RSS

«Русские художники на Венецианской биеннале»: Уникальный сборник фактов и сведений

03 Авг

Лучшие арт-критики дали им объяснение

Ольга Кабанова Vedomosti.ru 02.08.2013

ТОЛЬКО ЛУЧШИЕ

Короткие, но содержательные статьи сборника, объясняющие смысл самой Венецианской биеннале и участия в ней русских художников (в давнем и недавнем прошлом и настоящем), написаны первыми интеллектуалами российской арт-критики: Борисом Гройсом, Фаиной Балаховской, Андреем Ковалевым и Екатериной Деготь. Ценнейшие сведения приведены в статьях Маттео Бертеле.

 Эта публикация основана на статье «Сто лет охоты на «львов» » из газеты «Ведомости» от 02.08.2013, №138 (3400).

Художники нашей страны участвуют в Венецианской биеннале с 1895 года, и только один из них получил там главную награду — Борис Кустодиев в 1907 году. Почему другие знаменитые и высоко ценимые наши мастера — от Ильи Репина до Ильи Кабакова — ни золотых медалей, ни «Золотых львов» не получали? Не всегда понятно почему.

При советской власти, в период холодной войны особенно, идеологически выдержанное искусство, которое демонстрировала наша страна, понятно, казалось международному жюри старомодным и провинциальным. Но и в досоветское, и в постсоветское время награды нас не находили. Причем это не значит, что отмечали в Венеции только гениев и международных знаменитостей, но и их также награждали — только ни Марк Шагал, ни Осип Цадкин русскими не считались. А вот имевшему явный успех Александру Дейнеке ничего не дали. Никак не объяснить факт невысокой оценки нашего искусства и его самобытностью. Она как раз привлекала.

В счастливом 1907-м, когда за русское искусство в Венеции отвечал Сергей Дягилев, там показывали такие близкие нашему глазу вещи, как «Портрет художника Константина Коровина» Валентина Серова и портрет самого Дягилева (с няней) Льва Бакста. Особо отмечен был итальянской критикой Михаил Врубель — «самый характерный, самый индивидуальный художник и наименее западный во всей русской секции».

Что писали зарубежные газеты по поводу соцреалистического искусства, неизвестно. Раздел «Хронология», занимающий основную часть почти восьмисотстраничной книги «Русские художники на Венецианской биеннале», содержит сведения про каждый смотр, но самые скудные — именно про послевоенные советские павильоны — с 1956 по 1990 год. Тогда мало кто из советских критиков и художников в Венецию приезжал, а приезжавшие писали только, как публика радовалась оптимистическому советскому искусству и как печалилась по поводу антигуманного западного модернизма.

В постсоветское время положение постепенно изменилось — в Венецию российская художественная общественность стала ездить толпами, средства массовой информации не скупились на репортажи и комментарии, идея получить «Золотого льва» за павильон России овладела умами. Но не случилось. Кажется, что книга подсказывает почему. Ее составитель Николай Молок во вступительном слове отмечает всегдашние проблемы, связанные с нашим участием в биеннале.

Во-первых, часто сам факт этого участия был под вопросом из-за отсутствия энтузиазма художников (в начале прошлого века им казалось важнее выставиться на других художественных выставках и салонах), по идеологическим (в знак протеста против участия художников-диссидентов) или материальным (проблема 90-х) причинам. Из-за неорганизованности и бюрократизма, опять же во все времена, наш павильон открывался с опозданием. Другая русская особенность — показать как можно больше участников, многие работы так и оставались нераспакованными. В 1934 году оргкомитет биеннале даже предупредил советского комиссара, что «количество произведений должно соответствовать имеющимся выставочным площадям». И еще одна вечная проблема — печальное физическое состояние павильона России, его комиссарам приходилось думать не об искусстве, а о ремонте.

Уникальная книга, единственная, где можно найти сведения об участии России и СССР в старейшем и самом знаменитом художественном смотре, издана Stella Art Foundation. Президент фонда Стелла Кесаева — комиссар российского павильона на прошлой, нынешней и будущей биеннале. При ее комиссарстве удалось избавиться от одной из наших вечных проблем — тесноты, второй раз павильон отдан одному художнику. Долголетний ремонт, кажется, также завершен. Назначая комиссара на несколько лет вперед, Министерство культуры прекратило бюрократические проволочки (деньги, правда, переводятся поздно, но спонсоры выручают). Так что венецианские «львы» должны наконец быть за нами. Во всяком случае наше искусство опять отмечают не только наши газеты.

Русские художники на Венецианской биеннале, 1895-2013 / Научное издание. Автор-составитель Николай Молок. Stella Art Foundation, 2013

http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/14842031/sto-let-ohoty-na-lvov?full#cut

Реклама
 

Метки:

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: