RSS

В культурной столице Урала современное искусство столкнулось с современной политикой. Победила политика

18 Июн

«БЕЛЫЕ НОЧИ» ШУТИЛИ НАД СОЧИ: Марат Гельман о новом столкновении искусства с жизнью

НОМЕР: Профиль 81717. ИЮНЯ 2013 РОМАН УКОЛОВ

На днях в Перми на фестивале искусств «Белые ночи» были закрыты сразу три выставки, участники которых имели неосторожность коснуться чувствительных для власти тем. Сперва на выход попросили проект «Welcome! Sochi 2014» красноярского художника Василия Слонова, который позволил себе поиронизировать по поводу талисманов и символов сочинской Олимпиады. Затем свою работу прекратила экспозиция художественной группы из Израиля «Новый Барбизон», участницы которой выразили солидарность с Слоновым. И наконец фестиваль покинула выставка «Российское барокко» художника Сергея Каменного, которого вдохновляли московские акции протеста. Помимо этого под угрозой отмены оказался проект «Оккупай Пермь» — городской лагерь для арт-активистов. О новом столкновении искусства с жизнью корреспонденту «Профиля» рассказал директор по развитию и один из основателей «Белых ночей» Марат Гельман.

ПРОФИЛЬ: Это становится уже какой-то дурной традицией — выставки запрещать.

Гельман: Скажем так, эта ситуация несколько отличается от прежних случаев, хотя определенная тенденция действительно прослеживается.

ПРОФИЛЬ: Почему выставки были выдворены с фестиваля?

Гельман: Экспозиция художника Василия Слонова — это сатирический проект, весьма критически относящийся ко всему, что происходит сейчас вокруг сочинской Олимпиады. Полагаю, кому-то из чиновников это показалось неуместным. Мол, это непатриотично! Да как можно? Олимпиада — это наша гордость, это большая победа нашей родины. Куда смотрит губернатор? Все это — с сюжетами по федеральным каналам, словом, очень масштабно. В итоге местная администрация, непривычная к таким «наездам», решила от греха подальше выставку Слонова прикрыть. Прежний губернатор Чиркунов и его администрация привыкли, что на них периодически кто-то наезжает, и реагировали совершенно адекватно. А новые суетятся — кабы чего не вышло.

ПРОФИЛЬ: А что не понравилось пермской администрации в пейзажах и натюрмортах израильской арт-группы «Новый Барбизон»?

Гельман: Это действительно была совершенно нейтральная экспозиция, но помимо своих картин художницы вывесили плакат с текстом в поддержку Слонова и против цензуры. Полагаю, это и было причиной закрытия выставки. Наутро у запертых дверей павильона выставили охрану. Ну и, видимо, за компанию прикрыли экспозицию «Российское барокко». Очень интересный проект, где автор использует сюжеты Болотной площади, добавляя к ним барочные мотивы. Мы посчитали, что это неправильно, закрывать ничего нельзя, и нашли места на других площадках.

ПРОФИЛЬ: Что появится вместо закрытых экспозиций в фестивальном городке?

Гельман: Мы там откроем выставку китайских художников, пространство не пропадет. Но я думаю, что некоторые чиновники и депутаты должны извлечь урок из этой истории. Теперь о выставке Слонова знают во всем мире, люди, которые ее закрыли, добились прямо противоположного эффекта. Запреты абсолютны контрпродуктивны, да и невозможны в эпоху Интернета. Я уже не говорю о том, что они просто незаконны. Очень жаль, что это произошло на фестивале, который считается одним из крупнейших в Европе и самым масштабным в России. Подобные проявления «нельзя-мышления» не могут не беспокоить. Тут, в Перми уже ходят шутки, что надо бы принять закон о защите чувств верующих в Олимпиаду.

ПРОФИЛЬ: А что произошло с проектом «Оккупай Пермь», в котором должен участвовать новосибирский художник Артем Лоскутов, автор знаменитых «Монстраций»?

Гельман: Не получилось провести его в том формате, в котором он задумывался. Сейчас во всем мире так принято: если проходит крупное культурное событие, то параллельно с ним устраивают лагерь художников, музыкантов, писателей, которые не попали в основную программу. Они устраивают свою программу без жюри, без отбора и сами проводят мастер-классы, устраивают выставки своих работ, публичные лекции и дискуссии об искусстве. Это знак того, что в городе действительно проходит крупное культурное событие. Лоскутов, в частности, был приглашен, чтобы оформлять этот лагерь. Но выяснилось, что Россия — это не Европа, и устраивать лагеря позволено не всем и не везде.

ПРОФИЛЬ: Смутило провокативное название проекта или участие в нем Лоскутова?

Гельман: Да, название проекта вызывает совершенно определенные ассоциации, да и Лоскутов из тех художников, кто способен смутить почтенную публику. Было ли именно это причиной сворачивания проекта? Наверняка сказать сложно. Не уверен. В оргкомитет входят силовики, которые сказали, что не смогут на должном уровне обеспечить безопасность вне фестивального городка. Оргкомитет тогда решил перенести все эти мероприятия внутрь городка. Теперь придется всех заявленных в «Оккупай Пермь» перемещать внутрь и устраивать отдельную сцену. Но это будет уже другой формат мероприятия, что-то вроде народной сцены. Как в Европе, не получилось.

ПРОФИЛЬ: Возможно, Пермь еще не готова принять столь масштабное и одновременно неоднозначное культурное событие?

Гельман: Не согласен. Фестиваль проходит в городе уже в третий раз. В прошлом году было 1,2 млн посещений. Едва ли в России найдется другой такой. Никаких эксцессов вроде закрытия экспозиций и чего-то подобного тогда не было. Я не думаю, что города и регионы можно делить на готовые и не готовые к восприятию искусства. Есть более насмотренные, более искушенные, а есть те, которым не повезло с руководством.

ПРОФИЛЬ: Кому не повезло?

Гельман: Трудно однозначно ответить. Вот, например, Краснодар. Ходишь по современному городу, смотришь на современных людей, а заходишь в администрацию — и как в другой мир попадаешь. Вице-губернаторы в папахах ходят… И про Петербург теперь говорят — «культурная станица». Губернатор поменялся, теперь Полтавченко с его Афонским братством из Смольного работают по церковным праздникам и освящают воду в водопроводе. Тут же появились казаки и прочие. Увы, в России еще очень многое зависит от начальства.

ПРОФИЛЬ: Какие планы на ближайшее будущее?

Гельман: Московская биеннале, которая пройдет в конце сентября. Это большой международный форум. Очень важное событие.

ПРОФИЛЬ: Не опасаетесь снова встретить непонимание со стороны властей?

Гельман: Никогда нельзя угадать, где именно столкнешься с непониманием и недовольством. Но надо иметь в виду, что это будет уже Москва после принятия закона о защите чувств верующих, под который можно попасть по самому неожиданному поводу. А учитывая, что в московской биеннале заявлены иностранные участники, не знакомые с особенностями нашего законодательства, можно ожидать любых неприятностей. Но будем надеяться на лучшее. Дорогу осилит идущий.

http://www.profile.ru/article/%C2%ABbelye-nochi%C2%BB-shutili-nad-sochi-marat-gelman-o-novom-stolknovenii-iskusstva-s-zhiznyu-76185

Деятели культуры Перми потребовали «изгнать Гельмана»

Мария Орлова (Пермь) 17.06.2013, 16:36

Деятели культуры Перми заявили, что фестиваль «Белые ночи» нужно проводить «экономнее и эффективнее» — или за счет средств спонсоров, или не устраивать вообще. А сэкономленные бюджетные деньги лучше потратить на зарплату пермских деятелей культуры, продвижение местных брендов и «изгнание Марата Гельмана».

«Ведущие представители пермской общественности» — так указано в приглашении — сегодня собрались за круглым столом обсудить «Будущее пермской культуры». «Мы ждем перемен» — гласит тема дискуссии.

«Ведущих представителей» более всего интересовало финансирование фестиваля «Белые ночи в Перми» — оно якобы не прозрачно. Встревожили и скандалы с закрытием выставок — как их избежать? И решили оформить свои требования и вопросы в виде обращения к губернатору Виктору Басаргину, министру культуры РФ и в Совет по культуре при президенте РФ.

Сегодняшнее собрание призвано было, по словам одной из организаторов круглого стола Ирины Становкиной, «поставить точку в четырехлетней борьбе за культуру Пермского края».

— Мы возлагали надежды на нового губернатора, писали ему письмо с просьбой изменить культурную политику региона, отстранить скандальные фигуры, — говорит Ирина Становкина, председатель профсоюза работников культуры региона. — Мы ставили вопросы о повышении уровня зарплаты работников культуры: она была повышена с  1 января — на размер инфляции, то есть просто проиндексирована. Но четыре территории в крае не нашли денег на повышение зарплат с начала года. То есть в Перми нашлось 75 миллионов на фестиваль «Белые ночи» и нет денег на повышение зарплат даже на такой мизерный уровень?!

Ирина Становкина в очередной раз напомнила, что в то время, как в Перми идет фестиваль стоимостью 250 миллионов рублей (из них 75 миллионов — из бюджета Перми, 118 — из казны края, остальные — средства спонсоров), в Пермском крае «за 10 лет закрылось около 300 библиотек, 220 клубов, 343 киноорганизаций».

— Хорошо, что сейчас с каждого угла уже не звучит, что Пермь — культурная столица, но кардинальных перемен в культуре нет, — говорит лидер профсоюза работников культуры.  — Видимо, осталось последнее средство — выводить людей на забастовку.

Одним словом, лозунги и требования у «ведущих представителей пермской общественности» остались те же, что звучали два года назад на митинге «Против пермской культурной политики». Тогда те же деятели культуры призывали изгнать из региона Марата Гельмана. Аргумент за изгнание: потому что до появления  известного галериста в Пермском крае «все было хорошо». Так же подсчитывали количество закрывающихся сельских библиотек на фоне угрожающе плодящихся «красных человечков».

Сегодня непрозрачность формирования и распределения бюджета фестиваля «Белые ночи» и очевидные огрехи в организации большинства мероприятий феста «вызывают огонь на себя», привлекая пристальное внимание «представителей общественности».

— Бюджетные деньги нужно тратить на бренды Перми. Это Славянов, Попов, Пастернак, — уверена Ирина Артемова, директор издательства «Книжная площадь». — К нам, в Пермь, поедут только на то, чего нет в Европе, а там этого современного искусства — как грязи! Кто поедет сюда — где нет туалетов и дорог — смотреть на современное искусство?

— Я не против фестивалей, не против приглашения коллективов, — говорит Ирина Становкина. — В том случае, если бы в Пермском крае не было дефицита бюджета, если бы был высокий уровень доходов у деятелей культуры. А эти «Белые ночи» напоминают пир во время чумы. Проводите все за счет спонсоров, или не нужно проводить вообще!

Те же депутаты Законодательного собрания, как и два года назад, поддержали ту же общественность.

— Я думал, что в течение 2012-2013 годов будут расставлены новые акценты в политике региона, но этого не произошло, — признался Вадим Чебыкин, депутат пермского парламента. — Бюджет «Белых ночей» в этом году — 253,6 миллиона рублей. Для сравнения, это годовой бюджет пермского ТЮЗа, театра кукол, художественной галереи и колледжа культуры вместе взятых.

По словам депутата, фестиваль «Белые ночи в Перми» — это «не наши полномочия», «наши полномочия» — это как раз ТЮЗ, театр кукол и театр оперы и балета.

— Я считаю, что у нас нет денег на «Белые ночи», — говорит Чебыкин. — Причем тут бюджет Пермского края и выставка карикатур художника Слонова? Ради бога, пусть она проходит на выставке Гельмана в «Винзавде» — зритель туда придет, купив билет, а Чебыкин пройдет мимо. Это — вопрос свободы.

Пермские культурные деятели сетовали также, что «Белые ночи» не только отрицательно сказываются на редеющие сельские библиотеки и низкие зарплаты работников культуры, но и забирают на себя средства всех спонсоров, которые до сих пор находили в своем бюджете деньги не на один, а на многие фестивали в Прикамье. Одним участникам круглого стола «Белые ночи» показались проектом, не имеющим внятной цели, другие потребовали ввести квоты на участие пермских коллективов в «Белых ночах».

Только сами жители Перми, очевидно, не особенно задаются подобными вопросами. На сегодняшний день фестивальный городок «Белых ночей» посетили 770 тысяч человек. Две трети жителей краевого центра самостоятельно разобрались с целью и назначением фестиваля.

— Когда речь идет о крупных международных фестивалях, их стоимость начинается от 60 миллионов рублей, все остальное — местечковые события, — говорит Наталия Шостина, руководитель фестиваля «Камwa». — Можно с уверенностью сказать, что в Перми в фестивальном городке люди не просто проводят время — они знакомятся с прогрессивными видами искусства, в этом смысле Пермь — в тренде столичных фестивалей.

По словам организаторов разных пермских фестивалей, беда «Белых ночей» — не в них самих, а в пермской политике, которая предполагает масштабную поддержку одного этого проекта в ущерб остальным, традиционным для Перми и более локальным. Помимо всего прочего, самой пермской культурной политике решительно не хватает внятной программы развития отрасли и возможности влияния культуртрегеров на ее формирование, то есть — совета по культуре при губернаторе края.

Принятие программы «Культура Пермского края» и создание совета при главе региона стали основными требованиями общественников, которые они готовятся направить Виктору Басаргину.

http://www.rg.ru/2013/06/17/reg-pfo/perm-culture.html

Пермские аудиторы начинают проверять финансирование «Белых ночей»

ПЕРМЬ, 17 июня, РИА ФедералПресс. Аудиторы Контрольно-счетной палаты (КСП) Пермского края завтра, 18 июня, приступят к проверке эффективного и целевого использования бюджетных средств затраченных на фестиваль «Белые ночи» в Перми. Об этом «ФедералПресс.Приволжье» сообщили в Контрольно-счетной палате Пермского края.

«Завтра аудиторы начнут проверку финансирования «Белых ночей». Она начнется с Центра развития реализации проектов, через который выделяются краевые деньги. Будет проведена проверка эффективного и целевого использования бюджетных средств затраченных на фестиваль», – заявили в краевом КСП.

На этой неделе, как отметила глава городских аудиторов Мария Батуева, Контрольно-счетная палата Перми также приступит к проверке бюджетных средств выделенных на проведение «Белых ночей».  «Это будет внеплановая проверка, которая будет длиться месяц – полтора. Мы будем смотреть, какие были заключены договора, сходим в городок и т.д.», – сказала г-жа Батуева.

На прошлой неделе, напомним, появилась информация, что фестиваль «Белые ночи» проверяет Счетная палата РФ. В самой Счетной палате эту информацию опровергли, заявив, что сейчас ведется лишь предварительная работа, и никто из аудиторов еще не выезжал в Пермь.

http://fedpress.ru/news/society/news_society/1371471669-permskie-auditory-nachinayut-proveryat-finansirovanie-belykh-nochei

Талант, но что прокуратура скажет?! Гельман «подставил» сразу двух пермских губернаторов. «Если Чиркунов смеялся, Басаргин хранит молчание»

17.06.2013 18:23

В Перми складывается коалиция из депутатов и деятелей культуры, которая хочет навести порядок в вопросах финансирования культурных проектов в Пермском крае. Поводом для объединения стали многочисленные скандалы вокруг фестиваля «Белые ночи». Один из инициаторов коалиции депутат ПГД Александр Филиппов уже направил запрос в прокуратуру с просьбой провести проверку расходования бюджетных средств: «У меня есть ощущение, что Гельман и компания распоряжаются бюджетными средствами, как своими собственными. Будет проведена проверка, прокуратура даст оценку. Я не понимаю, когда Гурфинкель в ответ на вопросы о финансировании фестиваля говорит, что исчерпал кредит доверия к СМИ и отказывается общаться с прессой. Если получаешь деньги из бюджета, ты не можешь позволить себе такие высказывания», — пояснил «URA.Ru» свою позицию Филиппов.

Сегодня на «круглом столе» с участием депутатов ЗС Владимира Корсуна и Вадима Чебыкина, депутата ПГД Александра Филиппова прозвучали слова, которые могут означать конец гельмановских проектов в Перми. Модератор мероприятия Юлия Баталина призвала абстрагироваться от личности директора музея PERMM: «Давайте не будем ругать Гельмана. Мы знаем, что он плохой, ничего нового мы этим не скажем, давайте предложим меры, которые гарантированно помешают расходовать бюджетные средства бесконтрольно». Любящий скандальную славу галерист старательно уводит внимание общественности от финансовых вопросов, подменяя их рассуждениями о цензуре. Но в сложившейся ситуации избежать тщательных проверок прокуратуры и КСП у Гельмана не получится. По мнению экспертов «URA.Ru», любые обвинения в финансовых нарушениях идеолог и организатор «Белых ночей» будет переадресовывать в сторону краевых властей. Оказывается, там о «художествах» Гельмана знали, но внимания на них не обращали.

«Мы дважды представляли Олегу Чиркунову отчёт КСП на 19 страницах о бюджетных финансовых нарушениях Гельмана, Мильграма и иже с ними. В первый раз Чиркунов просто рассмеялся и сказал, что отчёт не видел. На отчёт, отправленный под роспись, ответа не последовало. Нынешнему губернатору Басаргину за последний год ушло 5 официальных обращений за моей подписью. Ни на одно не ответил, в лучшем случае приходят отписки минкульта», — рассказала Ирина Становкина, председатель профсоюза работников культуры Пермского края и член комитета по бюджету в ЗС и ПГД.

Вопросы, прозвучавшие на «круглом столе», будут продублированы 20 июня на пленарном заседании ЗС, куда с отчетом придет и.о. министра культуры Игорь Гладьев. Специалисты сферы культуры предлагают в качестве мер по выходу из кризиса, спровоцированного Гельманом, изменить культурную политику, отстранить Гельмана, Гурфинкеля и Мильграма от освоения бюджетных средств, написать целевую5-летнюю программу развития культуры в крае и создать совет по культуре при губернаторе. Депутаты ЗС могут рассмотреть возможность внести расходы на «Белые ночи» отдельной строкой в бюджет края, чтобы иметь возможность контролировать расходование средств.

Напомним, что скандалы вокруг «Белых ночей» начались после того, как организаторы разместили в фестивальном городке выставку олимпийских демотиваторов. Плакаты художника Слонова были срочно убраны после резкой реакции из Москвы и позднее выставлены Гельманом в музее PERMM.

Олег Новосёлов © Служба новостей «URA.Ru»

http://www.ura.ru/content/perm/17-06-2013/news/1052159649.html

Реклама
 

Метки: ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: