RSS

Воронежские музейщики сохранили уникальные гравюры петровского времени

20 Июл

Татьяна Ткачева (Воронеж) 12.07.2013

Оттиски работ выдающихся мастеров-граверов, запечатлевших эпоху Петра I, создание русского военно-морского флота и его первые победы, были подарены Воронежу 200 лет назад. В других провинциальных городах подобных коллекций нет.

Сейчас ценные листы находятся в фондах областного художественного музея имени И. Н. Крамского, а их качественные компьютерные копии при желании может «выписать» к себе для проведения выставки любое учреждение культуры.

— У нас есть произведения как знаменитых русских мастеров — братьев Зубовых, Ивана Мякишева, Семена Матвеева, Алексея Ростовцева, так и иностранных художников (Адриана Шхонебека, Питера Пикарта, Гендрика Девита, Никола Лармессена, Якоба Кайзера). Их специально приглашал Петр I гравировать баталии, виды с верфей, различные карты и схемы, — рассказала старший научный сотрудник музея имени И. Н. Крамского Валерия Меремьянина. — Там изображены, например, морские сражения Северной войны, Полтавская битва. Есть еще редкая серия гравюр Михаила Махаева с видами Санкт-Петербурга (за нее воронежцы были отмечены на конкурсе питерского департамента культуры «Музейный Олимп». — «РГ»).

Воронежа, где при Петре I начали строить военные линкоры, на этих листах не увидеть. Хотя тот же Шхонебек — создатель русской гравировальной школы — на местных верфях бывал. Но все русские граверы первой четверти XVIII века так или иначе затрагивали морскую тему: иллюстрировали книги по кораблестроению, выполняли карты морей и прибрежных территорий, фиксировали сражения между флотами. В запасниках музея имени И. Н. Крамского хранятся также сделанные в технике гравюры чертежи, изображения празднеств, портреты-аллегории. По наблюдению экспертов, изобразительное искусство петровской эпохи принизано образным восприятием России как корабля, идущего на всех парусах.

В постоянной экспозиции в Воронеже подлинных образцов петровской гравюры нет — старинные листы требуют постоянной температуры и влажности. Вывозить их на выставки тоже сложно — страховка стоит немалых денег, надолго изымать оттиски из фондов нельзя. Вдобавок многие листы очень большого, метрового, формата. Поэтому музейщики по гранту Минкультуры РФ изготовили сто уменьшенных цифровых копий, которым не нужны особые условия содержания, и оформили передвижную выставку.

— Воронежцы могли познакомиться с ней в период празднования 425-летия города в 2011 году, листы использовали как иллюстрации на беседах со школьниками, возили в музей Острогожска. Теперь ведем переговоры с ярославскими коллегами, с удовольствием предоставим им готовую серию экспонатов на какой угодно срок. Поскольку страховка не требуется, финансовые затраты здесь минимальны, осталось решить вопрос с транспортом, — добавила Валерия Меремьянина.

С «петровской» гравюры, собственно, начиналось воронежское музейное собрание. Листы отпечатали с оригинальных досок в столице и в 1834 году по личному распоряжению Николая I передали в Воронеж, который уже тогда пытался, говоря современным языком, позиционировать себя как родину ВМФ. Гражданский губернатор Дмитрий Бегичев задумал создать здесь целый историко-мемориальный комплекс, посвященный петровской эпохе. С деятельностью первого русского императора был связан период наивысшего расцвета города: в конце XVII — начале XVIII века сюда, поближе к верфям, фактически переместился центр общественной жизни России. Бегичев попросил о помощи центральные министерства и ведомства. Первым «материальным» откликом на его письма и стали подаренные гравюры.

Увы, дальше дело в те годы не двинулось. А замысел был грандиозный — и в чем-то созвучный нынешним планам властей по развитию «морского» бренда Воронежа. Бегичев планировал не только собрать документы и вещи, связанные с деятельностью Петра I на этой земле, но и устроить музей, посвященный императору-корабелу и его сподвижнику святителю Митрофану, епископу Воронежскому. На тот момент на реке Воронеж в черте города еще стояло бывший цейхгауз — единственное здание, сохранившееся в городе от петровских времен.

Его собирались выкупить у частного владельца, часть отдать под мемориальный кабинет Петра, часть — под Митрофановский храм (и в памятные «петровские» даты после богослужений угощать там бедняков в память о царе). Вокруг предполагалась зона для публичных гуляний, а на горе напротив — обелиск. Сегодня монумент Петру в Воронеже имеется, в память о строительстве флота строят копию первого линкора «Гото Предестинация», а на острове или намывных территориях в водохранилище хотят сделать тематический парк. Но это уже дело не вполне обозримого будущего.

http://www.rg.ru/2013/07/12/reg-cfo/gravury-anons.html

Реклама
 

Метки:

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: