RSS

Обнимитесь, миллионы?

28 Июн

 Михаил Швыдкой (доктор искусствоведения) 26.06.2013, 00:05

«Перекрестный» Год России и Германии завершается на звучных мажорных нотах.

Встреча лидеров двух государств — Владимира Путина и Ангелы Меркель — в Санкт-Петербурге продемонстрировала готовность развивать не только экономические, но и политические, и гуманитарные связи. Стратегическое партнерство было акцентировано в выступлении президента России на пресс-конференции, что, впрочем, ни в коей мере не означает отсутствия тем, по которым между политиками двух стран нет согласия. Одна из них — «трофейное искусство», те ценности, которые оказались в нашей стране в результате Второй мировой войны и ее последствий. Из-за этой темы в разработке конспирологических версий журналистов оказалось участие или неучастие А. Меркель и В. Путина на открытии выставки «Бронзовый век. Европа без границ», развернутой в новых помещениях «Эрмитажа», в бывшем Генеральном штабе, где еще не было гостей столь высокого политического уровня. Суждения немецких СМИ о том, что федеральный канцлер решила не идти на выставку в «Эрмитаже» из-за разногласий с Москвой по вопросу государственной принадлежности тех или иных выставочных экспонатов, к счастью, всего лишь добавили ажиотажа вокруг первоклассной работы российских и немецких музейщиков, но никак не повлияли на решение А. Меркель и В. Путина приехать на выставку. Уверен, что тема «перемещенных ценностей» — весьма чувствительная и для российского, и для немецкого общественного мнения — еще долго будет находиться в повестке дня отношений двух стран. Но она не должна определять общий тон, общую атмосферу российско-германского взаимодействия во всех сферах нашей совместной деятельности. Ее существо. Впрочем, как кажется, дело не только в проблеме «трофейного искусства». И уж точно не от нее будет зависеть «сквозное действие» наших взаимоотношений.

При том, что за минувший «перекрестный» год в Российской Федерации и ФРГ прошло более трехсот весьма заметных акций, а график политических контактов на высшем и высоком уровнях был насыщен и содержателен, при том, что оба лидера успели заявить о том, что в 2014 году состоится Год немецкого языка и литературы в России и, соответственно, Год русского языка и литературы в Германии, что само по себе замечательно, меня не оставляет ощущение, что в отношениях русских и немцев прагматика все больше теснит романтический идеализм, столь важный для культурного кода наших исторических связей. Этот «перекрестный» год открылся еще одной уникальной выставкой «Русские и немцы — 1000 лет истории, искусства и культуры», которая раскрыла глубинную связь двух народов, которую не смогли разрушить трагедии двух великих войн ХХ века. Именно поэтому послевоенное примирение произошло в столь короткие исторические сроки.

Оппозиция «русский-немец» — неотъемлемая часть русской истории и культуры. Но это и есть подтверждение того, что для русского человека, определяющегося в мире после освобождения от Ордынского плена, отношения с Германией, раздробленной на сотни государств, но хранящей в себе мечту об имперском величии, непрерывный диалог с западным соседом есть одна из первейших необходимостей. Литературная пара — Обломов и Штольц — это некая внутренняя ось российской жизни, где чистый немец, по меткому замечанию М. Ю. Лермонтова, может носить фамилию Иванов, а русский человек зовется Блоком или Грауэрманом. Немецкий идеализм, как известно, определял умонастроения русской интеллигенции второй трети ХIХ века, думаю, что без него не было бы великого русского романа ХIХ столетия в том его виде, который до сих удивляет мир. А если говорить о мировой славе Веймара, который не зря называли немецкими Афинами, то немало сил и талантов к его великой судьбе приложила Мария Павловна, третья дочь Павла I, супруга великого герцога Саксен-Веймар-Эйзенахского. Можно множить примеры — количество давно переросло в качество. Именно это качество отношений и заставляет думать о некоей метафизике российско-германских связей, которая, несмотря на апокалиптические катастрофы минувшего столетия, сохранила и умножила наше тяготение друг к другу.

Четверть века назад в мюнхенской Пинакотеке немолодой служитель, услышавший русскую речь, подошел к нам с Микком Микивером (Микк был выдающимся эстонским актером и режиссером), громко сказал: «Мария!», и потащил нас в какой-то служебный закуток, чтобы мы непременно выпили с ним по рюмке доппелькорна о том, что в плену он встретил русскую женщину, которая вернула его к жизни и которую он не может забыть по сей день. Увы, это поколение немцев уходит из жизни, с их бывшими врагами, русскими, советскими солдатами, они были накрепко связаны виной и прощением. Сегодня информации много, понимания друг друга, похоже, все меньше и меньше. Но без этого понимания, без желания понять не только логику, но и психологию государственной, общественной, просто человеческой жизни друг друга нам будет трудно совершить столь необходимое путешествие в общее будущее. Оно зависит от того, насколько новые поколения в Германии и России, для которых и Вторая мировая война, и даже падение Берлинской стены — уже давняя история, сумеют понять историческую необходимость друг в друге. И тогда полные романтического идеализма строки шиллеровской «Оды к радости» обретут современный смысл.

http://www.rg.ru/2013/06/26/shvydkoi.html

Реклама
 

Метки: ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: