RSS

План достижения гармонии

28 Июл

Межнациональный план Дмитрия Медведева

Правительство берет на себя повышенные обязательства по борьбе с ксенофобией

22.07.2013  Иван Родин

План мероприятий по реализации в 2013–2015 годах Стратегии государственной национальной политики, создание которой началось со статьи Владимира Путина в «НГ», размещен вчера на сайте правительства РФ. В плане 12 разделов и 82 пункта, охватывающие все сферы деятельности государства. Из этого плана можно понять, что в ближайшие пару лет власть намерена нанести серьезные удары по экстремизму, национализму и ксенофобии.
Предполагается осуществить обширные культурные, спортивные и медийные программы, провести большое количество фестивалей, совещаний и круглых столов, снять множество фильмов. А также обучить чиновников действовать с учетом многонационального разнообразия страны. В случае выполнения плана нацстратегия до 2025 года может быть исполнена досрочно.
Вчера правительство опубликовало на своем официальном интернет-портале план мероприятий по реализации в 2013–2015 годах Стратегии государственной национальной политики до 2025 года. Эта стратегия была утверждена Владимиром Путиным в конце прошлого года, а необходимость ее создания президент провозгласил в одном из своих майских указов. Которым, как известно, предшествовала серия его газетных статей, опубликованных в ходе избирательной кампании. Вторая статья из этой серии, как раз и посвященная национальному вопросу, была напечатана в «НГ» от 23.01.12. Напомним, что в ней кандидат в президенты назвал нашу страну отдельным типом многонационального государства, предложив название Историческая Россия. Которая не является ни моноэтническим государством,  ни плавильным котлом, а образованием, которое все народы, на его территории пребывающие, строили вместе. Конечно, под водительством русского народа хотя бы в силу его количественного доминирования и государствообразующего влияния, а стало быть, и культурного лидерства.
В этой статье Путин и наметил контуры госполитики в нацвопросе – прежде всего в той же самой культурной сфере – и медийной тоже, в образовании, в воспитании общегражданского российского патриотизма. Он поставил перед властями задачу не допускать национального экстремизма, проводить разумную миграционную политику, содействовать пониманию друг друга различными российскими народами.
Все это нашло отражение в Стратегии государственной нацполитики до 2025 года, которую президент утвердил своим указом в декабре 2012 года. Конкретные мероприятия прописаны в появившемся вчера правительственном Плане на 2013–2015 годы. В нем 12 разделов и 82 пункта. Первый раздел касается властных структур, которым предстоит совершенствоваться. Например, проводить только что подготовленную Минрегионом программу укрепления единства российской нации.
Осенью аналогичные программы должны быть утверждены на региональном уровне, а потом начнется мониторинг их исполнения. И если в 2013 году мониторить ситуацию будут только 40 субъектов РФ, то в 2018-м – уже все. Ежегодно станут проводиться всероссийские и окружные совещания для тех чиновников, которые отвечают за национальный мир и противодействие национализму и экстремизму. К этой работе будут подключены работники культуры и общественные организации.
Второй раздел плана – деятельность власти по обеспечению равных прав для всех граждан вне зависимости от их национальности и конфессиональной принадлежности. Предполагается, что постоянный мониторинг позволит выяснить, где есть проблемы такого рода и отчего они происходят.
Укреплять духовную общность и единство российской нации (это третий раздел плана) предполагается исключительно мягко. Для этого планируется огромное количество разнообразных фестивалей, праздников, памятных дней общероссийского, регионального и даже моноэтнического уровней. В итоге будут подготовлены перечень самых важных для всех россиян исторических дат, а также фотовыставка «Многонациональная Россия».
А следующий раздел – «Обеспечение национального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений – это более жесткие действия властей всех уровней. В октябре во все регионы направят методичку по выявлению, предупреждению и ликвидации конфликтов такого рода. Затем намечено масштабное экспертно-социологическое исследование «национальной» температуры российского общества. После чего в 2014–2015 годах создадут систему масштабного отслеживания ее скачков.
Кстати, в конце 2014 года, как обещает МВД, выйдет указ президента о Стратегии противодействия экстремизму в РФ. Его интересно будет почитать в связи с тем, что четкого определения самого этого экстремизма в законодательстве до сих пор нет. И многие ведущие эксперты в этой области, скажем, президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов, считают, что борьба с экстремизмом ведется не там, не с теми и несоответствующими методами: вместо жесткого противостояния этническому и радикальному религиозному экстремизму власть пока использует этот термин как дубинку против политической оппозиции, которую она же сама оставляет за рамками цивилизованной партийной конкуренции.
Намеченные на 2014–2015 годы международные политологические форумы «Российский Кавказ» – это, конечно, хорошо, но пора от изучения проблем переходить к полномасштабным, а не эпизодичным конкретным действиям против настоящего экстремизма. Пока к ним можно отнести лишь обязательство государства проверять деятельность НКО и искать пути финансирования враждебных закону и порядку структур.
Главный раздел – создание социально-экономических условий для реализации эффективной нацполитики – один из наиболее коротких. Тут можно прочитать о грантах для НКО, занимающихся налаживанием межнациональных контактов, развитии сети медицинских учреждений в местах проживания коренных малочисленных народов, о диспансеризации северных народов России.  И нет там ничего о поддержке традиционной занятости или, наоборот, создании для них таких работ, которые их традиционный образ жизни не нарушат. Зато различные массовые мероприятия по содействию такому образу жизни в плане представлены широко. Это фестивали, конкурсы, прочие акции,  создание кинофильмов и телепередач, условий для паломничества и экологического туризма и т.д.
Обширен и раздел, направленный на подрастающее поколение: волонтеры, выезды молодежи в города-герои, новые модули в образовательных стандартах и т.п.
Отдельным разделом идет поддержка русского языка: здесь тоже много фестивалей, но есть и обязательство откорректировать соответствующий закон и федеральную целевую программу.
Планируется закон и для успешной адаптации в российское общество мигрантов. Это будут делать на госденьги и НКО, и госорганы. Пропагандистское обеспечение – за специализированными форумами, сайтами и порталами в Интернете и за государственными СМИ. Скажем, РИА Новости берется в течение каждого года действия плана давать 100 материалов по проблемам межэтнического взаимодействия, 50 сообщений об успешных действиях власти на этой стезе, 50 комментариев экспертов по различным аспектам межнациональных конфликтов и их преодоления. Гостелеканалы тоже берут на себя серьезные обязательства агитационного характера.
В общем, если все то, что намечено в правительственном плане, будет выполнено не на словах и бумагах, а на деле, президентская Стратегия нацполитики должна будет подвергнуться коренному пересмотру. Потому что до 2025 года заниматься придется уже чем-то другим.

http://www.ng.ru/politics/2013-07-22/1_plan.html

Что у нас по программе

Правительство определилось с национальной политикой до 2025 года

«НИ» за 22 Июля 2013 г. ВИТАЛИЙ СЛОВЕЦКИЙ

Вчера правительство РФ утвердило план мероприятий по реализации в 2013–2015 годах Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года. Документ создали под эгидой Минрегионразвития четыре экс-министра по делам национальностей – Вячеслав Михайлов, Валерий Тишков, Владимир Зорин и Рамазан Абдулатипов. Эксперты разошлись во мнениях относительно проекта по «спасению» России. Некоторые из них считают, что народ в ходе претворения задуманного в жизнь может «вспыхнуть».

Целью разработки и принятия плана указаны укрепление духовной общности и единства многонационального российского народа, обеспечение гармоничных межнациональных отношений, улучшение госуправления в области национальной политики, гарантирование равноправия граждан и реализация их конституционных прав. Помимо этого документ предусматривает проведение мероприятий по созданию условий для культурной и социальной адаптации приезжих, развитию и сохранению этнического разнообразия народов страны, поддержке русского языка в качестве государственного, совершенствованию системы образования и патриотического воспитания детей и молодежи, обеспечению социально-экономических предпосылок для эффективного воплощения в жизнь национальной политики. Меры реализации изложены в 82 пунктах.

С 2004 года масштабных проектов в сфере национальной политики в РФ не предпринималось. Однако после событий, происшедших в декабре 2010 года на столичной Манежной площади, вопрос снова стал актуальным. Кремль попытался создать должность омбудсмена по межнациональным взаимоотношениям, но отчего-то далее попытки дело не двинулось. Затем о крупных национальных проектах в предвыборный период заговорил Владимир Путин. Летом 2011 года он создал в аппарате правительства отдел по вопросам национальных отношений. В период нахождения в качестве кандидата на пост президента им была написана статья «Россия: национальный вопрос». А после инаугурации Владимир Путин создал совет при президенте по межнациональным отношениям.

В марте текущего года премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил подпрограмму «Стратегия государственной национальной политики на период до 2025 года», входившую в подготовленную Минрегионом ФЦП «Региональная политика и федеративные отношения до 2020 года», общая стоимость которой оценивалась в 154,8 млрд. руб. Затем стратегию выделили из ФЦП в самостоятельную программу. Ранее на подпрограмму Минрегион предлагал израсходовать 94,8 млрд. руб.: на переселение соотечественников – 22,2 млрд. руб., на укрепление единства нации – 38 млрд. руб. Однако после исчезновения приставки «под» запросил уже 381 млрд. рублей.

На эти деньги регионам следовало организовать празднования юбилейных дат единства многонационального народа России, поддерживать работу домов дружбы и этнокультурных центров. Также планировалось проспонсировать международный политологический форум «Мирный Кавказ», оплатить проведение фестиваля «Цыгане под небом России», исследовать социально-экономические, этнокультурные и правовые аспекты интеграции цыган.

Эксперты согласны: укреплять нацию необходимо. Генеральный директор Института регионального развития Дмитрий Журавлев считает, что часть запланированного удастся воплотить в жизнь, однако эффект будет не таким сильным, как рассчитывали создатели плана. «Существующие в стране проблемы значительно более глобальные, – сообщил г-н Журавлев «НИ». – План их не охватывает. Да, любая программа не способна учесть все факторы. Но при ее разработке необходимо детально исследовать вопросы, которые предстоит разрешить. Например, такой момент: в стратегии приоритет отдается содействию Северо-Кавказскому региону. О помощи остальной стране сказано поверхностно. Понятно: происходящее на российском Кавказе у всех на слуху. Разработчики отвечали на общественный запрос, решение насущных задач отодвинули на задний план. Также в документе делается акцент на адаптацию и интеграцию трудовых мигрантов в социально-культурное пространство основного населения страны. Тем временем отодвигается поддержка для других народов, населяющих РФ. Усилия авторов не направлены на повышение демографического уровня коренных жителей, улучшение социально-экономических условий их жизни и развитие национальных культур».

Эксперт уточняет: «Для осуществления изложенного в стратегии необходима система мер, позволяющая исполнить задуманное. Кто ответит, если план не будет выполнен? Никто. Законодательство РФ «не прописывает» наказание за это. По данной причине отсутствует механизм контроля за выполнением задач. Программы пекутся, как пироги, но зачастую намерения остаются лишь на бумаге».

Доктор экономических наук, первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам национальностей Валерий Рашкин более категоричен в оценках. Он полагает, что претворение задуманного может распространить «пугачевщину» на всю Россию: «Там предложены неадекватные меры по решению миграционной проблемы. Авторы, по существу, выступают лоббистами внешней миграции, озабоченными «нетолерантностью» российского законодательства в отношении гастарбайтеров. Большинство народов РФ стратегия обходит стороной. Согласен, северокавказские республики – особые территории, требующие повышенного внимания. Однако на нашей родине проживает огромное количество этносов со своими заботами и бедами, в том числе межэтнического характера. Проект не предлагает новых решений, дает устаревшие ответы на новые глобальные вызовы. А происходящие в стране процессы требуют немедленного профессионального вмешательства со стороны государства. Иначе народ может «вспыхнуть».

Исполнительный директор общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев в беседе с «НИ» недоумевает: «По какой причине авторы, перед тем как взяться за дело, не изучили этнополитические реалии нашей страны? Ведь на реализацию проектов выделяются астрономических размеров бюджетные средства. При воплощении стратегии они могут вылететь «в трубу».

http://www.newizv.ru/politics/2013-07-22/185964-chto-u-nas-po-programme.html

Реклама
 

Метки:

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: