RSS

Все советы — власти

Экспертов «Открытого правительства» пригласили на интернет-конкурс

Газета «Коммерсантъ», №139 (4924), 31.07.2012

Правительство обнародовало порядок формирования и принципы деятельности двух структур при «Открытом правительстве» — правительственной комиссии и экспертного совета. Комиссию возглавит сам премьер Дмитрий Медведев, а членов совета отберут в интернете. Согласно положению, чиновники войти в совет не смогут, но получат право, в частности, наряду с партиями, научными и учебными учреждениями выдвигать своих кандидатов. Эксперты сомневаются, что совет сможет повлиять на принятие «стратегически важных решений», которое зависит от «ограниченного количества людей».

Вчера были опубликованы документы, разъясняющие принципы работы правительственной комиссии и экспертного совета при «Открытом правительстве» (ОП). О том, что в структуре ОП будет сформирован экспертный совет, Дмитрий Медведев впервые заявил на совещании с инициативной группой 22 мая. Тогда же премьер пообещал, что для координации всей системы ОП будут созданы правительственная комиссия и отдельный департамент в аппарате правительства. Департамент появился еще в начале июня (см. «Ъ» от 7 июня).

Согласно опубликованным документам, правительственная комиссия займется «координацией взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с представителями гражданского общества, общественными объединениями и предпринимательским сообществом» в сфере «Открытого правительства». Ее возглавил сам Дмитрий Медведев, его заместителем стал министр по связям с ОП Михаил Абызов, а персональный состав пока не утвержден.

Ключевая структура «Открытого правительства» — экспертный совет — займется «обеспечением участия экспертного сообщества в процессе подготовки и реализации решений правительства» и осуществлением «общественного контроля» за деятельностью федеральных органов исполнительной власти. Совет сможет «проводить экспертизу экономических и социально значимых решений» правительства, федеральных органов исполнительной власти, правительственных и межведомственных комиссий, а также принимать участие в заседаниях этих органов по решению их председателей. При этом эксперты не смогут наложить вето на постановления правительства: все решения совета будут «носить рекомендательный характер».

Отбор кандидатов в состав совета будет проходить «на основе гласности», при этом «лица, замещающие государственные должности», не смогут войти в состав совета. Органам исполнительной власти, местного самоуправления, Общественной палате, политическим партиям, научным, учебным учреждениям и различным общественным объединениям будет предоставлена возможность предложить до десяти своих кандидатов, после чего координатор совета отберет из них не более 2 тыс. человек, номинированных наибольшим количеством организаций.

Окончательный список (220 человек) будет отобран с помощью рейтингового голосования в интернете, из которых Дмитрий Медведев выберет 200 членов экспертного совета. Он же назначит главу совета, двух его заместителей и 20 членов коллегии. При этом в соответствии с положением к работе совета «могут быть привлечены эксперты, отобранные по результатам первого этапа формирования, но не вошедшие в его состав, а также иные эксперты при наличии соответствующих решений председателя совета».

Отметим, что принцип формирования экспертного совета аналогичен новой схеме формирования президентского совета по правам человека (СПЧ). Кандидаты в члены СПЧ также будут проходить через рейтинговое голосование в интернете, после чего председатель совета представит президенту одновременно кандидатов, набравших большинство голосов в интернете, и мнение членов СПЧ о них, а кого назначить в совет, решит уже глава государства. Такой порядок формирования президентского совета был предложен администрацией президента и вызвал неприятие у некоторых членов СПЧ. При этом в Кремле давали понять, что по такому принципу в дальнейшем могут быть сформированы и другие президентские советы.

Руководитель портала открытоеправительство.рф Раф Шакиров подчеркнул, что состав экспертного совета не будет «закрытым» и к обсуждению решений органов исполнительной власти будут привлекаться и другие эксперты из самых разных областей. Также, по его словам, для совета предусмотрен «механизм ротации», работа экспертного совета будет оцениваться обществом на сайте, где будет выложена вся информация о деятельности экспертного совета. «Эти принципы — открытость формирования наряду с открытостью деятельности и ротацией не позволят превратить экспертный совет в узколоббистский орган»,— сказал господин Шакиров. Завершение формирования произойдет, по его словам, «к концу лета — началу сентября».

Председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс заявил «Ъ», что не считает идею экспертного совета «прорывным инструментом, так как принятие стратегически важных решений зависит от ограниченного количества людей». По его мнению, политическая система в России создается так, что власть «может вежливо отбросить мнение экспертов». Тем не менее господин Юргенс отметил, что иногда мнение власти и экспертного сообщества совпадает по какому-либо вопросу. «В этом случае правительство может сказать: мы провели консультации с экспертами»,— добавил Игорь Юргенс. Он полагает, что в верхушке совета, скорее всего, окажутся люди, лояльные нынешней власти. С ним согласен член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер: «В совет войдут люди, которые не станут предлагать кардинальных решений». Господин Гонтмахер «не видит ничего вредного в создании экспертного совета», но сомневается, что от его деятельности будет какой-то толк. По его мнению, экспертный совет «будет легитимизировать решения исполнительных органов власти и государство само по себе». «Нормальной стране не нужно «Открытое правительство», а в России назрела реформа государства»,— сказал он.

Наталья Корченкова, Сергей Горяшко

http://www.kommersant.ru/doc-rss/1991853

 

«Открытое правительство» столетней выдержки

Газета «Коммерсантъ», №139 (4924), 31.07.2012

В административной сфере любое новшество оценить достаточно сложно. Например, говорить что-либо об «Открытом правительстве» до вчерашнего дня было одновременно и легко, и сложно. С одной стороны, до 26 июля можно было рассматривать его как обычный экспертный институт при Белом доме, которых с начала 2000-х создавалось в том или ином статусе столько, что для подсчета их нужен отдельный экспертный институт. С другой стороны, можно было с минимальными потерями игнорировать именно институт (а не его продукцию, которая может быть разного качества) — без формализованного интерфейса взаимодействия с Белым домом «Открытое правительство» властью не является. То, что Михаил Абызов является министром, то есть членом правительства, утешение лишь для него лично: без базовой структуры Белого дома, министерства министр без портфеля — обыкновенный советник премьер-министра. 26 июля все наконец исправилось принятием постановления правительства с «Положением о правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства»».

Как и ожидалось, чтобы соединить экспертный институт с административным институтом, министра Абызова недостаточно — комиссия, исходя из ее положения, является чем-то вроде интерфейса между «Открытым правительством» и обыкновенным правительством. Комиссию возглавляет премьер-министр Дмитрий Медведев, а управляет комиссией его заместитель, министр, то есть господин Абызов (сходная конструкция работает, но не без проблем, в военно-промышленной комиссии). Самостоятельность комиссии сильно ограничена тем фактом, что собственного полноценного секретариата, как у вице-премьера или министерства, у нее нет — организационно-техническим обеспечением ее работы занимается аппарат правительства под руководством вице-премьера Владислава Суркова.

Самое важное в интерфейсе полномочия комиссии — и здесь у нее проблемы. Собственных выделенных внутриправительственных полномочий у нее в общем нет — в теории только ее двигатель, министр Михаил Абызов, имеет право согласовывать внутриправительственные документы, относящиеся к ведению «Открытого правительства». Кроме того, комиссия имеет возможность встраиваться в две вотчины Владислава Суркова — систему управления кадрами, кадровым резервом и т. д., а также в систему оценки эффективности работы обычного правительства. В последнем «Открытое правительство» будет конкурировать с Агентством стратегических инициатив и Минэкономики: эти ведомства в июле 2012 года уже заявляли, что пресловутые KPI (key performance indicators — ключевые показатели эффективности) будут вырабатываться на основе «дорожных карт» дерегулирования экономики. О составе комиссии как таковой в положении о ней ничего не сказано: то, какой перевес в ней получит аффилированный с госаппаратом контингент, определит ее судьбу.

Кажется, я знаю, на что все это больше всего похоже: в этой конфигурации «Открытое правительство» является подобием царской Государственной думы первого-второго созыва. Разве что нет выборов в нее по куриям, но, по существу, они идут прямо сейчас — в «Открытом правительстве», видимо, будут и рабочие, и юристы, и бизнесмены, и православие, и инородцы. Решает институт совершенно те же задачи: это состоящий из квалифицированных и имеющих авторитет в обществе людей полностью управляемый и контролируемый исполнительной властью парламент с законосовещательными функциями. Неясно только, зачем нам столько новых парламентов, учитывая и АСИ, и Общественную палату,— не потому ли их так много, что с обычным парламентом проблемы?

Дмитрий Бутрин, заведующий отделом экономической политики

http://www.kommersant.ru/doc-rss/1991824

 

Экспертный совет при правительстве

Досье

Газета «Коммерсантъ», №139 (4924), 31.07.2012

Первый экспертный совет при председателе правительства был создан еще в РСФСР указом президента Бориса Ельцина от 12 ноября 1991 года и менее чем через год трансформировался в экспертный совет при президенте. 24 июня 1993 года указом главы государства экспертный совет при правительстве был возрожден как совещательный орган «в целях обеспечения экспертизы крупных социально-экономических проектов, научно-технических и инвестиционных программ», вносимых на рассмотрение кабинета министров. Различными распоряжениями ему были переданы полномочия по экспертизе проектов федеральных целевых программ, градостроительной документации, проектов создания финансово-промышленных групп, отраслевых и территориальных схем развития, программ развития наукоградов, разработка нормативной базы экспертной деятельности. Среди одобренных советом проектов были концепция освоения арктического шельфа и ФЦП развития телерадиовещания в 1995-2000 годах и на период до 2005 года, среди отправленных на доработку — Стратегия развития энергетического машиностроения до 2010 года и Госпрограмма поддержки и развития малого предпринимательства на 2003-2005 годы.

С момента создания совет возглавлял бывший вице-премьер Георгий Хижа. В распоряжении о его назначении отдельно отмечалось, что бытовое, медицинское и транспортное обслуживание председателя совета осуществляется на условиях, предусмотренных для вице-премьера. После ухода господина Хижи на пенсию в 2003 году о назначении нового руководителя совета не сообщалось. С 2004 года в СМИ несколько раз высказывались предположения о скорой ликвидации этого органа, однако официального указа не последовало.

http://www.kommersant.ru/doc-rss/1991921

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: