RSS

Охота к перемене мест

10 Май

Власти хотят переместить памятник Александру III на площадь Восстания, а эрмитажных импрессионистов вернуть в Москву. Как к этому относиться?

У наших властей – новая лихорадка. К перемещению культурных ценностей с места на место. В течение пары недель две инициативы, одна за другой. Сначала острожный вброс: а не перенести ли нам памятник императору Александру III от Мраморного дворца, где он живет последние годы, на площадь Восстания, где он когда-то жил. Ну, то ли да, то ли нет… собственно, не успели мы толком начать мараковать, как новая вводная – а не вернуть ли Матисса и прочих импрессионистов из петербургского Эрмитажа в московский музей имени Пушкина. Что за зуд такой?

Ну, импрессионистов уже активно защищают. Идет сбор подписей в защиту целостности коллекции Эрмитажа, конечно, нельзя сказать, что на защиту городского бренда встали миллионы, но тысячи уже есть. Когда народ закончит праздновать, вернется в офис, засядет за интернет, можно будет ожидать существенного роста «антимосковского» голосования.

Казалось бы с Матиссом – вопрос простой. У нас хотят отнять нечто наше. Пускай это «наше» и общенародное, и, после революционных реквизиций, принадлежит в равной мере и Питеру, и Красноярску, и Торжку, и Пензе, и Хабаровску… Словом, если бы энтузиасты «отъема» предложили создавать музей современного искусства не в Москве, а допустим, в Нижнем Новгороде или, как подсказывают остроумные люди, в олимпийском Сочи, дискуссия серьезно усложнилась бы. Почему бы, собственно, народу Российской Федерации, который весь ХХ век смело (и равнодушно) перемещал нажитые аристократией и купечеством артефакты с места на место – из усадеб в музеи, из музеев в музеи, из музеев на аукционы, из столиц в регионы и т.д. и т.п., не создать новый музейный центр (и, тем самым, новую точку на культурной карте) в стране?

Да, для Эрмитажа и его директора это была бы серьезная травма, но что поделаешь? А каково было наследникам Щукина, Морозова, Строгановых и прочих коллекционеров царского прошлого? Но, к счастью или к несчастью, ничего подобного никому не пришло в голову. В голову, как водится, пришло отнять картины у обездоленного прошлым веком Питера – ради дальнейшего процветания культурной Москвы. И вопрос из сложного, кто бы что ни говорил, стал простым. Более того, из вопроса культурной политики он имеет все шансы перейти в категорию политически «политической», если позволите так выразиться.

Ну, с Александром Николаевичем, кажется, все несколько проще. А впрочем… Установка этой инкарнации Медного всадника предполагает перенос обелиска памяти жертв Великой Отечественной. Тоже получается не очень складно. Мотив, конечно, угадывается. В сознании современных российских политиков (в том числе, и тех, кто был у власти, а сейчас находится в оппозиции) и царь Александр III, и его министры, вроде Витте, суть важные символы стабильного экономического развития, ради которого, конечно, стоило жертвовать тем немногочисленными свободами, которые внедрял отец-реформатор Александр II, этот Горбачев русского XIXстолетия. Если стоило тогда, значит, стоит и теперь – вот в чем состоит миф. Этим и ценен бронзовый Александр. И все-таки, нам кажется, царский миф слабоват против мифа о Победе. В рамках логоцентрической российской политики трудно убедить людей, что обелиск, который в свое время называли «стамеской», лучше перевезти куда-нибудь в новые районы, а на площадь Восстания (а что тогда делать с этим «восстанием»?) вернуть конную фигуру забытого исторического персонажа. Плюс весь этот вздор про комод и бегемота, который в силу рифмической простоты въелся в сознание тех (впрочем, немногих), кто хоть что-то про Александра Николаевича, про его эпоху, а также блестящее правление его наследника знает и думает.

Но все-таки что же делать? Хороших вариантов, кажется, два. Первый – оставить все как есть. Пиотровскому – Матисса. Директору Русского музей Гусеву (который, впрочем, за свой монумент не заступился) – Александра. Но если все-таки надо что-то куда-то переместить, если неймется, то наше предложение – откупиться от москвичей императором. В сущности, там ему место. Природный немец, он любил все русское – стилистика Храма на Крови, которую именно он счел уместной в классицистическом Петербурге, наглядное тому подтверждение. А уж куда они там его поставят, хоть у «трех вокзалов», хоть у храма Христа Спасителя, где был свой вариант памятника Александру, не наш вопрос.

А Матисса уж оставляйте Петербургу. Городу, который в наше время вольно или не вольно играет роль той стародавней Москвы, с ее вечной альтернативностью бюрократическому Питеру, склонностью к германской университетской культуре , и буквально легионами бесподобных, интеллигентных невест. Правда, с купечеством незадача. Ну, может, и выправится?

http://spb30.ru/discussions/vlasti-khotyat-peremestit-pamyatnik-aleksandru-iii-na-ploshchad-vosstaniya-a-ermitazhnykh-impressionistov-vernut-v-moskvu-kak-k-etomu-otnositsya

Реклама
 

Метки:

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: