RSS

Коллекционный протест

28 Июл

Сергей Гуськов о выставке Варшавского музея современного искусства, оказавшегося на грани закрытия

Журнал «Коммерсантъ Weekend», №28 (322), 26.07.2013

В последние годы музеям часто приходится выживать: бороться за государственный бюджет, за спонсорские деньги, за аудиторию, за здание. В случае Варшавского музея современного искусства на первый план вышел жилищный вопрос. В январе 2014 года истекает срок аренды здания, и музей могут выселить: на землю есть другие претенденты, желающие возвести на этом месте высотку, новое здание музея все еще не построено. Обычно борьба за ресурсы проходит либо в закрытом режиме, в тиши кабинетов, либо с помощью ярких, привлекающих внимание акций. Музей действует решительно и открыто, но главной манифестацией в его защиту стала новая выставка. С середины мая музей показывает всю свою коллекцию, которая формировалась в течение последних восьми лет.

Выставка не случайно называется «В сердце страны». Музей находится в самом центре Варшавы, в очень людном месте, в помещении бывшего мебельного магазина. Вместо стен здесь — витрины, так что содержимое музея более или менее видно снаружи, а дополняет такую открытость свободный проход. Это, пожалуй, лучшее место для музея, чья выставочная стратегия строится на двух принципах: искусство должно быть современным с точки зрения проблем, которые затрагивает; искусство должно быть нужным — конечно, не совсем в утилитарном смысле, но таким, без которого общество, по мнению команды, руководящей музеем, не может обойтись.

С современностью у музея все в порядке: коллекция явно ориентирована на острые социальные проблемы. Такое обращение может быть минималистичным и «спокойным»: польский художник Михал Будны построил из картона кровать для бездомного, а мексиканка Тереза Марголес собрала и соединила вместе 127 веревочек, которые повязывались на неопознанные тела погибших в Мехико во время уличных столкновений. Однако есть и близкие к активизму работы, вроде «Протестного караоке» Ивана Бражкина (можно скандировать лозунги вместе с разными протестными группами) или проекта Шарон Хейс (американская художница выходила с лозунгами прошлых лет в те места, где они когда-то использовались). Чтобы выяснить, каковы болезненные точки современности, музей участвовал в организации выставочных проектов в Берлине, Риме, Москве, аккумулируя критическое искусство из разных стран.

Что касается нужности, то сверхзадача этой коллекции была зафиксирована в емкой формулировке на транспаранте Цезаря Бодзяновского, который вывешен на здании музея: «Сегодняшнее искусство создает завтрашнюю Польшу». Вынесенная на фасад фраза — один из главных аргументов в защиту музея. Художники, чьи работы вошли в коллекцию, исследовали границы возможного в обществе и таким образом раздвинули их. Свобода слова и самовыражения, равноправие разных социальных групп — все эти кажущиеся сами собой разумеющимися основания современного польского общества некогда требовали борьбы, одними из активных участников которой были художники. Фильмы Терезы Тышкевич и Катажины Козыры, скульптуры Алины Сапожников, перформансы Кшиштофа Немчика помогли по-новому взглянуть на человеческое тело, сексуальность, нормы поведения. Похожую работу проделывали в 1960-е американские художники: показываемые на выставке фильмы Кена Джейкобса и Джека Смита кажутся сегодня легкими квир-фантазиями, напоминающими шекспировский «Сон в летнюю ночь», тогда как полвека назад они считались чем-то маргинальным и постыдным в тогда гомофобной и по-пещерному патриархальной реальности американского общества. В одном из этих постановочных фильмов остался реальный документальный эпизод: полицейский патруль вмешивается в съемку, долго выясняя, что же происходит.

В коллекции есть работы и других известных польских художников (Мирослав Балка, Павел Альтхамер, Артур Жмиевский, группа «КвиКулик», Ева Партум, Збигнев Либера, Кшиштоф Водичко, Вильхельм Сасналь), а также представлены важные фигуры для других арт-сцен: румынский Брюс Науман Йон Григореску, литовец Деймантас Наркявичюс, проживающий в Мексике бельгиец Франсис Алюс, израильтяне Омер Фаст и Яэль Бартана, британка Сара Лукас, голландец Эрнаут Мик, россиянка Ольга Чернышева, американский индеец Джимми Дарем и многие другие. Все они в той или иной мере нащупывали новые жизненные формы, искали пути исключенным из сложившегося порядка быть признанными обществом, обнаруживали скелеты в шкафу респектабельных граждан.

Даже сейчас в стране сильны консервативно-католические и националистические настроения, поэтому к месту оказывается «Кабаре крестоносцев» египтянина Ваэля Шауки — фильм, в котором история борьбы за Святую землю многовековой давности показана с арабских позиций. Еще один проект, говорящий о другой точке зрения,— «Невидимые женщины «Солидарности»» хорватской художницы Саньи Ивекович. Это еле различимые портреты шести активных борцов за демократизацию, которые выпали из истории движения из-за гендерной принадлежности. Легендарный профсоюз наполовину состоял из женщин, но вся слава досталась мужчинам.

Выставка-демонстрация будет длиться до того критического момента, когда необходимость решить проблему с юридическим статусом помещения станет неотвратимой. Собранная на данный момент коллекция — это не просто серьезный козырь, а материальное воплощение достижений молодой и динамичной институции, которая вовсе не намерена пасовать перед обстоятельствами. Ведь, как демонстрирует музей через прозрачные стены, на его поддержку готово встать все польское и мировое современное искусство, а это явно более ценное приобретение для города, чем очередная высотка с зеркальными, непрозрачными извне стенами.

artmuseum.pl/en/wystawy/w-sercu-kraju

Сергей Гуськов

http://www.kommersant.ru/doc/2235763

Advertisements
 

Метки:

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: