественным процессом, без которого неизбежны стагнация и угасание творческой жизни. «Петербургский налогоплательщик оплачивает с десяток симфонических оркестров и вправе ожидать широкого признания и действительно ярких достижений. Успешные детские абонементы во дворце Белосельских-Белозерских — это неплохо, но этого мало. У Петербурга великие музыкальные традиции, у нас репутация центра мировой музыкальной культуры. Нельзя снижать эту планку»,— добавляет господин Панкратов.

О своем увольнении господин Титов узнал по телефону во время репетиции, после чего недовольные сотрудники его оркестра отправили губернатору Петербурга Георгию Полтавченко письмо, в котором обвиняют в принятии «волюнтаристского решения» профильного вице-губернатора Василия Кичеджи, подчеркивая, что оно «имеет разрушительный характер и наносит непоправимый вред музыкальной культуре Санкт-Петербурга».

Сообщения о своем увольнении получили также директор государственного бюджетного учреждения культуры «Петербург-концерт» (Ленконцерт) Евгений Колчин и художественный руководитель Губернаторского оркестра Станислав Горковенко. По информации коллектива Академического симфонического оркестра Санкт-Петербурга, на очереди основатель и худрук Петербургского камерного хора Николай Корнев.

По данным источника в Смольном, кадровые решения связаны с грядущим объединением творческих коллективов. Город рассматривает в качестве руководителя объединенной структуры худрука оркестра Эрмитажа Фабио Мастранджело и президента Эрмитажной академии музыки Сергея Стадлера.

Василий Кичеджи объясняет принятые кадровые решения приказом Министерства культуры, которое поручило довести заработную плату петербургских деятелей культуры до среднего уровня по России. «Комитет по культуре проинформировал, что он будет реорганизовывать некие подведомственные учреждения с целью повышения заработной платы»,— цитирует господина Кичеджи «РИА Новости».

Влада Гасникова, Санкт-Петербург

http://www.kommersant.ru/doc/2282155

19 сентября

За увольнением дирижера Титова стоит Кичеджи или его советник

Вице-губернатор Василий Кичеджи объявил выговор зампреду комитета по культуре за увольнение дирижера Александра Титова, хотя в комитете указывают на то, что решение принималось «наверху». Такие выводы можно сделать из открытого письма, с которым обратились в губернатору Георгию Полтавченко музыканты Государственного академического симфонического оркестра.

Напомним, художественный руководитель оркестра Александр Титов был уволен 13 сентября прямо во время репетиции. Он был неожиданно приглашён в отдел кадров комитета по культуре и ознакомлен с приказом об увольнении. Позже увольнение объяснили ротацией кадров. Однако Василий Кичеджи поручил объявить выговор зампреду комитета Борису Илларионову в связи с фактом некорректного увольнения Титова.

Однако ранее музыканты оркестра обратились к губернатору с открытым письмом. «После попыток выведать у работников комитета причину столь несправедливого по сути и хамского по форме поступка нам дали понять, что они сами являются заложниками различного рода приказов, исходящих сверху, – говорится в обращении. – Конкретно – от господина Василия Кичеджи».

В то же время, как утверждает другой источник в комитете по культуре, решение об увольнении Титова исходило не от самого Василия Кичеджи, а от советника вице-губернатора Юлии Стрижак.

http://www.zaks.ru/new/archive/view/115397-0/

Реклама
 

Метки:

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: