RSS

Кадровый зуд Минкультуры

28 Июл

Минкульт может отправить в отставку директора Музея кино

Контракт Наума Клеймана, срок действия которого заканчивается 12 августа, могут не продлить

24 июля 2013 Олег Кармунин

Директор Государственного музея кино Наум Клейман, который руководит организацией 21 год, сообщил «Известиям» о намерении Министерства культуры не продлевать с ним контракт.

— Это их право, не имея никаких претензий ко мне, сказать: «Отдохните пожалуйста». Тем более что я уже пересек возрастную границу в 75 лет, — сказал Наум Клейман.

Директор Музея кино также сообщил «Известиям», что Минкульт уже выбрал ему преемника.

— Это советник министра культуры, я сейчас не буду называть его имя. Я с ним уже встречался. Он не имеет ничего общего с кино, но, так или иначе, он готов возглавить музей.

Г-н Клейман заявил, что ожидал свою отставку после того, как в мае ему было предложено продлить контракт не на год, как обычно, а всего на три месяца.

— Я подписал это соглашение и решил пока никому не говорить. Вполне возможно, что мне предложат пост президента музея, как предложили Ирине Антоновой, — сказал Наум Клейман.

При этом директор сообщил, что сам Минкульт не подтверждает факт его грядущей отставки. В пятницу он встречается с представителем министерства, где надеется прояснить ситуацию.

Советник министра и пресс-секретарь Министерства культуры Евгений Великанов сообщил «Известиям», что он не может подтвердить факт непродления контракта с Наумом Клейманом.

— Я пытался прояснить информацию на высшем уровне, и никто из моих собеседников ее не подтвердил. Никто не сказал о том, что по Науму Ихильевичу принято такое решение. При этом я не могу утверждать и то, что контракт будет гарантированно продлен, — сообщил «Известиям» г-н Великанов.

Наум Клейман родился в 1937 году, закончил киноведческий факультет ВГИКа (1961) и тогда же начал работать в Отечественном отделе Госфильмофонда. Клейман — один из крупнейших специалистов по творчеству Эйзенштейна, научный консультант по реконструкции его фильмов. Государственный центральный музей кино он возглавил в 1992 году.

http://izvestia.ru/news/554291

Клейман и культура

Чем грозит Москве отставка директора Музея кино

25 июля 08:57 Юрий Гладильщиков

Готовящаяся отставка главы московского Музея кино замечательного киноведа, специалиста по Эйзенштейну Наума Ихильевича Клеймана (о ней стало известно вчера) — логичное продолжение того безобразия, которое творится у нас в сфере образования и культуры.

И только не надо, товарищи, проводить параллели между отставкой Клеймана и отстранением от должности какого-нибудь Иксанова, экс-директора Большого театра. Иксанов — ворочал серьезными бабками. Клейман — никакими. Иксанов был большим администратором. Клейман — скромным идеологом большого культурного проекта, ставившего Москву в один ряд с другими культурными столицами Европы. Это начинание было варварски разрушено еще в первой половине 2000-х. Странно, что лично до Клеймана добрались только сейчас.

Хуже всего в современной российской действительности руководствоваться теориями заговора. Не потому, что они не имеют права на существование. Имеют, к сожалению. А потому что у нас куда ни плюнь, везде невольно усмотришь теорию заговора.

Тем не менее, трудно отделаться от ощущения, что в России целенаправленно уничтожается образованный класс. Он властям не нужен. У нас ЕГЭ важнее личности. Чем тупее люд, тем проще убедить его в том, что живем мы замечательно и лучше прочих. Чем тупее люд, тем проще уговорить его голосовать за. Необразованные не идут в оппозицию — у них и позиции-то никакой. Необразованные не ходят на митинги.

Наум Клейман совершил прорыв в сфере образования: он с помощью своего Музея кино, возникшего в конце 1980-х, научил нового московского зрителя смотреть фильмы. Новой аудитории, кому сегодня по 14-25, и не объяснишь, чем был для Москвы Музей кино все те пятнадцать с небольшим лет, пока он реально существовал. В 90-е была разрушена вся система проката. В стране — не только Москве — не было ни одного зала с современным звуком «долби», ни одного мультиплекса. Но на самом деле один мультиплекс действовал. И в нем был — первый в России — зал, оснащенный системой «долби», которую лично подарил великий французский режиссер Жан Люк Годар. Мультиплексом — семью залами в Киноцентре на Пресне — располагал Музей кино Наума Клеймана. Этому Музею Годар и презентовал «долби» за свой счет: чтобы там можно было полноценно смотреть новейшее кино.

Лично для меня Музей кино стал в 90-е вторым университетом. У меня был бесплатный пропуск на все сеансы (Наум Ихильевич об этом и не ведает — мне выдал его по дружбе один из его тогдашних соратников). Примерно с 16.00 до 24.00 Музей демонстрировал в своих семи залах лучшее кино всех времен — от классики до нового арт-хауса. Там я посмотрел всего Дрейера, всего Бергмана, всего Херцога, всех Каурисмяки. Там я однажды, спеша в темноте зала с сеанса на сеанс, дичайше подвернул ступню — хотя был в то время худым, тренированным и играл в футбол (после этого зарекся выбегать из кинозалов в темноте).

Музей кино сформировал в Москве развитую молодую публику — теперь такой нет, что лучше всего заметно по Московскому кинофестивалю, где на самых артистических картинах жуют поп-корн, трендят по мобильнику и громко переругиваются, опоздав.

Музею, казалось, ничто не грозило, пока не появился наш великий патриот Никита Сергеевич Михалков. Возглавив в конце 90-х Союз кинематографистов РФ, он начал принципиальную борьбу за здание Киноцентра, которое, по его версии, принадлежало Союзу и могло накормить всех кинопенсионеров России. Много говорил о культурной значимости этой борьбы. Обещал всем в случае выигрыша золотые горы.

В итоге он отдал Киноцентр противникам за понюшку табаку. Кинопенсионеры почему-то не обогатились. А ценой сделки стал, судя по последствиям, Музей кино. Новые владельцы выгнали его из принадлежавших ему залов (что даже с коммерческой точки зрения — глупость полная: Музей собирал аншлаги и был выгоден. Но: не драл за билеты. Они продавались студентам по студенческим ценам).

Так в Москве и не стало Музея кино. Не стало постоянно действующей, развивающей вкусы, совершенствующей нравы синематеки, какая есть в Париже, Турине, Мюнхене, Торонто.
Музей не смирился. Он пытался работать на других площадках. Но фактически его убили. Митинги в его защиту, которые проходили на Пушкинской, ничего не дали: властям музей не нужен. Зачем им понадобилось заколотить последний гвоздь в гроб Музея — устранить самого Клеймана — искренне не ведаю. Варвары — кто их поймет.

Как ни странно, вчера меня задела не только информация об отставке Клеймана. Задело письмо, которое ряд наших культурных деятелей и начальников написали министру культуры Мединскому с просьбой оставить Клеймана в должности. Письмо – коленопреклоненное. «Уважаемый господин Мединский» etc.

Кто такой Мединский, чтобы молить его о Клеймане? Мединский — временщик. Сегодня он есть, завтра его не будет, и никто о нем не всплакнет.

А вот то, что Музей кино убит, то, что Клеймана убирают — вот это наша родина, сынок. В ней и обитаем.

ОТ РЕДАКЦИИ. Министерство культуры вечером 24 июля опровергло сообщения об увольнении Наума Клеймана с поста директора Музея кино. Как сообщила РИА Новости глава департамента культурного наследия министерства Наталья Самойленко, информация о том, что контракт с Клейманом не будет продлен, не соответствует действительности. Самойленко также предположила, что Клеймана могли ввести в заблуждение по поводу его возможной отставки.

Мнение обозревателя может не совпадать с мнением редакции.

http://www.mn.ru/opinions/20130725/352117119.html

Музей кино может получить здание на Зубовском бульваре

МОСКВА, 25 июл — РИА Новости. Директор московского Музея кино Наум Клейман сообщил РИА Новости, что на следующей неделе собирается встретиться с рядом архитекторов, которые предложат ему варианты размещения музея.

В частности, как сказано в документе, поступившем в распоряжение РИА Новости, в качестве одного из вариантов рассматривается здание по адресу Зубовский бульвар, д. 15, строение 1 — напротив Музея Москвы и недавно открывшегося там Центра документального кино.

Клейман подтвердил, что это один из вариантов размещения Музея кино.

«Совершенно неожиданно история всколыхнула многих, и мне сейчас звонят люди и предлагают еще варианты. Некоторые архитекторы даже готовы помочь Музею кино на общественных началах. На следующей неделе я собираюсь с ними встречаться», — пояснил он.

В четверг было принято решение о пролонгации контракта директора Музея кино до 1 июля 2014 года, хотя накануне Клейман сообщил РИА Новости, что получил предупреждение от министерства культуры о том, что, вероятно, его контракт, который истекает в следующем месяце, не будет продлен.

До 2004 года Музей кино располагался в здании Киноцентра на Красной Пресне, откуда был выселен в 2004 году, что вызвало общественное возмущение. С тех пор музей не имеет постоянного здания. В 2012 году глава Первого канала Константин Эрнст предложил выделить музею место в комплексе, который телеканал планировал построить на территории завода «Серп и молот». А в июне этого года президент ММКФ Никита Михалков сообщил, что во Дворце кинофестивалей, который обещают построить через три года в Лужниках, также может найтись место для Музея кино.

http://ria.ru/culture/20130725/952100484.html

Контракт с директором Музея кино Клейманом продлен до июля 2014 года

МОСКВА, 25 июл — РИА Новости. Контракт с директором Музея кино Наумом Клейманом будет продлен до 1 июля 2014 года, сообщил в четверг на встрече с журналистами министр культуры РФ Владимир Мединский.

«Мы приняли решение о пролонгации контракта на год — до 1 июля 2014 года», — сказал министр культуры после встречи с Клейманом в четверг.

Накануне директор Музея кино сообщил РИА Новости, что получил предупреждение от министерства культуры о том, что, вероятно, его контракт, который истекает в следующем месяце, не будет продлен. В свою очередь, представитель Минкультуры тогда же заявил, что информация о том, что контракт с Клейманом якобы продлеваться не будет, не соответствует действительности.

По словам Мединского, на встрече с Клейманом обсуждалась «принципиально другая вещь».

«Необходимо воссоздать Музей кино в полноценном виде. В течение года пройдет поиск подходящей площадки, выбор концепции, проведение конкурса на архитектурное и концептуальное решение будущего Музея кино. Безусловно, этим займется нынешнее руководство музея. Мы со своей стороны вместе, возможно, подберем исполнительного директора, который будет решать строительные и другие вопросы», — подчеркнул Мединский.

Конкретных вариантов размещения Музея кино, по словам министра культуры, пока нет.

До 2004 года Музей кино располагался в здании Киноцентра на Красной Пресне, откуда был выселен в 2004 году, что вызвало общественное возмущение. С тех пор музей не имеет постоянного здания. В 2012 году глава Первого канала Константин Эрнст предложил выделить музею место в комплексе, который канал планировал построить на территории завода «Серп и молот». А в июне этого года президент ММКФ Никита Михалков сообщил, что во Дворце кинофестивалей, который обещают построить через три года в Лужниках, также может найтись место для Музея кино.

http://ria.ru/culture/20130725/952094939.html

Мединский считает, что Музею кино нужен попечительский совет

Ранее было принято решение о пролонгации контракта директора музея Наума Клеймана до 1 июля 2014 года, хотя накануне Клейман сообщил РИА Новости, что получил предупреждение от министерства культуры о том, что, вероятно, его контракт не будет продлен.

МОСКВА, 25 июл — РИА Новости. Министр культуры РФ Владимир Мединский считает, что необходимо создать попечительский совет Музея кино, возглавить который может Константин Эрнст.

«Необходимо создание попечительского совета Музея кино, потому что это большая комплексная долгоиграющая история. Думаю, мы обратимся совместно к Константину Львовичу Эрнсту с просьбой возглавить этот совет», — сказал Мединский на встрече с журналистами в четверг.

Ранее в тот же день было принято решение о пролонгации контракта директора музея Наума Клеймана до 1 июля 2014 года, хотя накануне Клейман сообщил РИА Новости, что получил предупреждение от министерства культуры о том, что, вероятно, его контракт, который истекает в следующем месяце, не будет продлен.

До 2004 года Музей кино располагался в здании Киноцентра на Красной Пресне, откуда был выселен в 2004 году, что вызвало общественное возмущение. С тех пор музей не имеет постоянного здания. В 2012 году глава Первого канала Константин Эрнст предложил выделить музею место в комплексе, который телеканал планировал построить на территории завода «Серп и молот». А в июне этого года президент ММКФ Никита Михалков сообщил, что во Дворце кинофестивалей, который обещают построить через три года в Лужниках, также может найтись место для Музея кино.

http://ria.ru/culture/20130725/952097892.html

ДИРЕКТОР МУЗЕЯ КИНО НАУМ КЛЕЙМАН О ТОМ, КАК МИНИСТР КУЛЬТУРЫ МЕДИНСКИЙ ХОТЕЛ ПОСТАВИТЬ ДИРЕКТОРОМ МУЗЕЯ СВОЕГО СОВЕТНИКА АЛЕКСЕЯ КУЧЕРЕНКО, И КАК ПОМОГ КОНСТАНТИН ЭРНСТ

26 июля 2013

Министр культуры Владимир Мединский заявил, что контракт с директором Музея кино Наумом Клейманом будет продлен до 1 июля следующего года. Накануне сам Клейман говорил, что в Министерстве его уведомили о том, что не будут продлевать с ним истекающий трудовой договор.

В ответ российские кинематографисты, в том числе режиссеры Александр Сокуров, Георгий Данелия и Сергей Соловьев, а также руководитель Первого канала Константин Эрнст – направили на имя Мединского открытое письмо с просьбой оставить Клеймана на посту руководителя Музея.

Тем временем, представитель Министерства культуры опроверг информацию об увольнении Клеймана, а позже сам Владимир Мединский заявил, что с Клейманом обсуждалось вовсе даже не увольнение, а воссоздание Музея кино. Кроме того, Мединский заявил, что у музея появится попечительский совет, возглавить который он планирует предложить Константину Эрнсту. Что произошло на самом деле, обсудили с самим Наумом Клейманом, а также с его заместителем Максимом Павловым.

Кремер: Что же все-таки произошло между вами и министром культуры?

Клейман: С министром культуры я впервые встретился вчера. У меня истекал контракт в мае, в апреле мне дали бумагу о том, что мой контракт истекает 12 августа, после чего будет другой директор. Я даже познакомился с этим человеком. Это один и советников министра Кучеренко Алексей Валентинович, выпускник МГИМО, человек, с кино соприкасавшийся однажды – он был продюсером документального фильма. На мой вопрос, почему он вдруг решил, он сказал, что очень любит кино и вообще ему дадут финансирование, поэтому если мы хотим, чтобы был построен музей кино, он как эффективный менеджер должен его возглавить.

Кремер: Кем в этой ситуации предлагалось стать вам?

Клейман: Они предполагали учредить пост почетного президента, который что-то, видимо, может советовать, но это, в общем, фикция. Не идет разговор о моем месте начальника. Я меньше всего мечтал быть директором. Так сложились обстоятельства, что мои обещания основателям Союза кинематографистов на полтора года взять на себя разработку концепции Российского музея кино и потом вернуться к своей академической деятельности.

Кремер: Кто стал инициатором  открытого письма?

Клейман: Я думаю, это журнал «Сеанс». Это Любовь Аркус и Константин Шавловский, которые и написали этот текст, обзвонили всех людей, кто подписал. Они обратились к Эрнсту, Соловьеву, все поставили свои подписи. А дальше они опубликовали, и люди стали присоединяться добровольно.

Дзядко: За всей этой ситуацией 2-3 последних дня вокруг Музея кино стоял неприятный фон. Насколько атака не Музей кино осталась в прошлом?

Клейман: Не было бы счастья, да несчастье помогло. Этот эпизод вывел на поверхность главную проблему: у Музея кино нет своего дома. Мы фактически уже больше 6 лет находимся на Мосфильме, мы лишились того небольшого зародыша музея, который был в Киноцентре, для на построенного когда-то Союзом кинематографистов. Это тоже был неполноценный музей, это был зародыш: мы там начали собирать фонды, там у нас были кинозалы, довольно активно работающие, у нас всегда был зритель. Вообще странно, что в Москве нет музея кино. Надо было иметь полноценную экспозицию. У нас не было места для экспозиции. Надо было иметь настоящее хранилище для фондов, этого тоже не было. Там главное, ужасно построенные залы на пятом-шестом этаже, они всегда были полны, но была одна лестница. Конечно, тогда уже стоял вопрос о создании подлинного здания для музея. И все эти годы на Министерство культуры как будто не замечало, при том, что мы государственным музеем стали, собрали довольно приличную коллекцию, и претензий не было.

Кремер: Что это за история с попечительским советом, о котором заявил Мединский? Он сказал, что его возглавит Эрнст. Это что, ответ такой, мол, сам подписывал письмо, сам и возглавляй?

Клейман: Нет, я думаю, это довольно позитивная вещь, потому что полагался попечительский совет, которого нам никогда не организовывали, а это вопрос тех людей, которые могут добывать и финансирование, и помогать строительству здания. Влиятельные люди должны были участвовать в этом с самого начала. Кроме того, Эрнст начинал когда-то у нас в Музее кино. У нас довольно много хороших детишек, которые начинали и сейчас уже известные режиссеры, и Эрнст очень много делал программ на материале нашего музея, даже в наших помещениях. Поэтому у него отношения с музеем дальние, сентиментальные, позитивные. То, что он подписал это письмо и может быть защитником нашего проекта, в каком-то смысле его предложение.

Кремер: Кто это придумал, что он возглавит попечительский совет?

Клейман: Я думаю, что он сам предложил Мединскому.

Павлов: Мы ничего не знаем о контактах Эрнста и Мединского.

Клейман: Мы услышали вместе со всеми корреспондентами.

Кремер: На каком этапе сейчас поиск здания? Какие на это сроки?

Павлов: Мы ищем здание все то время, когда находимся без здания —  с 2005 года. Вариантов пока нет. Тот адрес, который озвучивался, — это великолепный доходный дом, который прекрасно расположен. Максимум, что там можно сделать по реконструкции – это тысяч 8 квадратных метров. Музей там не уместится.

Кремер: Вам сколько надо?

Павлов: Там могут быть залы, но там не может быть хранения, не может быть нормальной экспозиции. Проблема музея, когда он еще был на Красной Пресне, это бы музей без основной экспозиции. Нет ни одного киномузея в мире, где не было бы основной экспозиции. Поэтому делать музей без этого, мне кажется, смысла не имеет, но нужно обязательно искать эти площадки. Такие площадки в музее мы знаем. Другое дело, что мы не знаем, кто стоит за этими земельными участками, которые в центре города пустуют, за этими домами, которые занавешены много лет зелеными сетками и разрушаются до основания. Если будет – а судя по тому, что вчера сказал министр культуры, есть желание Министерства в очередной раз решить этот вопрос, мы можем много вариантов предложить.

Кремер: А сколько тысяч метров в центра Москвы вам нужно?

Павлов: Это не обязательно центр. Если этот музей будет в новой Москве, этот музей точно не будет посещаем. В связи с тем, что у музея есть очень активная синематичная часть – то есть это ежедневные показы – естественно, должно быть удобно для всех москвичей. Мединский вчера сказал, что это в пределах третьего транспортного кольца.

Клейман: Примерно 16. Это не самый большой киномузей в мире, потому что у китайцев 30 с лишним тысяч метров. У них замечательный, только что построенный центр.

Павлов: Мы тоже не претендуем на Кремль, хотя в Кремле можно было бы разместиться.

Клейман: У нас музей, который не нуждается в дневном свете, особенно для кинозалов. Врезать в берег реки, не возвышающийся над парком – планируется парк на месте «России» — и сделать там кинопарк, облагороженный и мифологией кино, и мифологией Москвы, это было бы гениально.

Дзядко: Вы же понимаете, если это появится, это появится уже не сегодня, не завтра, не через 5-8 лет.

Клейман: Может, через 5-8 может появиться. А то, что можно встроить в одном здании все функции музея – хранительские, экспозиционные и синематичные, или можно сделать синематеку на Парке культуры, а экспозицию в другом месте, так тоже может быть. Тогда синематика заработает очень быстро. Есть много вариантов. Мы рассчитываем, что мэрия отнесется к нам очень благосклонно, потому что мы работаем для москвичей.

http://tvrain.ru/articles/direktor_muzeja_kino_naum_klejman_o_tom_kak_ministr_kultury_medinskij_hotel_postavit_direktorom_muzeja_svoego_sovetnika_alekseja_kucherenko_i_kak_pomog_konstantin_ernst-348866/

Реклама
 

Метки: ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: