RSS

Полотно Тициана после длительной реставрации представили в Эрмитаже

14 Мар

Полотно Тициана после длительной реставрации представили в Эрмитаже

С.-ПЕТЕРБУРГ, 13 мар — РИА Новости. Живописное полотно Тициана «Бегство в Египет» после длительной реставрации, начавшейся еще в 1999 году, было представлено в Эрмитаже сегодня, рассказали РИА Новости в пресс-службе музея.

«Это пример настоящей музейной работы, целью которой было не только восстановить картину, но и одновременно провести ее масштабное исследование. Это реставрация как наука и вместе с тем улучшение качества экспоната», — заявил на пресс-конференции директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

По словам реставраторов Эрмитажа, в процессе работ было осуществлено укрепление живописи, дублирование картины на новый холст, а также раскрытие живописи от темного лака, что позволило воссоздать изначальный колорит картины.

Важное открытие удалось совершить после того, как была произведена рентгенограмма «Бегства в Египет»: первоначально Тициан в центре полотна разместил трехфигурную композицию, которая очевидно отсылает к другому библейскому сюжету — «Поклонению младенцу».

«Это говорит о том, что изначальной целью Тициана было представить именно пейзаж. Все персонажи картины были нарисованы поверх грандиозной пейзажной панорамы», — подчеркнула на пресс-конференции Ирина Артемьева, ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа.

Искусствовед также отметила, что сам факт изменения художником сюжета картины на менее канонический, описанный только в апокрифах, остается пока труднообъяснимым.

Историки искусства отмечали, что «Бегство в Египет» не похоже ни на более ранние, ни на более поздние работы Тициана, что даже позволило в начале прошлого века приписать авторство Парису Бордону. В этой связи полное восстановление картины должно стать серьезным событием для исследователей живописи Ренессанса.

«Это первая из дошедших до нас работ Тициана, первый пейзаж в искусстве итальянского Ренессанса и первая картина такого формата, созданная по заказу для частного дворца. К этому шедевру мы вынуждены много раз применять эпитет «первый», — подчеркнула Артемьева.

«Бегство в Египет» датируют 1507 годом, когда художник работал в мастерской знаменитого живописца Джорджоне, что очевидно сказалось на цветовом решении композиции. Расположение персонажей в левой части полотна, по мнению искусствоведов, отсылает к композиции характерной для работ Джотто. Несмотря на откровенно пасторальный дух, на картине Тициана изображен вполне реальный пейзаж у подножия Альп, причем мастерство еще молодого художника проявляется в умении соединить все планы картины, объединив их через изображение водного потока.

«Бегство в Египет» приобрела в эрмитажную коллекцию еще Екатерина II в 1768 году. Предыдущая реставрация полотна была осуществлена в XIX веке, но с рядом недочетов, которые привели к деформации картины — полотно удалось исправить только сейчас.

В апреле отреставрированная работа Тициана покинет Эрмитаж и будет экспонироваться в Национальной галерее в Лондоне, затем картина отправится на выставку в Венецию и лишь затем окончательно вернется в Петербург.

http://www.ria.ru/culture/20120313/593612860.html

 

 

Тайну Тициана раскроют осенью

13 марта 2012,  Валентина Карелова

Когда «Бегство в Египет» вернется из Англии в Петербург

После двенадцати лет реставрации в Эрмитаже показали картину Тициана Вечелио «Бегство в Египет». Преображенное полотно продемонстрировали в музейном театре узкому кругу специалистов. Остальные петербуржцы смогут увидеть картину только осенью, после того как она вернется из Лондона.

— Помещать «Бегство в Египет» в экспозицию прямо сейчас не имеет смысла. В апреле картина уедет в Великобританию. Там, в Национальной галерее Лондона, она будет представлена на выставке «Первый шедевр Тициана», а только после этого попадет обратно в Петербург, — пояснил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
По официальным данным, это полотно Тициана, исполненное в самом начале XVI века, поступило в Эрмитаж приблизительно в 1769 году из собрания графа Брюля в Дрездене. Затем, начиная со второй половины XIX века, картина хранилась в Гатчинском дворце, откуда вновь попала в Эрмитаж уже при советской власти в 1924 году.

— «Бегство в Египет» — единственное в своем роде произведение Тициана, это первое полотно такого масштаба, выполненное на заказ для частного дворца, кстати, сейчас там располагается казино. А главное — это первая из дошедших до нас монументальных работ мастера. Она ничем не напоминает ни его зрелую, ни тем более его позднюю манеру. В свое время даже выдвигалась версия, что автором картины является Парис Бордоне, венецианский художник, недолгое время подвизавшийся в мастерской Тициана, — рассказывают специалисты.

Впрочем, и сегодня полотно вызывает у музейщиков много вопросов. Ответы на них надеялись получить во время реставрации.

— Самой поразительной и неожиданной оказалась рентгенограмма, которая показала, что первоначально автор наметил другую композицию, которая располагалась строго по центру картины и включала три фигуры, меньшие по масштабу, по сравнению с персонажами «Бегство в Египет», — говорит ведущий научный сотрудник Эрмитажа Ирина Артемьева. — Сюжет первоначального варианта можно определить как «Поклонение младенцу». Сначала художник нарисовал пейзаж, а затем уже на него наложил фигуры людей и животных. Кстати, завершив эту картину, Тициан больше никогда не возвращался к библейскому сюжету о спасении Марии с младенцем.

По словам реставраторов, после расчистки полотна фигуры главных персонажей заметно изменились: иными стали тона одежд как по цвету, так и по светотеневой моделировке.

— С серьезными сложностями мы столкнулись, когда стали работать с утончением лака и удалением старых многослойных записей и прописок, — рассказывает заведующий лабораторией научной реставрации станковой живописи Эрмитажа Виктор Коробов. — Выяснилось, что, в основном на небе, под слоем темного лака лежит белковое покрытие, а некоторые записи на облаках, скрывавшие поврежденную авторскую живопись, настолько жестки и так крепко спаялись с подлинным красочным слоем, что удалить их без новых утрат было невозможно. Поэтому мы приняли решение их оставить.

Вот в таком, частично реанимированном виде, первый шедевр Тициана предстанет уже через месяц в Лондоне, а затем пополнит привычную экспозицию Эрмитажа.

http://www.izvestia.ru/news/518408#content

 

Оставьте комментарий