RSS

Лад кромешный

01 Май

В московском Манеже открылась выставка «Алексей Ремизов. Возвращение» — более 140 графических работ, коллажи, «конструкции», рукописи, книги и альбомы писателя. Все они экспонируются в России впервые

Арсений Штейнер Журнал «Огонёк», №16 (5276), 29.04.2013

Писатель и художник Алексей Ремизов (1877-1957) принадлежал Серебряному веку, эпохе синтеза искусств. Не учившийся рисовать (пройти курс в Строгановке помешала сильная близорукость), он создал за полвека десятки альбомов и тысячи графических листов. Издал до эмиграции 30 книг и книжечек прозы, включая собрание сочинений. Совсем недавно его архив, 300-килограммовый корпус графики, рукописных книг и коллажей, который хранился в Париже у душеприказчиков, выкуплен Министерством культуры РФ и передан в дар Государственному литературному музею.

Первый роман Ремизова «Пруд» Андрей Белый назвал «преталантливой путаницей»: рваный декадентский сюжет не был приправлен яркой мистикой, важной для антропософа Белого. Но в дальнейшем Ремизов направляет сюжетные изыскания в область мифов и апокрифов. Он занимается переложением народных сказаний. Первые его книги (с рисунками Сомова, Добужинского, Рериха) и пьесы сделаны на основе русского фольклора. Острослов Корней Чуковский усматривал в рассказах Ремизова отсутствие оптимизма и едко называл автора «виртуозом всяческого страха, всякой пугливости».

Оба, и Чуковский, и Ремизов, заседали в «Башне» Вячеслава Иванова. Внизу, в Таврическом саду, над которым возвышается символистская «Башня», Ваня Васильчиков победил Крокодила. А глядя с «Башни», сверху сад кажется очень похожим на плотно упакованную в орнамент буквицу ремизовских листов. В последнем листе альбома «Повесть о бесноватой Соломонии» буквы превращаются в рукописные плашки так же, как ночью силуэты деревьев сливаются в дремучий лес. Слово соединяется с изображением и возникает монолитный образ.

Образ для Алексея Ремизова музыкален. «Вспышка чувства обжигает слово… Слова мои из музыки»,— пишет Ремизов. Он просит не перебивать его устное чтение вопросом: «Сбивается цап внимания». Мелодию русской культуры Ремизов уцепил крепко и, прожив в Париже 35 лет (он эмигрировал из России в 1921 году), до смерти в 1957 году оставался на волне русской литературы.

Шрифт и оформление рукописных книг Ремизова начала 1920-х подражают скорописи XVII века. В эмиграции графика становится более экспрессивной и сюрреалистической, однако интерес к древнерусским сюжетам сохраняется навсегда. Он иллюстрирует сказ о Петре и Февронии и сказки Русского Севера. Для продажи рисует портреты русских писателей и среди них ушастого Гумилева с нимбом. В слове его ориентиры, но не товарищи по символистскому кружку, а Достоевский, Лесков и Гоголь.

Текст и рисунок связаны каллиграфией. Древнерусское письмо и орнамент Ремизов сначала использует в письмах, затем для записи своих сказок. Сказки же он выучился прежде рисовать, чем записывать. Написанные каллиграфическим почерком Ремизова обширные цитаты из Лескова похожи на страницы старинного кодекса: строгий рукописный текст в орнаментальных полях, с небольшими врезанными в буквицу иллюстрациями. «Портреты Мертвых Душ» совсем другие: это сомнамбулическое рисование с детским вниманием к линии, а не форме, перечень лиц, имен и предметов (лошадь, изюм, хомут…). В синтезе графики и текста, замешанном на индивидуально понятой традиции русского сказа, происходит переживание литературы. Этот синкретический метод Ремизов развивал полвека.

Коллегам-эмигрантам, которые порицали его за необычность запутанного в графике слога, он отвечал: «Мой склад речи — природный русский лад». Раскрытие этого природного строя Ремизов считал серьезной работой. Для своей ученицы Кодрянской он собрал из дневниковых записей книгу «Как научиться писать». Вот рецепт из нее: «Надо знать ремесло перетряхивать словами, как камушками, и строить из них». Конструкция — рисунка, книги, коллажа с осколками разбитого при бомбежке стекла — это гармоничный синтез.

Лучшая часть возвращенного архива Алексея Ремизова выставлена сейчас в ЦВЗ «Манеж».

http://www.kommersant.ru/doc/2176516

Реклама
 

Метки:

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: