RSS

ОДНОЗНАЧНАЯ ИСТОРИЯ

20 Июн

ИРИ РАН насчитал в российской истории 31 спорный эпизод

По спорным моментам предстоит выработать общие непротиворечивые подходы при создании нового школьного учебника

19. ИЮНЯ 2013 АВТОР: РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА «ПРОФИЛЬ»НОМЕР: Профиль 817

Материалы Института российской истории (ИРИ) РАН были представлены на рабочем совещании координаторов групп по подготовке концепции учебно-методического комплекса по истории России с участием спикера Госдумы, председателя Российского исторического общества Сергея Нарышкина. Среди спорных моментов истории упоминаются периоды правления большинства советских и российских лидеров, включая Иосифа Сталина, Никиту Хрущева, Леонида Брежнева и Бориса Ельцина. Так, Сталина рекомендуется рассматривать в связи с «установлением однопартийной диктатуры и единовластия», без упоминания и оценки масштабов репрессий. Ельцина рекомендуется оценивать персонально, вне контекста каких-либо событий. Периоды правления Владимира Путина и Дмитрия Медведева предлагается назвать годами «стабилизации экономики и политической системы». Разработать единую концепцию школьного курса истории России в апреле поручил правительству Владимир Путин.

http://www.profile.ru/article/odnoznachnaya-istoriya-iri-ran-naschital-v-rossiiskoi-istorii-31-spornyi-epizod-76226

 

Мединский решил не дать Гельману войти в историю, поэтому предложил не изучать в школе правление Путина

18.06.2013 11:04

Директор пермского музея современного искусства PERMM Марат Гельман попал в число нежелательных исторических персонажей. Такую честь оказал культурному деятелю министр культуры РФ Владимир Мединский. Как сообщает «Газета.Ru», накануне в Минобрнауки состоялось заседание рабочей группы по выработке концепции единого учебника по отечественной истории.

В ходе обсуждения последней Мединский предложил закончить курс преподавания истории 2000 годом и не затрагивать годы правления Владимира Путина. «Вспомним, как писались учебники истории в царской России. Царствующий правитель не попадал в учебник истории, считалось, что это не история современности. В учебниках речь заканчивалась на предпоследнем государе-императоре. Поэтому правильно поставить точку на 2000 году, вступлении в должность президента Владимира Путина. Все остальное — не история, а современность, в лучшем случае — обществоведение. Это снимает кучу вопросов, я уже вижу обсуждение персоналий, которые попадут в учебник истории, — Марат Гельман и другие. Это никому не нужно», — отметил Мединский. В беседе с журналистами его мнение поддержал министр образования Дмитрий Ливанов.

Окончательный вариант проекта, как сообщили в Минобрнауки, будет опубликован 1 июля на сайте ведомства для всеобщего обсуждения, которое продлится до конца августа. Проект предполагается обсудить в СМИ, на площадке Ассоциации учителей истории и обществознания, на августовских педагогических совещаниях.

Отметим, Гельман широко известен как организатор выставки Icons, вызывающей гнев казаков и православных активистов, защитник участниц панк-группы Pussy Riot и вдохновитель культурного эксперимента в Перми.

http://www.znak.com/urfo/news/18-06-11-04/1007326.html

 

ура историческим фильмам?

Борис Максимов Русская служба Би-би-си 18 июня 2013 г.

Глава Российского исторического общества Сергей Нарышкин, являющийся по совместительству спикером Государственной думы, заявил, что сценарии исторических фильмов следует отправлять на экспертизу специалистов.

Говоря о том, что некоторые художественные фильмы якобы недостоверно отражают исторические события, Нарышкин сказал в интервью агентству РИА-Новости, что у таких проблем решение одно – это высокопрофессиональная экспертиза.

«Все наши лучшие исторические фильмы очень многим обязаны таким консультациям, в том числе в части устранения разного рода «ляпов», которые были в первоначальных сценариях, — отметил спикер. — Такое сопровождение необходимо. И особенно фильмам, которые ориентированы на детскую аудиторию, по которым дети узнают об истории страны».

Председатель экспертного совета Гильдии киноведов и кинокритиков России Виктор Матизен говорит, что на всех съемках фильмов есть консультанты, в особенности в фильмах исторических. Но, говорит Матизен, их значение не следует преувеличивать, так как они, в конце концов, работают с вымышленным материалом и также легко впадают в заблуждения, как и простые зрители.

«Через такую экспертизу не прошел бы не только Шекспир или Гомер, но и Пушкин, — полагает Наум Клейман, директор Государственного центрального Музея кино и Эйзенштейн-Центра. — Это абсолютная глупость при непонимании специфики искусства и науки. Художник, если он ставит историческую пьесу или снимает исторический фильм, то он приглашает консультантов и пользуется их консультациями ровно в той степени, в которой это необходимо для его замысла. Пушкин в «Истории Пугачевского бунта» писал о Пугачеве одно, а потом в «Капитанской дочке» совсем иначе. Дал совсем другой образ Пугачева. Пушкин ведь сам себя бы не пропустил, верно?».

Цензура?

Даже если слова Нарышкина нельзя воспринимать всерьез с точки зрения кинематографии, к ним тем не менее стоит прислушаться.

Виктор Матизен считает, что Нарышкину нужна цензура, чтобы запрещать или вычеркивать отдельные сцены, которые противоречат официальной идеологии.» Это попытка ввести цензуру», — говорит историк кино.

Матизен также напоминает, что спикеру Госдумы стоило бы ознакомиться с текстом конституции Российской Федерации, которая цензуру запрещает.

Обеспокоенность правильной трактовкой, в особенности в том, что касается изображения событий ХХ века, официальные представители российской власти выражали и раньше.

Так, например, министр образования России Владимир Мединский, еще до назначения в 2012 году на свою должность, просил деятелей искусств: «Если вы делаете сказку, то не привязывайте ее к реальным, но искаженным вами историческим личностям. Замените их такими же вымышленными персонажами, хотя бы как у Абуладзе в»Покаянии» или у Захарова в «Убить дракона». Поверьте, ваши аллегории выглядят гораздо более органично, когда в них задействованы орки и гоблины, эльфы и гномики».

Мединский также объяснял, как делать правильное кино: «Нужна большая программа российского исторического, а точнее, патриотического кино, какая была в 30–40-х годах. Нужно воспевать героев, нужно воспитывать молодежь на их примерах».

Как это делалось «тогда»

О том, как это делалось в 30-е, 40-е и последующие десятилетия советской власти, напоминает Виктор Матизен. «В советские времена каждый сценарий, который касался какого-то ведомства — армии, МВД, или других, отсылался в эти ведомства, которые давали свой отзыв».

По его словам, в синопсисе, отправляемом в ведомство, сценаристы часто писали «липу», чтобы цензоры не вычеркивали то, что им не нравилось. В этой борьбе иногда мимо цензоров удавалось «протащить» какие-то сцены, но бывали и победы на стороне цензоров.

Так, например, напоминает Матизен, сам тогдашний начальник МВД в связи с кинофильмом «Тема» Глеба Панфилова лично написал записку, в которой было сказано, что «управление решительно протестует против изображения представителей власти в смешном или унизительном положении». Фильм в результате положили на полку, где он и пролежал с 1979 до 1986 года.

Вопрос в финансах?

В начале июня приказом министра культуры Департамент кинематографии переведен в его прямое подчинение.

Умонастроениями в российской киноиндустрии интересуются и высшие лица в правительстве России.

В конце мая на совещании по вопросам развития кинематографии президент Владимир Путин заявил: «Я уже обращался к членам совета по кинематографии с просьбой подумать над формированием своего рода этической хартии участников российской киноиндустрии. Учитывая, как обстоят дела, и в первую очередь мнение зрителей, которые не прекращают сетовать на засилье посредственной продукции, хотел бы вновь вернуться к этому вопросу».

Значат ли эти заявления первых лиц государства, что в России будет введена цензура кино, пока трудно сказать. Учитывая постоянные намеки Мединского, Нарышкина, да и самого президента Путина на «неправильное» государственное финансирование российского кинематографа, нельзя исключить, что давление на сценаристов и режиссеров скорее примет финансовые, а не полицейские формы.

http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2013/06/130617_russia_cinema_censorship.shtml

Реклама
 

Метки:

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: