RSS

Зубовский институт хочет остаться соседом Исаакиевского собора

15 Май

Елена Юринская 13.05.2013, 11:41

Сегодня состоится открытое собрание коллектива Российского института истории искусств, что расположен на Исаакиевской площади в Петербурге.

Его темой станет попытка рейдерского захвата Института чиновниками от культуры. Проект его преобразования связан с тем, чтобы сделать его филиалом московского Института культурологии, перепрофилировав направление деятельности и резко сократив штат, после чего для закрытия РИИИ (ставшего филиалом) не потребуется решения Правительства, а будет достаточно подписи директора московского института. Его сотрудники полагают, что после этого знаменитый дворец графа Зубова на одной из красивейших площадей мира можно будет продавать. Между тем, это первый в России и единственный в Петербурге и на Северо-Западе искусствоведческий институт, чья история и сегодняшний день связаны с именами выдающихся исследователей отечественной и мировой, классической и современной культуры.

На собрание приглашены О. В.Басилашвили, А.Н.Сокуров, Д.А.Гранин, А.Могучий и другие деятели российской культуры и науки.

Сотрудники института обратились с открытым письмом Президенту РФ и Премьер-министру РФ. В нем, в частности говорится:

«В конце 2012 года общественное мнение страны вынудило Министерство культуры РФ приостановить реализацию своих планов по уничтожению гуманитарных научно-исследовательских институтов, финансируемых из государственного бюджета. Тогда профессиональное сообщество продемонстрировало удивительную для людей творческого труда и строя мыслей солидарность и гражданскую ответственность. Оно было горячо поддержано согражданами, понимающими, что науки о культуре и искусстве — это не забава интеллектуалов, а важнейшая часть фундамента, на котором стоит самосознание нации.

Теперь, учтя ошибки и промахи первой попытки, МК РФ начинает новый этап борьбы с учеными, используя старый проверенный принцип «разделяй и властвуй».

Руководство страны велело отраслевым чиновником повысить зарплату научным сотрудникам и профессорско-преподавательскому составу научных и образовательных учреждений, как, впрочем, и работникам всей социальной сферы. На практике это похвальное решение оборачивается массовым разрушением самих учреждений и конкретных человеческих судеб.

Необходимость повышения зарплаты без каких-либо дополнительных финансовых вливаний и обязательств государства в первом квартале привела к массовым увольнениям».

В письме подчеркивается: «На протяжении столетия Российский институт истории искусств является единственным искусствоведческим учреждением Санкт-Петербурга и всего Северо-Западного региона России. Все эти годы здесь осуществляются крупнейшие исследовательские проекты, формируются научные школы европейского и мирового масштабов, готовятся научные и педагогические кадры высшей квалификации.

Теперь коллектив РИИИ узнает, что «эффективным менеджерам», назначенным в последнее время МК в московские институты, предлагается сделать старейший в России Институт одним из своих филиалов. И это еще один шаг на пути превращения крупных петербургских научных институтов в придатки московских учреждений, что по существу продолжает репрессивную политику централизации, частично изжитую только в годы перестройки.

Слияние и переориентация такого исследовательского центра, как РИИИ, волюнтаристски проектируемые чиновниками МК, — это апофеоз непрофессионализма. Люди, решающие сейчас судьбу знаменитого Института, даже не перешагивали его порог, не встречались с коллективом».

В финале письма его авторы обращаются к руководителям государства почти с интонацией отчаянья:

«Российский институт истории искусств встал перед реальной угрозой уничтожения. Делается это под благородной маской заботы об ученых и исследователях. Коллектив возмущен политикой двойных стандартов и возвращением к идеологии и лексике 30-х годов. Институт на Исаакиевской площади — неотъемлемая часть петербургского культурного ландшафта».

Сотрудники института потребовали от чиновников Министерства культуры встретиться с коллективом и профсоюзом Института на открытом собрании, которое состоится 13 мая в 13 час. 2013 года.

Ирина Зубова, правнучка основателя Российского института истории искусств (РИИИ), графа Валентина Зубова, написала открытое письмо президенту Владимиру Путину с просьбой вмешаться в ситуацию вокруг петербургского РИИИ. Как стало известно сотрудникам института, его собираются сделать филиалом московского Института культурологии. В письме говорится, что наследники Зубова, основавшего институт в 1912 году, озабочены судьбой учреждения, которое фактически может быть уничтожено после преобразований, проведенных Минкультом. Зубова пишет, что ей стало известно о планируемых реорганизации и перепрофилировании института, а также о значительном сокращении штата сотрудников. Последнее, по ее словам, стало следствием распоряжения президента поднять зарплаты сотрудникам РИИИ.

Справка «РГ»

Российский институт истории искусств основан в 1912 году на личные средства графа Зубова в его родовом особняке. Задуманный по флорентийскому образцу как научно-просветительский центр с библиотекой и искусствоведческими курсами, Институт был подлинным порождением русского Серебряного века. Институт быстро занял видное место в культурном пространстве Санкт-Петербурга. Столичная культурная элита делила свое внимание между представлениями Бродячей собаки, «аполлоновскими» средами, собраниями в Башне Вячеслава Иванова и вечерами «в пышном доме графа Зубова».

В нелегкие двадцатые годы в голодном Петрограде чудом уцелевший Институт оставался одним из островков культуры, «духовным центром и социальным убежищем» художественной интеллигенции. Здесь выступали герои иного времени, классики и авангардисты 1920-х годов: Маяковский, Тихонов, Хармс, Яхонтов, Фореггер и многие другие (с авангардом у институтской науки всегда была особая связь). Здесь рождались и утверждали себя научные школы, ставшие теперь классическими. На словесном отделении учеными формальной школы — Ю.Н.Тыняновым, Б.М.Эйхенбаумом — были созданы фундаментальные труды, без которых немыслима современная филологическая наука. На отделении истории музыки школа Игоря Глебова (Б.Асафьева) разрабатывала теорию музыкально-исторического процесса; там же возникла экспериментальная музыкально-акустичесая лаборатория. На ИЗО закладывались основы систематического (аналитического) искусствознания и решались серьезные прикладные задачи: техника копирования фресок, способы обмера исторических памятников и т. д. На отделении истории театра А.А.Гвоздев и его последователи утверждали концепцию театра как самостоятельного и самодовлеющего искусства, что в итоге привело к рождению новой науки — театроведение.

В1912-1932 годах институт трижды менял название: до 1920 г. он назывался Институт истории искусств, с февраля 1920 г. (с официальным признанием его российского значения) — Российский институт истории искусств и, наконец, с 1925 по 1931 г. — Государственный институт истории искусств. Его деятельность в широком объеме возобновилась и активизировалась после окончания Великой отечественной войны. Структурные реконструкции продолжали лихорадить Институт еще долгое время, едва ли не до начала 1990-х годов: в 1962 году произошло слияние института с ленинградским Театральным институтом, в 1968 году институт стал научно-исследовательским отделом Института театра, музыки и кинематографии, в 1992 году вновь обрел самостоятельность и вернул себе прежнее название — Российский институт истории искусств.

http://www.rg.ru/2013/05/13/institut-site.html

Реклама
 

Метки:

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: