RSS

Алина Сапрыкина рассказала, во что она превратит Провиантские склады

20 Июл

Музей учится тусоваться

Во дворе Музея Москвы прошел граффити-джем

12 июля 17:33Газета № 559 (559) Соня Шпильберг

Во дворе Музея Москвы граффитчики и их друзья расписали своими пестрыми тегами автомобильную мойку, устроенную здесь в 1950-х годах для гаража Генштаба. Здание, предназначенное к сносу, обновленный музей использовать в выставочных целях не планирует, но вот мойка напоследок поработает на новую концепцию музейного двора — этим летом во внутреннем дворике установили мини-кинотеатр и шатер, планируется также наводнить его образовательными программами, диджей-сетами и другими мероприятиями, которые сделают учреждение культуры социальным.

Умным и эрудированным сейчас модно быть как никогда. Из всех столичных радостей, формирующих досуг продвинутого горожанина, посещение исторических мест и прикосновение к искусству становятся самыми бурными. С музеями стали происходить метаморфозы, головы консервативных директоров летят с плеч, а выставочные площадки и примыкающие к ним пространства прописывают у себя не только произведения искусств, но и концерты, лекции, кино и бургеры с органической колой. Какая в самом деле разница, чем заинтересовать человека, если его культурное образование — цель бесконечно благородная? И вдруг, посмотрев документалку про любимого режиссера, кто-то вдруг предложит своей девушке зайти на выставку, посвященную первому московскому небоскребу?

Музей Москвы, во главе которого недавно встала Алина Сапрыкина, плавно меняет концепцию. Обладая опытом арт-кластерного пространства (а Алина в прошлом арт-директор Центра дизайна «Артплей»), новый директор задала вектор развитию музея как культурной площадки со своими мероприятиями и пространствами, максимально комфортными не только для культурного, но и вообще для городского отдыха. С конца июня заработал внутренний двор Провиантских складов, открылись ворота на Зубовский бульвар — и теперь там можно находиться с 10:00 до 24:00. Планируются кинопоказы, мастер-классы, выставки и другие мероприятия. Установили сцену, киноэкран, шатер и пригнали американский ретроприцеп с едой. Мешала лишь пресловутая мойка, здание которой занимает значительное пространство на музейной территории.

Пока кипела работа и вокруг распространялся приятный запах краски, гости, друзья и подруги граффитчиков тестировали удобство новой культурной площадки, критиковали, жевали и смотрели фильмы о хип-хоп-культуре на экране под открытым небом

Мойка — рудимент советского прошлого, оставшийся с той поры, когда в 1930-х годах исторические здания Провиантских складов, построенные в 1829–1835 годах архитектором Федором Шестаковым по проекту Василия Стасова, были переданы автобазе Генштаба Красной армии. В складских корпусах были построены бетонные пандусы для въезда автомобилей, некоторые все еще являются частью музейного пространства, а во дворе воздвигли мойку для армейских авто. Министерство обороны освободило склады только в 2006 году. В новой концепции музея место для мойки не нашлось, и ее планируется снести уже к осени.

Судьба мойки предрешена, но перед тем, как полетят крошки сталинского цемента, было решено провести с ее «участием» вечеринку, или своего рода граффити-джем, в течение которого чудесные, ровные и чистые стены мойки были отданы на откуп граффитчикам — такой лакомый кусок, как признались они, перепадает им нечасто. Под цепкие хип-хоп-ритмы приглашенного диджея участники импровизированной «крю» долго анализировали поверхность, примеряли к зданию свои бумажные эскизы и осторожно, как уличный пес, которому вдруг протянули кусок краковской, разбирали баллончики. И вот первый, самый важный, тег робко лег на идеально выбеленную поверхность — как модная татуировка на тело партийной служащей, решившей покутить перед выходом на пенсию. Пока кипела работа и вокруг распространялся приятный запах краски, гости, друзья и подруги граффитчиков тестировали удобство новой культурной площадки, критиковали, жевали и смотрели фильмы о хип-хоп-культуре на экране под открытым небом.

Роспись мойки не стала, к радости большинства, художественным актом: «бомберы» не считают себя художниками, это граффитчики с узкой специализацией — нанесения «бомб», то есть логотипов собственных никнеймов, на разные, в основном не предназначенные для этого поверхности. Поэтому ни о каком стрит- или паблик-арте речь здесь не шла, это была просто тусовка, которая привнесла в запылившуюся музейную среду здоровую социальную струю.

Обновленную мойку и в целом преображенную территорию бывшей автобазы Музей в ближайшее время покажет сотрудникам Генштаба, проработавшим в этом здании 26 лет.

Оксана Бондаренкооснователь и директор креативного агентства July16, со-организатор граффити-джема:

— Ко мне сегодня подошли и спросили: а что у вас тут, граффити-фестиваль? Это не фестиваль — здесь нет структуры, программы, темы, сюжета и жесткого тайминга и в первую очередь бюджета. Все, что происходит во дворе Музея Москвы, — совершенно бесплатное мероприятие, не преследующее никаких коммерческих интересов. Задумка была элементарной: есть двор — офигенная стена, которая на вес золота у всех ребят-граффитчиков, музыка, еда и их друзья. Мы пригласили очень классных ребят — настоящих «бомберов», как говорится «тру», дали им полную свободу и баллоны с краской. Все затраты — коробки с баллонами, которые предоставил ребятам музей, поэтому это мероприятие только ради экшна, чтобы участники и гости встретились, пообщались и активировали музейный двор. А то, что это музей, — какая разница, чья это стена? Но вообще круто, что московский музей просто так открыл дверь и позволил без всяких согласований и эскизов рисовать на своей территории.

Виталийглавный «бомбер» на граффити-джеме Музея Москвы, участник участник граффити-комьюнити FSAL Designs:

— Здесь спокойно, можно порисовать и сосредоточиться на результате. Классно, что есть несколько монолитных стен для работы, — это очень подходящее здание. На стенах мойки рисуют десять хороших ребят, которые очень стараются. В процессе еще кто-то подходит и добавляет креатива. Каждый занимается своим тегом, но мы советуемся друг с другом, критикуем: это живой процесс и общение. Мы подготовили эскиз, так что результат нам примерно известен, — каждый из нас напишет свой никнейм, и будет красиво. Когда мы все вместе рисуем что-то большое, мы называем это “продакшн”. Меня часто приглашают что-то расписать — парковку торгового центра, какой-нибудь модный офис. Вот недавно 50 артистов разрисовывали стены заброшенного завода, но историческое здание мы расписываем впервые. Мне очень нравится, что наш андеграунд выходит на такой городской уровень — мы же никакие не бандиты и будем только рады, что наши рисунки останутся здесь, в культурном месте.

http://www.mn.ru/culture/20130712/351274986.html

«Моя задача — сделать любимый музей горожан»

6 июля 2013,  Татьяна Столяр

Музейное объединение «Музей Москвы» возглавил новый руководитель — Алина Сапрыкина, до этого успешно работавшая арт-директором Центра дизайна ARTPLAY. С г-жой Сапрыкиной встретился корреспондент «Известий».

 ― «Музей Москвы» пока не на слуху. В чем его специфика?

— В каждом крупном городе, в каждой столице есть свои музеи. Тем более если это город древний и грандиозный. Наш музей посвящен истории Москвы, а также ее настоящему и будущему. Ранее музей был сосредоточен именно на истории столицы, но переезд в Провиантские склады (до 2011 года музей находился на Новой площади) расширил контент. Провиантские склады должны стать комплексным музейным центром.

― Вы бывали там до своего назначения?

— Да, была. Я очень обрадовалась, когда музей получил такие прекрасные пространства,  уникальные с точки зрения архитектуры и значительно масштабнее, чем те, что были. Ранее склады выглядели по-другому: долгое время здесь были гаражи Генштаба. Стремясь увеличить количество машино-мест, военные построили внутри каждого здания пандусы. Во дворе появились инородные архитектурные сооружения, например мойка. Мы только недавно переехали сюда, и в первую очередь для нас важно вернуть исторический вид этому памятнику архитектуры.

― Когда начнутся восстановительные работы?

— Первый и очень важный этап — исследования, которые запланированы до конца осени этого года. Мы получим данные о состоянии нашего памятника, которые покажут, какие помещения больше всего нуждаются в реставрации и ремонте. Исследования также станут фундаментом для второго этапа — приспособления архитектурного памятника для музейных нужд. Ранее предложенные концепции — например, проект со стеклянным куполом над двором — были отменены лично Сергеем Собяниным. У нас еще есть прекрасный, уникальный двор с открытым небом, солнцем, с ощущением, очень редким для центра города. Это надо ценить.

 Двор музея уже начинают сравнивать с модными культурными площадками. Вас не смущают такие ассоциации?

— Возможно, открытый двор похож на какие-то творческие места в Москве. Здесь можно посидеть, отдохнуть, есть программы для детей. Но у нас свое содержание, своя основная тема. Всё связывается с историей Москвы или с городом, как он есть сейчас, в его актуальном движении. Например, первый фестиваль, посвященный Москве 1913 года, и последний фестиваль московских граффити-художников — смысл музея может быть прочитан и через эти события тоже. Музей должен стать для горожан своего рода коммуникативным центром, куда будут приходить за нужной информацией либо со своими идеями, проектами. Во время реконструкции и развития «Музея Москвы» мы не будем его закрывать: работы могут идти параллельно развитию собственно музейно-выставочной деятельности. Музей живет, хотя глобальная его концепция еще впереди.

― Вы делаете основной акцент на молодую аудиторию?

— На активных мероприятиях бывает в основном молодая аудитория, на выставках музея — абсолютно разная. Сейчас у нас идет выставка по средневековой Москве, по ней все московские школьники уже пять лет изучают этот исторический период. Параллельно есть еще три выставочных проекта — по истории банковского дела в России, по истории моды XIX–XX веков (совместно с историком моды и коллекционером Александром Васильевым), а также выставка, посвященная дому Нирензее, первому московскому небоскребу. Наряду с постоянной экспозицией временные выставки позволяют популяризировать фонды музея, что для каждого музея, конечно же, важно.

― От предыдущего руководства вам достался такой музейный отдел, как экскурсионное бюро. Планируете его преобразовать?

— Городское экскурсионное бюро, как оно сложилось, может быть оптимизировано. Сейчас просходит масса событий, объединяющих разные городские площадки, но полноценной коммуникации нет. «Музей Москвы» мог бы взять на себя разработку новых продуктов межмузейной коммуникации, мы сейчас работаем над этим.

― Это лето богато на кадровые перестановки в музеях. C чем связана такая активность?

— Культуре стали уделять больше внимания, и эта политика идет как сверху, так и опирается на запрос снизу. Времена меняются, и в управленческой сфере ставят новые задачи. Я была приглашена на плановую замену, которая уже давно готовилась, аналогично, мне кажется, произошло с ГМИИ им. А.С. Пушкина и еще рядом площадок. Самое главное и ценное в таких случаях — преемственность. Я очень рада, что у меня сложилось взаимопонимание с эффективной прежней командой музея.

― Какие задачи сформулировал Сергей Капков, подписывая с вами годовой контракт?

— Наша задача — создание современного музея города. Если говорить о долгоиграющих планах, то моя задача еще шире — сделать этот музей настоящей визитной карточкой столицы.

― Себя вы предпочитает называть директором или эффективным менеджером?

— Названия соответствуют целям и задачам. Я испытываю чувство колоссальной ответственности за свою работу и сживаюсь с этим проектом всё больше и больше. Провиантские склады — уникальное место, которое заряжает энергией. Я понимаю, что здесь, под этим названием должно быть создано что-то удивительное. Тут есть всё, чтобы превратить этот проект в современный музейный центр мирового уровня — со своей историей, основанной на ценнейшем музейном материале и связанной с культурой великой страны.

http://izvestia.ru/news/553755

Реклама
 

Метки:

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: