RSS

Государственный литературный музей, отдел литературы XVIII–XIX веков

27 Апр

Вспомнить школьную программу по литературе

26 апреля Елена А. Дони

Экспозиция начинается со «старика Державина», продолжается пушкинским временем, птицей-тройкой Гоголя, волшебными стихами Тютчева, творчеством великих прозаиков второй половины XIX века — Ф. Достоевского, Л. Толстого, Н. Тургенева, А. Чехова, поэтов Серебряного века и заканчивается наследием пролетарских писателей.

На выставке собраны портреты, автографы, личные вещи, за которыми — непростые жизненные истории. А еще здесь представлены уникальное собрание живописных работ и графика самих писателей и поэтов — Жуковского, Батюшкова, Лермонтова, Полонского.

О здании музея

Начало строительства здания датируется концом XVII века. Как говорят историки, на месте музея, около стен Высокопетровского монастыря, располагался дом бояр Нарышкиных. Возможно, будущий царь Петр I гулял здесь, во дворе особняка. Затем здание было подарено монастырю и на месте парадных комнат появились монастырские кельи, а затем, после революции 1917 года, — жилые помещения, художественные мастерские, склады. Некоторые посетители не так давно, до 1970-х годов, жили здесь в коммунальных квартирах под низкими сводчатыми потолками, пока в особняк не переехал Государственный литературный музей.

Рисунки К. Батюшкова 1840–1850-х годов

Вроде бы ничего примечательного — цветные рисунки птиц и цветов, пока не увидишь датировку: конец 1840-х — начало 1850-х годов. В это время поэт уже давно не пишет стихов, страдая от тяжелой психической болезни. Мания преследования проявилась у Константина Николаевича в 1821 году, и, несмотря на заботы друзей и лечение в лучших клиниках, вернуть Батюшкова к нормальной жизни не удалось. Болезнь передалась поэту от матери, которая также страдала психическим недугом и умерла, когда Батюшкову было всего 7 лет. В 1815 году поэт пишет: «С рождения я имел на душе черное пятно, которое росло, росло с летами и чуть было не зачернило всю душу». Это предчувствие нашло отражение в одном из лучших стихотворений Батюшкова об итальянском поэте Торквато Тассо, судьба которого в чем-то схожа с судьбой самого Константина Николаевича: «Фортуною изрытые пучины разверзлись подо мной, и гром не умолкал!»

Как найти

Адрес: Москва, ул. Петровка, д. 28

Часы работы: вт., пт., сб., вс. — с 11.00 до 18.00 (касса — до 17.30); ср., чт. — с 14.00 до 21.00 (касса — до 20.30)

По легенде, знаменитое «Не дай мне бог сойти с ума» написано Пушкиным после посещения Батюшкова в лечебнице. При осмотре экспозиции вспоминаются строки про «брань смотрителей, визг да звон оков», чему рисунки Батюшкова, кстати, исполненные с высоким художественным вкусом, явно противоречат. Разгадка, впрочем, проста: Пушкин написал свое стихотворение в 1833 году, а рисунки сделаны спустя более чем десятилетие, когда Константин Николаевич находится на попечении родственников в Вологде.

Картины М.Ю. Лермонтова

Сегодня государственный литературный музей — единственное место в России, где посетители могут увидеть живописные работы великого русского поэта, выполненные маслом. Лермонтов прекрасно рисовал с детства, и этому способствовали учителя, которых приглашала Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка поэта. Наиболее ярко дарование Михаила Юрьевича раскрылось после кавказской ссылки: на полотнах из коллекции музея изображены Тифлис, разбойники, пропасти и горы — словом, романтика, которая нашла отражение в творчестве поэта. Исследователи отмечают, что на Лермонтова-художника сильное влияние оказал Рембрандт: противопоставление света и тени как один из классических приемов знаменитого голландца можно увидеть в большинстве работ Михаила Юрьевича.

Портфель Державина

Портфель из дорогого сафьяна и кожи свидетельствует о высоком положении, которое занимал поэт во второй половине своей жизни: Гавриил Романович считал себя скорее государственным деятелем, чем поэтом. На обратной стороне — монограмма ГД (Гаврила Державин). У каждого внимательного посетителя вызовет недоумение отсутствие ручки у портфеля: может быть, просто она не сохранилась, ведь вельможа екатерининского времени Державин носил его на службу более 200 лет назад? «Нет, — говорят музейные работники, — портфель изначально не имел ручки и носился скорее всего под мышкой».

Чернильница из дома Вяземских, женский прибор

Чернильница принадлежала скорее всего Вере Федоровне, супруге поэта Вяземского. В ней всего одно отделение — в отличие от мужского прибора, представленного в соседней витрине. Откуда вообще взялись два отделения? Может быть, чернила были разных цветов? Нет, во втором отделении хранился песок, которым удаляли кляксы. А женщины писали аккуратнее, поэтому чернильница и устроена проще.

Афиша «Стойло Пегаса»

В экспозиции музея представлено три чека Сергея Есенина из кафе «Стойло Пегаса» с подписями самого поэта и его гражданской жены Галины Бениславской, датированные осенью 1923 года. Кафе «Стойло Пегаса» располагалось в Москве на Тверской, 37. Оно с 1919 по 1924 год собирало и кормило артистическую богему; здесь же регулярно проходили вечера поэтов-имажинистов, к которым тогда примкнул и Сергей Есенин. Имажинисты считали это кафе своим и получали здесь гонорар за выступления. Поскольку Есенин пользовался здесь наибольшим успехом, широкое распространение получил слух, что поэт является владельцем заведения. Это не соответствует действительности, но Есенин действительно мог брать деньги из кассы кафе, имел право на определенную скидку, а потому за его счет здесь часто угощались многочисленные друзья, знакомые и родственники поэта. Всего сохранилось около сотни чеков Есенина из этого заведения, 51 — подписан им лично. По чекам можно увидеть, что поэт отдавал предпочтение простой пище — овощам, картофелю и капусте, а также котлетам и биткам, а еще алкогольным напиткам, начиная с пива и заканчивая портвейном. Есенин брал горячительное не только для себя, но и непременно для компании, поэтому неудивительно, что в заведении иногда случались и пьяные драки, в том числе с участием поэта.

Паспорт С. Есенина

Казалось бы, что может быть примечательного в паспорте? Но в 1920-е годы, когда еще не существовало норм в оформлении документов, забавно видеть анахронизмы в виде, например, того, что в паспорте значится род занятий Есенина — писатель.

http://mn.ru/culture_literature/20130426/345046464.html

Реклама
 

Метки:

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: