RSS

Шедевры Золотого века представлены в Зимнем дворце

13 Авг

В анатомическом театре

«НИ» за 8 Августа 2013 г.  СВЕТЛАНА РУХЛЯ, Санкт-Петербург

В рамках перекрестного Года России и Голландии в Николаевском зале Зимнего дворца проходит выставка «Голландский групповой портрет Золотого века из собрания Амстердамского музея». Двенадцать большеформатных полотен авторства выдающихся голландских живописцев крайне редко покидают пределы Амстердама, и экспонирование их в стенах Эрмитажа – событие долгожданное и значительное. В то же время в истории изобразительного искусства не существует более «голландского» явления, чем групповые портреты данной эпохи.

Золотой век Голландии – это дух и воля, взлет самосознания и гордость за завоевания нового независимого государства. Республика Соединенных провинций Нидерландов возникла в результате победы первой в Европе буржуазной революции и просуществовала более двух столетий – с 1581 по 1795 год. Наибольший расцвет экономики, науки, искусства и культуры пришелся на XVII век. «Свежий» взгляд на мир породил и новую разновидность художественного реализма.

Представленные в экспозиции работы относятся к трем характерным для этого периода типам композиций – портреты попечителей благотворительных учреждений, изображения членов стрелковых корпораций и сцены анатомических уроков с участием знаменитых лекарей.

Самое крупное из привезенных в Эрмитаж полотен «Групповой портрет стрелков роты капитана Йохана Хейдекопера и лейтенанта Франса ван Ваверена» принадлежит кисти Говерта Флинка и простирается на два с половиной метра в высоту и пять с лишним метров в длину. Наиболее непривычны и непонятны для сегодняшнего менталитета изображения публичных анатомических уроков.

Однако подобные «забавы» были весьма распространены в XVI–ХVII веках и проходили в специально организованных анатомических театрах. Никаких практических целей вскрывавшие трупы медики не преследовали. Действие затевалось исключительно ради демонстрации внутренних органов и обставлялось соответствующим, присущим развлекательным мероприятиям, образом. Стационарные анатомические театры располагались в роскошных, с удобными посадочными местами помещениях, к услугам публики были прохладительные напитки и музыка. В этом контексте уже не кажется таким странным подарок (анатомический рисунок и приглашение на публичный урок анатомии), сделанный героем мольеровского «Мнимого больного» Тома Диафуарусом своей невесте Анжелике…

Голландские анатомические театры стали самыми известными в Европе и, говоря современным языком, наиболее «демократичными» – вскрытия в них проводились круглый год. И именно у голландского анатома, титулованного «художника смерти» Фредерика Рюйша приобрел свою первую анатомическую коллекцию Петр I. Ну а порог чувствительности и отношение к мертвому телу были у живших тогда людей совсем иными, нежели сегодня. Некоторые из экспонируемых работ «анатомической серии» снабжены таблицами с именами изображенных лиц и становятся своеобразным «мемориалом» голландским медикам.

Среди художников, чьи произведения представлены на выставке, Николас Элиас Пикеной, Дирк Якобс, Бартоломеус ван дер Хелст.

http://www.newizv.ru/culture/2013-08-08/186906-v-anatomicheskom-teatre.html

Реклама
 

Метки:

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: