RSS

Белые ночи Гельмана — 2

20 Июн

«Белые ночи» могут завершиться увольнениями

Текст: Илья Изотов  (Пермь) 18.06.2013, 19:37

Губернатор Пермского края Виктор Басаргин поручил председателю краевой контрольно-счетной палаты Юрию Новоселову, вице-премьеру правительства Надеждой Кочуровой и министру культуры Игорю Гладневу провести тщательную ревизию мероприятий и расходов мультижанрового фестиваля «Белые ночи».

Отчасти это поручение стало реакцией губернатора на скандалы, связанные с закрытием нескольких выставок и демаршами по отношению к фестивалю «ортодоксальной» части пермского культурного сообщества. Напомним, насостоявшемся накануне круглом столе краевой профсоюз работников культуры и некоторые депутаты подвергли резкой критике деятельность директора Музея современного искусства PERMM Марата Гельмана и усомнились в необходимости тратить на фестиваль 250 миллионов рублей.

Глава региона отметил, что большинство событий фестиваля пришлись по душе пермякам и гостям края. В то же время не обошлось без «ложки дегтя в бочке меда».

— Когда я единственный раз встречался с Маратом Гельманом, он говорил вещи, казалось бы, абсолютно правильные, — отмечает Виктор Басаргин. — Что культурная политика — это каркас для социально-экономического развития,  что нужно стать проводником культуры в муниципалитеты. Но если карикатурный чебурашка и другой креатив, что мы видели, — это и есть тот культурный каркас, на котором Пермский край должен строить свое развитие, то мы стоим на разных позициях.

Впрочем, губернатор оказался в связи с фестивалем в весьма непростой ситуации. С одной стороны, он не может начисто проигнорировать голословные обвинения в адрес организаторов «Белых ночей». С другой, нельзя не считаться с убедительным народным голосованием: городок фестиваля с 1 по 18 июня уже посетили 880 тысяч человек, и это самое красноречивое доказательство несостоятельности оппонентов галериста Гельмана. Что же касается доводов «общественности» и отдельных депутатов, то и дело метающих ядовитые стрелы в городок на эспланаде, то они больше напоминают коллективно-бездумное «осуждаем» времен СССР. Но кроме швондеровского «отобрать и поделить» пермские «ортодоксы» не могли предложить ничего — ни два года назад, при Чиркунове, ни сегодня, при Басаргине. А дискуссионные проекты фестиваля используются для атаки на самого губернатора. Противники «культурной революции» — лишь инструменты в руках авторов этого нападения.

Губернатор в этих условиях решил принять соломоново решение: КСП проведет доскональную проверку бюджетных средств, выделенных на фестиваль. При этом губернатор рекомендовал сделать результаты проверки публичными. Также он поручил провести проверку в отношении лиц, отвечавших за содержательную сторону мероприятий.

— По совокупному итогу проверок виновные должны пронести наказание — вплоть до расторжения контракта и увольнения, а если потребуется, обращайтесь в правоохранительные органы — подчеркнул глава региона.

В то же время Виктор Басаргин отметил: «Все то хорошее, что дал краю и городу фестиваль, что понравилось жителям, должно быть сохранено в будущем». Губернатор поручил Игорю Гладневу подготовить предложения об организации «Белых ночей-2014», причем привлечь к этой работе пермские творческие силы.

— «Белые ночи» должны делаться местными креативными силами, строиться на принципах продвижения истинных культурных ценностей, а не псевдоискусства. Люди, которые могут сделать перезагрузку «Белых ночей», в Перми есть, — цитирует Виктора Басаргина губернаторская пресс-служба.

Правда вот, кто будет судить о принадлежности той или иной выставки и перфоманса к истинному или псевдоискусству, в информации пресс-службы не уточняется. Совет при губернаторе или кулуарно созданная комиссия из числа заслуженных деятелей советских времен? Ведь история уже не раз доказала, что самый строгий и объективный арбитр, способный вознести или отправить произведение искусства на свалку истории, — это только зритель. Отбирать у него это право и решать за него — заведомо тупиковый путь. Доказано уже не раз.

http://www.rg.ru/2013/06/18/reg-pfo/perm-proverka.html

«Белые ночи» подвергнут ревизии

Губернатор Прикамья Виктор Басаргин поручил провести тщательную проверку использования финансовых средств, потраченных на фестивальные мероприятия. По итогам, будут приняты меры в отношении ответственных лиц.

Неоднозначный фестиваль. «Белые ночи» в этом году, с одной стороны, привлекли большое количество зрителей. С другой стороны, ряд эпатажных выставок вызвал серьезную критику. При этом при проведении фестиваля организаторам ставились совершенно другие цели и задачи.

Виктор БАСАРГИН , ГУБЕРНАТОР ПЕРМСКОГО КРАЯ: «Мы сегодня стоим на разных идеологических платформах с теми, кто сегодня организует проведение фестиваля «Белые ночи». Мы в этом году ориентировали фестиваль «Белые ночи» на юбилей города. Но, знаете, не знаю даже чего тут больше — меда или дегтя.  Поэтому весь наш праздник городской — юбилейный, мне кажется, остался в тени всех этих событий, которые тут развернулись».

В связи с этим председателю контрольно-счетной палаты Пермского края Юрию Новоселову губернатор поручил провести проверку использования всех средств на организацию «Белых ночей». Глава региона сделал соответствующий запрос в письменном виде.

Виктор БАСАРГИН: «Причем, посмотреть бюджетные средства, я имею ввиду и городской бюджет, и краевой бюджеты, посмотреть как внебюджетные средства использовались. И вы человек опытный, у вас сотрудники тоже опытные — посмотреть эффективность использования всех этих ресурсов».

Ответственность за нарушения будет персональной — отметил глава региона. Вице-премьеру Надежде Кочуровой губернатор поручил проанализировать работу тех, кто в оргкомитете фестиваля «Белые ночи» отвечал, в том числе, за содержательную часть.

Виктор БАСАРГИН: «Прошу подготовить все предложения по ответственности должностных лиц. Причем, самого высокого уровня, чтобы все эти предложения тоже были в ближайшее время. Придется еще и в правоохранительные органы обращаться, в зависимости от того, как были использованы финансовые ресурсы».

 Серьезные выводы на будущее предстоит сделать и министру культуры Игорю Гладневу. Виктор Басаргин поручил ему подготовить и представить в ближайшее время концепцию проведения краевых праздничных мероприятий. Акценты должны быть сделаны на максимальное привлечение местных творческих коллективов. В рамках нынешних «Белых ночей» далеко не все фестивальные события имели право быть представленными.

Виктор БАСАРГИН:  «По, что называется, виновникам торжества — тоже прошу подготовить предложения. Посмотреть все наши контракты, которые мы заключали и в ближайшее ремя доложить мне о возможности расторжения контрактов. А дальнейшие вопросы, связанные с работой нашего музея современного искусства и руководителей, рассмотрим в ближайшее время. по итогам уже проведенной работы».

http://rifey.ru/news/show_id_15264/18-06-2013-belyie_nochi_podvergnut_revizii/

 

Директор музея PERMM Марат Гельман уволен

Текст: Илья Изотов (Пермь) 19.06.2013, 10:37

Скандал, связанный с закрытием нескольких выставок на фестивале «Белые ночи в Перми» и протестами пермской культурной общественности завершился увольнением директора КГАУ «Музей современного искусства PERMM» Марата Гельмана.

Трудовой договор расторгнут согласно пункту 2 статьи 278 Трудового кодекса РФ (в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом решения о прекращении договора). И хотя новый договор с Гельманом был подписан сроком на два года, Трудовой кодекс РФ позволяет расторгнуть его в любое время до даты истечения срока действия — независимо от того, провинился ли в чем-то руководитель. При этом работодатель не обязан мотивировать такое решение. Марату Гельману должно быть выплачено пособие в размере не меньше трехкратного месячного заработка.

Вскоре будет объявлен конкурс на замещение вакантной должности директора «Музея современного искусства».

Сам Марат Гельман сообщил в своем Twitter, что узнал об увольнении от журналистов.

— Только что позвонил Гладнев и подтвердил факт увольнения, — написал Гельман. — Министр культуры, закрывающий выставки, видимо, перепутал свою должность с ФСБ…

«Пермь возвращается в первобытное состояние», — комментируют эту новость читатели микроблога галериста.

Напомним, накануне губернатор Пермского края Виктор Басаргин поручил председателю краевой контрольно-счетной палаты Юрию Новоселову провести тщательную ревизию мероприятий и расходов мультижанрового фестиваля «Белые ночи». Это произошло после того, как краевой профсоюз работников культуры и некоторые депутаты подвергли резкой критике деятельность директора Музея современного искусства PERMM Марата Гельмана и усомнились в необходимости тратить на фестиваль 250 миллионов рублей.

Губернатор поручил «провести проверку в отношении лиц, отвечавших за содержательную сторону мероприятий, а с виновными — расторгнуть контракты. Подчиненные восприняли это заявление как руководство к действию, и виновные нашлись уже на следующий день.

В то же время Виктор Басаргин отметил: «Все то хорошее, что дал краю и городу фестиваль, что понравилось жителям, должно быть сохранено в будущем». Губернатор поручил Игорю Гладневу подготовить предложения об организации «Белых ночей-2014», причем привлечь к этой работе пермские творческие силы.

— «Белые ночи» должны делаться местными креативными силами, строиться на принципах продвижения истинных культурных ценностей, а не псевдоискусства. Люди, которые могут сделать перезагрузку «Белых ночей», в Перми есть, — цитирует Виктора Басаргина губернаторская пресс-служба.

Марат Гельман — автор концепции, активно реализуемой в Прикамье при экс-губернаторе Олеге Чиркунове «Пермь — культурная столица». Она предполагала, что активная культурная политика позволит Пермскому краю получить статус культурной столицы Европы, а культуру и искусство сделать локомотивом развития региона. Гельман — идейный вдохновитель и организатор масштабного фестиваля «Белые ночи в Перми», проводимого ежегодно с 2011 года. В 2012 году его посетили более 1 000 000 человек.

мнение

Николай Новичков, экс-министр культуры Пермского края, советник министра культуры РФ по развитию туризма, профессор ВШЭ, профессор Российского государственного университета туризма и сервиса, доктор экономических наук:

— Если и.о. министра культуры Пермского края позволяет себе решать, кто будет директором музея PERMM, а кто — нет, то это либо мания величия, либо невменяемость. И то, и другое грустно.

Наверное, он сам себе уже все объяснил и считает, что принял правильное решение. Но вопрос, ведь, не в этом, а в том, что даже имея формальные полномочия расторгать трудовые отношения с директором музея (с наличием этих полномочий я, кстати, тоже не согласен), никто не давал права исполняющему обязанности министра решать, что нужно Пермскому краю, а что нет. Какие выставки, фестивали, культурные институции — «правильные», а с какими можно «расторгнуть трудовой договор».

Я осознанно сейчас не пишу фамилии, потому что речь идет, собственно, о вечных вопросах. Дело не в конкретных именах, а в том, что топорными решениями не всегда получается построить прекрасное.

Пермский край, конечно, не исчезнет, а небо не упадет на Землю, просто придется подождать следующего шанса…

Пару фамилий, так или иначе, но назвать надо… Мильграм, Протасевич, ваш покорный слуга, может быть, были не идеальными министрами культуры Пермского края, но каждый из нас никогда не забывал, что мы лишь слуги культуры, а не ее начальники. Жаль, что наш нынешний преемник не всегда это помнит и понимает. Дай ему Бог здоровья!

Справка «РГ»

Марат Гельман, 52 года, один из первых в стране коллекционеров современного искусства и арт-дилеров. Первую выставку организовал в 1987 году в Кишиневе. Основатель первой в СССР частной галереи современного искусства в Москве в 1990 году (закрыта в 2012-м), а также Пермского музея современного искусства PERMM, на примере которого также создается музей в Краснодаре.

Сын известного писателя и драматурга Александра Гельмана. Выпускник Московского института связи. Уроженец Кишинева (Молдавская ССР).

Музей современного искусства PERMM основан на пермском Речном вокзале в 2008 году Маратом Гельманом и Сергеем Гордеевым, тогда — членом Совета Федерации РФ. Был открыт выставкой «Русское бедное», ставшей визитной карточкой пермского музея. За неполные пять лет здесь прошли персональные выставки Александра Бродского, Валерия Кошлякова, группы «Синие носы», «Евангельский проект» Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой, «Якщо. Украинское искусство на переломе», выставка современных художников Казахстана, Icons, Пермская биеннале графики и другие экспозиции. Выступил организатором городской паблик-арт-программы. Существует детская секция «Чердак».

В феврале 2012 года с трудовой договор с Гельманом продлен на два года.

http://www.rg.ru/2013/06/19/reg-pfo/perm-gelman.html

Бывший минкультуры Пермского края считает, что у ведомства нет права увольнять Гельмана

19 июня 15:58

Бывший министр культуры Пермского края, ныне замглавы Ростуризма Николай Новичков в связи с увольнением директора музея современного искусства Permm Марата Гельмана заявил, что нынешнему главе ведомства Игорю Гладневу никто не давал права решать, кто будет руководить музеем и что нужно для культуры региона, передает РИА Новости.

Ранее в среду стало известно о том, что и.о. министра культуры края Игорь Гладнев объявил о решении расторгнуть срочный трудовой договор с директором краевого государственного автономного учреждения «Музей современного искусства» Гельманом. В ближайшее время будет объявлен конкурс на замещение должности.

«Если и.о. министра культуры Пермского края позволяет себе решать, кто будет директором музея PERMM, а кто — нет, то это либо мания величия, либо невменяемость… (Вопрос) в том: что даже имея формальные полномочия расторгать трудовые отношения с директором музея (с наличием этих полномочий я, кстати, тоже не согласен), НИКТО не давал права исполняющему обязанности министра решать, что нужно Пермскому краю, а что нет; какие выставки, фестивали, культурные институции «правильные», а с какими можно «расторгнуть трудовой договор», — написал Новичков в своем блоге в Livejournal (авторские орфография и пунктуация сохранены).

Экс-министр культуры Пермского края считает, что теперь региону «просто придется подождать следующего шанса».

«Мильграм, Протасевич (экс-министры культуры в регионе), ваш покорный слуга, может быть, были не идеальными министрами культуры Пермского края, но каждый из нас никогда не забывал, что мы лишь слуги культуры, а не ее начальники. Жаль, что наш нынешний преемник не всегда это помнит и понимает», — заключил Новичков (авторские орфография и пунктуация сохранены).

Накануне губернатор края поручил краевой Контрольно-счетной палате проверить организацию фестиваля «Белые ночи в Перми-2013», чьим директором по развитию является Гельман. Ранее прокуратура региона начала проверку бюджета фестиваля и законность выплат Гельману.

http://mn.ru/culture/20130619/349326880.html

Скептики сраму не имут

Поэт и переводчик Игорь Караулов — о главной ошибке Марата Гельмана

19 июня 2013, Игорь Караулов

Случилось то, чего многие с надеждой ждали, иные же опасались. Марат Гельман уволен с поста директора Музея современного искусства PERMM, созданного им же почти пять лет назад.

В последнее время Гельман терпит поражение за поражением. В позапрошлом году он был изгнан из Твери, где пытался воспроизвести свой пермский опыт, преобразив в музей еще один речной вокзал. Неудачным оказался завоевательный поход на Краснодар: город приветствовал культуртрегера потасовками и плевками. И вот теперь Марата Александровича разлучили с его любимым пермским детищем. Отныне и весь большой региональный проект Гельмана можно считать закрытым.

На одинокую борьбу Гельмана за окультуривание российских просторов поначалу нельзя было смотреть без сочувствия, как на всякое безнадежное предприятие. У нас в России столицы легко всасывают талантливых людей и с большим скрипом их отдают. В различные времена наиболее действенными механизмами для переноса культуры из столиц в провинцию были каторга, ссылка и эвакуация. Например, именно благодаря эвакуации в той же Перми возникла серьезная балетная школа. Но что делать, если у нас нет ни войны, ни репрессий? Как заставить Москву поделиться с губернскими городами хотя бы малой частью накопленных ею культурных ресурсов? Гельману показалось, что он нашел блестящий способ: просто прийти к губернатору и попросить денег из вечно бедствующего областного бюджета.

Это было нагло, но по-своему эффективно; примерно в той же манере действовал похотливый поручик Ржевский: девять девушек отхлещут по щекам, но одна все-таки согласится. В нашем случае согласились Пермь и — ненадолго — Тверь, что уже неплохо. Как же Гельману удалось обаять этих русских красавиц?

Сам Марат Александрович любит подчеркивать свой демонизм и магнетизм, представлять себя чуть ли не Березовским культурного фронта. В свое время он даже проводил в интернете конкурс стихов на тему «Чорный Гельман». На самом деле его успехи на ниве «джи-ара» (взаимодействия с государственными органами) имеют под собой здравую материальную основу. Он не предлагал властям региона разориться на культуру; напротив, он предлагал сэкономить на ее производстве. Он показывал: современная культура может и должна быть дешевой — недаром история музея PERMM начиналась с выставки «Русское бедное». Фьють! — и лучшие художники слетятся в ваш город. Щелк! — и лучшие дизайнеры приедут, чтобы его украсить. Красная буква «П» на въезде в город стоит недорого. Красные безголовые человечки, тут и там расставленные на улицах, не стоят почти ничего. Но зато — узнаваемый фирменный стиль! Зато — непрерывная суета фестивалей, брызги фуршетного шампанского, вся та столичная движуха, которой так не хватало угрюмому промышленному городу-миллионнику.

Эта перспектива дешевой культуры, готовой культуры, которую не нужно выращивать годами, а можно просто сорвать с московской грядки и отправить в рот, более того — не какой-то там посконной и доморощенной, а идущей в ногу с мировыми трендами, была настолько притягательна для прогрессивного губернатора Олега Чиркунова, что он и не думал обращать внимание ни на проклятия православных патриотов, требовавших изгнать посланца сатаны, ни на жалобы представителей местной, догельмановской культуры, голосом которых стал писатель Алексей Иванов. Более того, и новому губернатору Виктору Басаргину, сменившему Чиркунова, сперва нечего было возразить против логики гельмановского проекта.

Впрочем, возражения нашлись, и тоже вовсе не мистического, а вполне земного свойства. Бюджет гельмановского фестиваля «Белые ночи» — 250 млн рублей — показался краевым депутатам чересчур жирным. Выходит, что на культуру, столь дешевую в изготовлении, списывались вовсе не маленькие деньги и этот факт, вполне возможно, еще больше убеждал прежнее руководство области в эстетической правоте московского культуртрегера. Но теперь скептики, которых Марат Александрович посрамлял все эти годы с невозмутимостью циркового дрессировщика, могут торжествовать.

Виктор Басаргин говорит: «Всё то хорошее, что дал краю и городу фестиваль, что понравилось жителям, должно быть сохранено в будущем». Гельман уходит, но он заслужил благодарность. Не за привозное эрзац-искусство, загородившее вид на местные культурные начинания. Не за ожесточенный самопиар, которым он сопровождает свою деятельность. А за то, что он и в самом деле расшевелил сонный муравейник, заразил и сторонников, и противников идеей культурной столицы в Предуралье, и эта идея теперь уже не умрет.

А главная мораль этой пятилетней истории, мне кажется, вот в чем. Российской провинции не хватает не столько культуры, сколько культурной самостоятельности. Есть привычка оглядываться на Москву, которая и сама оглядывается то на Лондон, то на Нью-Йорк, и именно на этой вечной оглядке, то боязливой, то восторженной, то завистливой, построил свою игру Гельман. Но разве «пермский миф» Алексея Иванова или, скажем, «марийский миф» Дениса Осокина не может быть интересен всему миру без каких-либо скидок на провинциальность, как в свое время был ему интересен чуваш Айги или мордвин Эрьзя? Поэтому лучшее, что могли бы сделать столичные культуртрегеры, — это помочь местной культуре развиться и выйти на мировую дорогу, а не давить ее в зародыше броским демпинговым товаром.

http://izvestia.ru/news/552262

Реклама
 

Метки: ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: