RSS

Путин поставил правительство перед выбором

31 Авг

Правительство должно выбрать: либо больше помогать регионам, либо освободить их от выполнения части обещаний президента Владимира Путина, пишет S&P

Филипп Стеркин Vedomosti.ru 26.08.2013

Нагрузка на бюджет резко увеличилась из-за необходимости выполнять подписанные Путиным в мае 2012 г. указы. Их стоимость для федерального бюджета в 2014-2016 гг. Минфин оценивал в 2 трлн руб., в том числе 350 млрд руб. получат регионы, на которые лягут основные расходы по финансированию роста зарплат бюджетников.

Но этого хватит, чтобы оплатить лишь треть дополнительных расходов регионов, отмечает аналитик S&P Карен Вартапетов. Пока расходы регионов растут (за полгода на 3%), а доходы падают (на 5%), пишут аналитики S&P. За полгода поступления от налога на прибыль (а это в среднем четверть доходов регионов) рухнули на 26%, федеральная помощь — на 16% (еще 20% доходов), говорится в исследовании. Чтобы сэкономить деньги на выполнение указов, регионам пришлось резать другие статьи расходов — и в первую очередь инвестиции. Зато доля социальных статей растет, подсчитали в S&P: расходы на оплату труда составили в среднем более 50% текущих расходов бюджета.

Федеральные власти могут нарастить поддержку регионов, как это было в кризисные 2008-2009 годы. По оценкам S&P, для полного финансирования указов при существующей динамике налоговых доходов дополнительная помощь может составить до 0,9-1,0% ВВП в 2013 г. и 2,1% в 2014 г. сверх предусмотренных в законе о бюджете 2,3 и 2,2% соответственно. Это сложная задача, отмечает Вартапетов, но и снижение задания по указам сопряжено с политическими рисками. Получить комментарии Кремля вчера не удалось.

Независимо от выполнения указов необходимо наращивать финансирование образования и здравоохранения, говорит директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова. А указы стимулируют регионы поддерживать эти сферы и если снизить обязательства или растянуть выполнение указов, то этот стимул исчезнет, рассуждает она. Федеральный центр может сократить другие свои расходы, призывает Акиндинова, — например, более серьезно уменьшить финансирование оборонной программы в эти три года. Но пока происходит обратное, отмечает она: доля расходов на образование и здравоохранение в общих тратах бюджета падает.

http://www.vedomosti.ru/politics/news/15568021/putin-postavil-pravitelstvo-pered-vyborom

Региональные бюджеты не вынесли указов

Газета «Коммерсантъ», №152/П (5183), 26.08.2013

Выборные обещания Владимира Путина обходятся им слишком дорого

Выполнение майских указов президента вкупе с замедлением экономики тяжело отразилось на бюджетном балансе российских регионов, констатирует рейтинговое агентство Standard & Poor’s (S&P). Поэтому теперь центр стоит перед сложным выбором: оказать регионам значительную дополнительную поддержку из федерального бюджета (в размере 2 трлн руб., или почти 3% ВВП) или перенести сроки выполнения части социальных инициатив Владимира Путина.

Регионам все сложнее справляться с растущими социальными обязательствами. В то время как расходы их бюджетов растут из-за необходимости выполнения майских указов президента (прежде всего, по повышению зарплат бюджетникам), доходы падают из-за замедления экономического роста. По данным Федерального казначейства, по итогам первого полугодия 2013 года совокупные доходы регионов упали в годовом выражении на 5% (при этом поступления налога на прибыль сократились на 26%, а помощь из федерального бюджета — на 16%). Более существенного общего падения удалось избежать только благодаря росту поступлений налога на доходы физлиц (на 11%), который связан как раз с увеличением зарплат работников госсектора.

Расходы регионов в первом полугодии выросли пока незначительно — на 3% в годовом выражении. По мнению экспертов S&P, властям регионов удалось добиться такого результата путем сокращения капитальных вложений — в дальнейшем удерживать такой низкий темп роста расходов будет крайне сложно. Уже сейчас социально чувствительные расходы на оплату труда составляют более половины текущих трат региональных бюджетов, «что ограничивает уровень гибкости регионов в управлении расходами», указывают в S&P. Между тем российская экономика продолжает замедляться, и сомнительно, что в ближайшее время регионы смогут пополнить свои бюджеты за счет роста прибылей корпораций.

Региональные власти, как и в кризис 2008-2009 годов, могут рассчитывать на помощь федерального бюджета. Однако в данном случае требуемые суммы могут оказаться непосильными даже для федерального центра. По оценке S&P, для полного финансирования указов президента при существующей динамике налоговых доходов дополнительная помощь регионам должна составить до 0,9-1% ВВП в этом году и 2,1% ВВП в 2014 году. Речь идет о суммах сверх предусмотренных действующим бюджетом 2,3% ВВП в 2013 году и 2,2% ВВП в 2014-м. Таким образом, объем требующихся дополнительных ресурсов составляет около 3% ВВП, или 2 трлн руб., что сопоставимо с текущим объемом Резервного фонда (2,85 трлн руб.).

Выходом для властей мог бы стать пересмотр темпов и сроков реализации президентских указов, как это уже происходит с госпрограммой вооружений. Некоторые действия в этом направлении уже предприняты: в апреле Владимир Путин санкционировал перенос сроков выполнения своего указа о расселении ветхого и аварийного жилья на два года — до 2017 года. По мнению S&P, итоговое решение по балансировке региональных бюджетов может быть комбинацией из увеличения федерального финансирования и сдвига во времени части социальных расходов.

Юрий Ъ-Барсуков

http://www.kommersant.ru/doc/2263752

Реклама
 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: