RSS

Авторы без прав

08 Июн

У Энтина, Ливанова и Гладкова отбирают «Бременских музыкантов»

4 июня 2013 Светлана Поворазнюк

Московский продюсерский центр «Триумф» добивается эксклюзивных прав на использование товарного знака «Бременские музыканты». Если такой товарный знак зарегистрируют в Роспатенте, «Триумф» будет вправе запретить организаторам спектаклей, мюзиклов, фестивалей, а также производителям дисков, книг, игрушек, напитков и продуктов питания использовать в названии словосочетание «Бременские музыканты». За использование названия сказки они должны будут выплачивать роялти.

Мультфильм под названием «Бременские музыканты» вышел на экраны в 1969 году, по мотивам сказки братьев Гримм, написанной в XIX веке. Авторы сценария — Юрий Энтин и Василий Ливанов (создатель образа Шерлока Холмса в ряде телефильмов), музыку сочинил Геннадий Гладков. Соавторы также создали два продолжения мультфильма — «По следам бременских музыкантов» (1973 год) и «Новые бременские» (2000 год). Версия Энтина и Ливанова отличается от классической сказки братьев Гримм. Авторы ввели новых персонажей, таких как принцесса, трубадур, король и его охрана. Композиции из мультфильма («Мы к вам заехали на час», «Ничего на свете лучше нету», «Такая-сякая сбежала из дворца», «Луч солнца золотого» и др.) стали популярными по всей стране.

Продюсерский центр «Триумф» заинтересовался сценарием в 2008 году. Тогда между создателями мюзикла и авторами был заключен договор на использование партитуры и либретто из первого мультфильма, однако в 2010 году «Триумф» его нарушил — в мюзикле появились песни из продолжений «По следам бременских музыкантов» и «Новые бременские». Авторы подали на «Триумф» в суд, после чего сторонам удалось договориться.

Помимо «Бременских музыкантов» на счету продюсерского центра мюзиклы по мотивам других известных произведений и мультфильмов — «Остров сокровищ», «Лукоморье», «Малыш и Карлсон», «Белка и Стрелка».

В разговоре с «Известиями» Юрий Энтин и Геннадий Гладков признались, что несмотря на договоренность, они не довольны мюзиклом. Энтин утверждает, что «Триумф» исказил суть оригинального сценария.

— В моей версии принцесса сбегает с трубадуром из дворца. В интерпретации «Триумфа» трубадур чуть ли не жить остается во дворце, — возмущается автор.

— Авторские отчисления приходится выбивать с боем. Говорят, что деньги будут завтра-послезавтра и так до бесконечности. Я бы вообще с ними все отношения закончил, — утверждает Гладков.

По словам менеджера Энтина, Ливанова и Гладкова — Малика Аминова — «Триумф» весной не продлил контракт с авторами.

При этом, рассказывает Аминов, перед подачей заявки на регистрацию товарного знака руководство «Триумфа» обратилось к нему с письмом, в котором просило разрешения на продвижение бренда, а именно на использование логотипа с изображением принцессы и трубадура.

— Они утверждали, что готовы через различных производителей поместить это изображение, например, на аудио- и видеотовары, напитки, развивающие и елочные игрушки, товары народного потребления, канцтовары, мебель и прочее, но мы отказались, — сообщил менеджер.

По словам Аминова, представители «Триумфа» утверждали, что на бренд «Бременские музыканты» есть реальный спрос и к продвижению будет привлечено около 400 компаний, а также, что с некоторыми у них уже есть договоренности.

В продюсерском центре «Триумф» ситуацию не прокомментировали, сославшись на конфиденциальность информации.

Если «Триумфу» удастся зарегистрировать бренд, компания вправе предъявить денежные претензии к театрам и издательствам, считает глава адвокатского бюро «Усков и партнеры» Вадим Усков. По мнению эксперта, «Бременские музыканты» — общеизвестное словосочетание, которое может зарегистрировать любая компания.

Специалист по авторскому праву Сергей Зуйков считает, что в Роспатенте от «Триумфа» потребуют разрешение от потомков автора перевода «Бременских музыкантов» (произведение переводили с немецкого более десяти раз) и сценаристов одноименного мультфильма 1969 года. Его коллега из бюро «Тулубьева, Осипов и партнеры» Виктор Осипов в целом поддерживает эту идею.

Адвокат Сергей Жорин считает, что разрешение от авторов мультфильма излишне. А Владимир Юрасов, адвокат бюро «Князев и партнеры», полагает, что товарный знак не зарегистрируют.

— Задача Роспатента — отсекать товарные знаки, в которых используются  общеупотребимые фразы, — говорит эксперт.

Юрист и издатель Вадим Мещеряков (его издательский дом выпускает книги братьев Гримм) также считает «Бременских музыкантов» национальным достоянием.

Никита Деньгин, пресс-секретарь петербургского театра «Мастерская», где идет детский спектакль «Бременские музыканты», полагает, что в случае конфликта театру легче и дешевле будет сменить название постановки.

— По моему ощущению, обладатели бренда могут запросить нескромную сумму. Поэтому дешевле переименовать спектакль, поменять программки и афиши, — считает он.

Однако Деньгин уверен, что вместе с названием театр потеряет и часть аудитории.

— «Бременские музыканты» — не то же самое, что, например, «Музыканты из Бремена», продолжает он. Это устойчивый круг ассоциаций с фильмом и знаменитыми песнями. Театрам придется дополнительно разъяснять аудитории, что представляет из себя «новый» спектакль.

http://izvestia.ru/news/551411

Реклама
 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: