RSS

Лица российской национальности

31 Авг

Единство нации за малые деньги

Казакам и кавказским республикам подбросят на гармонизацию отношений

Александра Самарина 26.08.2013

Вчера на сайте правительства появилась подписанная премьером Дмитрием Медведевым федеральная целевая программа (ФЦП) «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)». История ее утверждения полна драматизма: поначалу авторы программы запросили у государства, ссылаясь на величие цели, 38 млрд. руб. Месяц назад на заседании правительства было принято решение обойтись четырьмя. Сейчас найден компромисс – гармонизация отношений немного подорожала – до 6,7 млрд. руб. Эксперты видят в планах правительства бессмысленное расходование средств на абстрактные цели. А также подчеркивают заложенную в ФЦП невозможность проверки итогов ее реализации.

В субботу исполнился год с заседания президентского Совета по межнациональным отношениям, где правительство пообещало гармонизировать самую конфликтную сферу общественных отношений, не пожалев на это ни усилий, ни денег. Первоначальный финансовый замах, правда, со временем был сурово подкорректирован. Сегодня принято окончательное решение. Расходы на оздоровление нации подсчитаны с точностью почти до рубля. 4 581 091 тыс. руб. – из 6 766 035 тыс. – внесет федеральный бюджет. Еще 2 184 044 тыс. руб. повесят на губернаторов – разумеется, вместе с ответственностью за будущие кондопоги. Кстати, в предыдущем варианте программу планировалось финансировать целиком из бюджета. Создается впечатление, что авторы документа, не очень надеясь на ее выполнение, заранее подыскивают виноватых.

Цель ФЦП – ни больше ни меньше как «укрепление единства многонационального народа Российской Федерации». Для тех, кто не понял, в скобках дана расшифровка: «российской нации». Для достижения поставленной цели, уверены авторы программы, следует решить всего две задачи: «содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений» и «содействие этнокультурному многообразию народов России». Программа, хвалятся ее творцы в Минэкономразвития, «обеспечит координацию государственной национальной политики, выработку региональных стратегий этнокультурного развития, поддержку диалога между органами государственной власти и общественными национальными и религиозными объединениями».

О том, какой градусник будет измерять результат работы ценой в 7 млрд., ничего не сказано. Зато громадье планов поделено на два этапа. Цель первого (2014–2016 гг.) – «формирование условий для преодоления сложившихся негативных тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, формирование положительных сдвигов в сфере укрепления единства российской нации». Авторы документа уверены: им удастся за два года сделать то, чего не добились российские власти за последние 20 лет (если не 90). Цель второго этапа обозначена как «развитие и закрепление положительных тенденций, сформировавшихся на I этапе, включая достижение устойчивых положительных результатов в сфере укрепления гражданского единства российской нации, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, этнокультурного развития народов России».

Не менее интересны размышления авторов ФЦП по поводу того, в чем будет выражаться ее «определенный социально-экономический эффект». Оказывается, к 2020 году в России должно-таки произойти «укрепление единства российской нации и развитие единого этнокультурного пространства как важного фактора устойчивого развития страны и ее территориальной целостности»; власти научатся прогнозировать межнациональные и межрелигиозные конфликты; снизится экономический ущерб от них, а инвестиционная привлекательность регионов, в том числе Северного Кавказа, наоборот, повысится.

Вырастет и эффективность использования этнокультурного потенциала страны, а этнокультурное и социальное самочувствие коренных народов России резко улучшится.
В тексте правительственного постановления есть намеки на тех, кто будет осваивать казенные миллиарды. Сказано, например, что документ подготовлен в соответствии с Концепцией государственной политики РФ в отношении казачества, утвержденной президентом 2 июля 2008 года, а также Законом «О государственной службе российского казачества». Следует ли эту ссылку понимать таким образом, что казачеству оплатят его усилия по участию в антимигрантском патрулировании и охране южных границ от проникновения в Россию нелегалов-гастарбайтеров?

Также в документе сказано, что одним из результатов программы должен стать рост «инвестиционной привлекательности регионов, в том числе Северного Кавказа». Отсутствующая в программе конкретика оставляет и здесь большой простор для размышлений. Например, о том, что обещанная инвестиционная привлекательность взрывоопасного региона все никак не наступает, несмотря на гигантские вливания из российского бюджета, а усилия местных властей в этом направлении требуют определенного материального поощрения. Как говорится, аппетит приходит во время еды.

Заметим, что программа в течение месяца дорабатывалась в соответствии с многочисленными замечаниями и предложениями экспертов. За это время она не претерпела изменений в главном, зато сумма на ее выполнение возросла на два с лишним миллиарда. И хотя это далеко не 38 млрд., запрошенных изначально, все равно в казне образуется изрядная дыра. «Нет на них ни Навального, ни Собянина, – возмущается в беседе с «НГ» гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. – ФЦП – один из способов увода денег из бюджета в собственный карман. Должны быть четкие критерии в оценке сделанного. Интересно, как собираются отчитываться чиновники по этапам? По первому хотя бы – не говорю уже о втором? Как проверить степень укрепления единства нации? Это полный дурдом». Проверить исполнение такой программы невозможно, уверен эксперт: «Я представляю, кто будет эти деньги осваивать. Наверняка структуры, аффилированные с чиновниками. Наверняка потом провластные социологи скажут: «У нас установилось просто классное единство нации!» То, что происходит, уже даже не смешно».

Глава Института национальной стратегии Михаил Ремизов считает, что из всех задач, которые решаются путем администрирования, можно назвать лишь мониторинг прогнозирования развития ситуации. Особенно в регионах, в малых и больших городах, где есть интенсивные межэтнические контакты и велика опасность конфликтов. Проблему хотя бы диагностируют и зафиксируют на дальних подступах. Но по большей части формулировки программы выглядят слишком абстрактными, говорит эксперт: «Соответственно это открывает возможность идти по пути наименьшего сопротивления, то есть через освоение средств с помощью создания бумажной продукции». Особенный цинизм документа, утверждает Михаил Ремизов, – в возложении части расходов по реализации ФЦП на местные бюджеты: «На местах не хватает средств на дороги и школы, а теперь надо будет тратить деньги на программу с размытыми критериями эффективности».

Гармонизация межэтнических отношений, уверен собеседник «НГ», – не предмет отдельной федеральной целевой программы, а цель комплексной государственной политики, включающей, например, образовательную составляющую: «С этой точки зрения очень важно, каким будет новый учебник истории». Политика эта должна также иметь четкую полицейскую и социально-экономическую составляющие, считает Ремизов: «Проблема в том, что по многим федеральным программам критерии реализации носят формальный характер и далеко отстоят от искомого результата».

По мнению Ремизова, подключение к программе местных властей является продолжением ошибочной экономической стратегии властей в отношении губернаторского корпуса: «Ответственность за будущие конфликты хотят переложить на местные власти. Но на губернаторском уровне такого рода конфликты довольно сложно решать. Главную роль играет ответственность правоохранителей. Потому что во всех случаях, когда на межнациональной почве происходили обострения, именно их бездействие или попустительство становилось причиной конфликтов».

Понимают ли доводы экспертов в правительстве или ими никто не интересовался? Вопрос остается открытым. Как и государственный бюджет. Если есть интересанты подобного рода программ.

http://www.ng.ru/politics/2013-08-26/1_united.html

 «Закрепление положительных тенденций»

Правительство потратит почти семь миллиардов рублей на дружбу и согласие между народами

«НИ» за 26 Августа 2013 г. МИХАИЛ НИКИФОРЕНКО

Правительство Дмитрия Медведева намерено потратить 6,8 млрд. рублей на новую федеральную целевую программу (ФЦП) «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», разработанную Минэкономиразвития. Ее целью заявлено создание гармоничных отношений между всеми нациями, населяющими страну. Добиваться этого станут путем финансирования казачества и Северного Кавказа, следует из документа. Политологи полагают, что данная программа межнациональным отношениям не поможет.

Как говорится в пояснительной записке, опубликованной в воскресенье, новоиспеченная ФЦП предполагает «переход от ситуативной и непрограммной поддержки отдельных мероприятий в субъектах Российской Федерации к программно-целевому методу комплексной реализации государственной национальной политики», а результатом будет «содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений». На первом этапе программы, который намечен на 2014–2016 годы, правительство займется созданием условий для преодоления сложившихся негативных тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, формирование положительных сдвигов в сфере укрепления единства российской нации. Кабмин очевидно не сомневается в успехе старта программы, так как на второй этап (2017–2020 годы) запланировано «закрепление положительных тенденций, сформировавшихся на I этапе». Правительство уверено, что добьется «устойчивых положительных результатов в сфере укрепления гражданского единства российской нации, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений».

И без того немалая сумма, которую кабинет министров намерен был потратить изначально, в результате была в пять раз больше – 38 млрд. рублей. Однако, по мнению сопредседателя Совета по национальной стратегии, директора Агентства прикладной и региональной политики Валерия Хомякова, ни красивые обороты, ни расплывчатые формулировки, ни стремление правительства в преддверии нового политического сезона поднять свой престиж, обратившись к столь чувствительному вопросу, не стоят и тех оставшихся 6,8 млрд. рублей, которые выделят из федерального и республиканских бюджетов после всех согласований. «Эта программа – еще один способ узаконенного увода денег из бюджета государства в карман чиновников, – сказал «НИ» Валерий Хомяков. – Это смешно. Национальные отношения – самая серьезная проблема России, и ее невозможно преодолеть написанием каких-то программ, спуская их сверху. Для начала надо разобраться с коррупцией не на федеральном, а на низовом уровне. Например, с главой управы, который, не посоветовавшись с жителями, продает ресторану историческое здание, где раньше была, скажем, булочная. Туда люди сто лет ходили, а теперь там ресторан. Недовольство людей вызывает то, что меняет их среду обитания. Это первопричина и Кондопоги, и волнений в Саратовской области».

В весьма абстрактном пояснительном тексте к новой ФЦП практически не говорится о конкретных этнических группах, которые будут ею «охвачены». В документе также упоминаются «улучшение инвестиционной привлекательности регионов, в том числе Северного Кавказа», и казачество. Что касается казачества, то оно, по словам Валерия Хомякова, «иногда наводит порядок, такие примеры есть, но они единичны. Оно могло бы стать опорой для создания эффективного местного самоуправления, как это было сто лет назад, но теперь тоже зависимо от коррумпированной местной власти: бюджеты осваивают». Одним словом, собеседник «НИ» «не верит, что казачество может решать национальные проблемы».

Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль в беседе с «НИ», напротив, положительно оценил инициативу правительства. «Программа появилась вовремя, учитывая сепаратистские тенденции, – сказал г-н Джемаль. – Угроза сепаратизма сегодня исходит не с «национальных окраин». Это подпитывается тем, что Москве нет дела до регионов, которые за последнее время обезлюдели. Катастрофа на Дальнем Востоке и в Приморье открыла глаза тем, кто еще питал иллюзии. Что касается, например, проблемы кавказцев и русских, то она насаждается сверху. Градус отношений между этими народами абсолютно нормальный. Люди, которые дают себе труд проехать по регионам и посмотреть, как развиваются отношения между коренным населением и мигрантами, понимают, что их там гораздо меньше, чем в Москве, это скорее такая «экзотическая присыпка», к которой относятся в принципе позитивно».

http://www.newizv.ru/politics/2013-08-26/187810-zakreplenie-polozhitelnyh-tendencij.html

 Сформировать «общероссийскую гражданскую идентичность» в стране удастся за 6,8 млрд рублей

Дмитрий Медведев выделил большие деньги на формирование общегражданской идентичности россиян

Газета «Коммерсантъ», №152/П (5183), 26.08.2013

Премьер Дмитрий Медведев утвердил федеральную целевую программу (ФЦП) «Укрепление единства нации и этнокультурное развитие народов РФ». Ее реализация в 2014-2020 годах оценивается почти в 6,8 млрд руб., из федерального бюджета предполагается выделить 4,5 млрд. руб., остальное должны добавить региональные и местные власти. Эксперты считают, что денег хватит, если подключится еще и бизнес, но межнациональные проблемы этим не решить.

Реализовать ФЦП гармонизации межнациональных отношений в стране предполагается в два этапа, говорится в пояснительной записке к программе, опубликованной вчера на сайте правительства. На первом этапе (2014-2016 годы), предстоит «сформировать условия для преодоления негативных тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений». В это же время начнется «формирование положительных сдвигов в сфере укрепления единства российской нации». Положительные тенденции предлагается «развить и закрепить» на втором этапе ФЦП (2017-2020 годы). «Предельный объем финансирования рассчитан в ценах соответствующих лет и составляет 6766,35 млн руб., из которых 2184,44 млн руб. предстоит выделить региональным и муниципальным властям»,— отмечается в пояснительной записке.

Как ощутить ответственность за нации и конфессии главам регионов поможет рабочая группа

Заместитель главы администрации президента Магомедсалам Магомедов уверен, что за межнациональное согласие должны отвечать все уровни власти. В начале июля он заявил, что работа в сфере нацполитики будет усиливаться — в Минрегионе или «в другом ведомстве»…

Формировать и укреплять «общероссийскую гражданскую идентичность» и «гражданский патриотизм» в программе предлагается властям всех уровней вместе с гражданским обществом, в том числе НКО, системой образования, СМИ посредством интернета, социальной рекламы, проведения массовых мероприятий. Фестивали, фольклорные праздники, а также господдержка национальных языков, национально-культурных автономий (НКА), домов дружбы и этнокультурных центров в регионах должны способствовать «этнокультурному развитию народов». В итоге, говорится в ФЦП, доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, должна составить 65%, а уровень толерантного отношения к представителям другой национальности должен вырасти до 85%.

Напомним, что задачи ФЦП определены стратегией госнацполитики на период до 2025 года, которую президент утвердил свои указом в декабре 2012 года. Однако еще в феврале 2012 года Минрегион был готов представить концепцию ФЦП «Укрепление единства нации» стоимостью 36,6 млрд руб. В марте 2013 года ФЦП с таким же названием уже утверждалась премьером Медведевым. Тогда она была одной из трех подпрограмм, подготовленных Минрегионом,— ФЦП «Региональная политика и федеративные отношения до 2020 года», общей стоимостью 154,8 млрд руб. Подпрограмма о совершенствовании федеративных отношений оценивалась в 94,8 млрд, по переселению соотечественников — 22,2 млрд, а по укреплению единства нации — 38 млрд руб. Позднее эта подпрограмма стала самостоятельной программой. В июне замглавы администрации президента Магомедсалам Магомедов заявил, что «правительство в ближайшее время утвердит ФЦП «Укрепление российской нации…», которая оценивается в 38 млрд руб.» (см. «Ъ» от 7 июня 2013 года).

Как национальную политику измерили в деньгах

КС в начале июля рекомендовал принять соответствующие поправки к Бюджетному кодексу. «Стратегия государственной национальной политики» подготовлена рабочей группой совета по межнациональным отношениям при президенте в 2012 году согласно указу Владимира Путина от 7 мая 2012 года …

Глава Центра ситуационного мониторинга и региональных исследований Александр Савченко отметил, что «на программу выделили немалую сумму, но не дали все 38 млрд руб.»: «Сначала надо наработать технологию действий, потом уже смотреть, на что тратить деньги». По его мнению, «правильно построенная система образования может стать инструментом консолидации», а для таких программ «подходит принцип софинансирования». Господин Савченко уверен, что «региональный бизнес даст деньги на культурно-национальные программы»: «Это мировая практика, привлекать к таким мероприятиям бизнес, который заинтересован в нормальном климате в регионе».

Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов считает, что «не в деньгах дело». «Проблема не в ФЦП, а в самой стратегии госнацполитики, которая лечит симптомы болезни, а не саму болезнь»,— заявил он «Ъ». По его мнению, в стратегии фактически не учитывается «экспансия радикального исламизма», а также то, что миграция идет «из разных регионов, находящихся на разных стадиях развития общественных отношений», что порождает клановость, этническую преступность и затрудняет интеграцию мигрантов. «Можно провести хоть 100 фестивалей, но реально они влияния на межнациональные отношения не окажут,— отметил политолог.— А поддержка НКА, национальных центров может вновь превратить этническую принадлежность в предмет торга, как это было в СССР».

Наталья Ъ-Городецкая

http://www.kommersant.ru/doc/2263724

Реклама
 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: