RSS

Авангард на троих

28 Июн

В Эрмитаж приезжает выставка «Утопия и реальность. Эль Лисицкий, Илья и Эмилия Кабаковы»

Анна Арутюнова Пятница 28.06.2013, 21 (353)

Экспозиция была придумана в эйндховенском Музее Ван Аббе, где и открылась в декабре 2012 года. Этот музей помимо передовой выставочной программы известен еще и тем, что хранит самую большую коллекцию работ Эль Лисицкого (1890-1941) за пределами бывшего СССР. Именно директору Ван Аббе, куратору Чарльзу Эше принадлежит идея сопоставить творчество художников — он пригласил Илью и Эмилию Кабаковых устроить выставку из работ Лисицкого и своих собственных. Таким образом, выставка очерчивает символические границы русского авангарда, взяв за основу две его крайние точки: полное энергии и энтузиазма революционное искусство Лисицкого и интровертные, вскрывающие (нередко в ироническом тоне) нелепость жизни в Советском Союзе произведения Кабаковых.

В каждом зале зритель попадает в пространство, где художники обращаются к схожим явлениям и идеям, только выступают с разных временных позиций. Взгляд Лисицкого устремлен в будущее, Кабакова — в прошлое. Там, где у Лисицкого борьба за чистоту форм и попытка создать новую концепцию пространства, у Кабакова возникает образ мира как огромной свалки, где мусор — это остатки угасшей цивилизации, жалкие осколки прошлых великих идей. На выставке есть эскизы «горизонтальных небоскребов» Лисицкого, которые предполагалось строить на пересечении Бульварного кольца и радиальных магистралей, причем так, чтобы здания нависали над проезжей частью; опоры домов должны были соединять их напрямую со станциями метро. Инсталляция Кабакова «16 веревок», напротив, вся состоит из остатков жизни старой, причем обыденной, повседневной, совершенно нефункциональной и неорганизованной. К 16 бельевым веревкам аккуратно прикреплен всякий хлам: бумажки, лоскутки, газетные вырезки, мелкие предметы; все снабжены комментариями. Все вместе — это подобие странного каталога, попытка систематизировать чью-то безымянную жизнь на основании таких вот ошметков.

Особенно пронзительным столкновение Кабакова с Лисицким выглядит в разделе, посвященном быту. Лисицкий активно работал над созданием нового жилого пространства. И на выставке есть несколько проектов интерьеров, которые художник придумал для знаменитого коммунального дома архитектора Гинзбурга; можно увидеть интерьеры офиса и жилой комнаты, проекты кресел, разработанные для международных выставок. Все это должно было знаменовать победу над бытом. К концу советской власти стало ясно, что победил все-таки быт — об этом инсталляция Кабакова «На коммунальной кухне». Каждая из ее шести частей — это шкафчик с двумя дверцами, накрытый клеенкой; на столешнице расставлена посуда и всякие кухонные мелочи, над шкафчиком висит фанера, к которой прибиты ковш, или кастрюля, или терка, потерявшая хозяина. Повседневный, временами жалкий советский быт у Кабакова проникает всюду: на пейзаж с бескрайним небом и горами сверху накинуты, по-видимому, только что постиранные рубашки и футболки. Распорядок жизни семьи неких Мокушанских написан на доске, как будто это расписание приема врачей в районной больнице.

Оба художника исследуют отношения между искусством и жизнью человека при советском режиме. Лисицкий, выступающий с властью на правах соавторства (по крайней мере в первые годы ее существования), проповедует утопический проект мирового переустройства в соответствии с идеями авангарда. На выставке можно увидеть его многочисленные «проуны» («проекты утверждения нового») — композиции, на которых Лисицкий по-разному комбинирует геометрические фигуры и цветовые блоки, экспериментирует с формой. Он считал «проуны» мостом, по которому можно перейти от живописи к архитектуре. Кабаков же, которому пришлось взаимодействовать с советской властью уже после того, как она превратилась в ригидную систему, словно разбирает утопический проект Лисицкого на части, обнажая детали, совершенно противоречащие изначальному пафосу. Так и получается, что вместо достойной организованной жизни советского человека по заветам Лисицкого мы наблюдаем «Жизнь мух» — с ее мушиными экономикой, политикой и прочими проблемами.

Осенью выставку ждут в московском МАММ.

29 июня — 25 августа, Главный штаб, Дворцовая пл., 2, hermitagemuseum.org

http://www.vedomosti.ru/friday/article/2013/06/28/30091

Реклама
 

Метки:

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: