RSS

С «дорожными картами» Путина решили не торопиться…

Плановая рейганомика

Чем займется правительство Дмитрия Медведева до Нового года

Газета «Коммерсантъ», №114 (4899), 26.06.2012

Как стало известно «Ъ», правительство вчера в целом утвердило планы работы на ближайшие полгода. Основные направления деятельности Белого дома в июле—декабре 2012 года выглядят так — документы долгосрочного планирования до 2018, 2025, а то и 2030 года, реформа зарплат в госсекторе, пенсионная реформа, установление социальных норм потребления в ЖКХ, лекарственные страховки, новый закон об образовании, законодательная реализация запрета госкомпаниям покупать новые активы. Наконец, будет предпринята очередная попытка бороться с заказными уголовными делами против предпринимателей новыми законами. «Дорожные карты» Владимира Путина Белый дом до декабря не заинтересуют.

 

«Ъ» удалось ознакомиться с планом заседаний правительства России и его президиума, который был подготовлен вице-премьером, главой аппарата Владиславом Сурковым и вчера обсуждался в Белом доме на заседании президиума. Хотя подобного рода планы достаточно легко меняются и дополняются, основные коллизии и сюжеты во втором полугодии 2012 года очевидны уже сейчас — правительство Дмитрия Медведева, хотя и не ставит перед собой больших задач, всерьез намерено вернуться к идее долгосрочного планирования своей работы и до конца года решить несколько ключевых проблем бюджетной конструкции.

Наиболее интригующим в плане выглядит обсуждение правительством 22 ноября основных направлений деятельности правительства (ОНДП) на период до 2018 года и прогноза социально-экономического развития до 2030 года: эти вопросы готовятся Минэкономики вместе с половиной правительственных ведомств. Подготовка ОНДП на такой срок, вероятно, призвана продемонстрировать планы команды Дмитрия Медведева работать в Белом доме как минимум шесть лет, а на последующие 12 лет оставить своим преемникам хотя бы ориентир. Проект долгосрочной бюджетной стратегии Минфин представит в правительство лишь 6 декабря: таким образом, продолжившийся в новых декорациях спор Минфина с Минэкономики о том, чьи стратегические документы важнее, по плану господина Суркова выиграет ведомство Андрея Белоусова, который к тому же 27 сентября доложит Белому дому проект закона о долгосрочном государственном планировании.

Бюджетный процесс в изложении плана выглядит достаточно просто. 6 июня в Белом доме будут рассмотрены основные параметры бюджета на 2013-2015 годы (см. материал на стр. 8), одновременно Минэкономики предложит последние ФЦП, которые в течение 2013 года будут финансироваться бюджетом вне госпрограмм. Проекты госпрограмм ведомства будут докладывать на заседаниях в следующие полгода, и с текущим бюджетом они практически не связаны. 19 июля Минфин предложит поправки к Бюджетному кодексу (судя по всему, оформляющие «бюджетное правило» расходования нефтегазовых доходов), 23 августа команда Антона Силуанова доложит в Белом доме некие предложения по укреплению налоговой базы муниципалитетов. Сам по себе бюджет в пакете с сопутствующими документами будет обсужден правительством 20 сентября. Буквально через неделю, отметим, Минтруд предполагает докладывать правительству концепцию реформирования пенсионной сферы (из чего следует, что какие-либо существенные изменения системы в 2013 году в срок де-факто не вступят — это потребовало бы правки принятого заранее бюджета). Из бюджетов госмонополий Белый дом пока намерен рассмотреть бюджет РЖД — но достаточно поздно, 8 ноября. Наконец, гособоронзаказ на 2013 год будет обсуждаться на последнем заседании президиума правительства в 2012 году — 27 декабря. В 2010 году, напомним, такая технология вызвала скандал с Минфином, приведший в итоге к увольнению вице-премьера Алексея Кудрина.

В целом, за исключением госпрограмм, более загруженными правительственными вопросами в плане выглядят Минэнерго, Минрегион и Минобрнауки. Министр энергетики Александр Новак уже 9 августа должен докладывать в правительстве совершенно новые законопроекты «Об основах госрегулирования» в нефтяной сфере — от добычи до продажи. А 27 сентября ему же придется рассказывать в Белом доме о долгосрочной программе развития электроэнергетики. Минрегион к 30 августа должен представить в Белом доме грозящий скандалами и социальными протестами проект введения «социальных норм» обеспечения коммунальными услугами, а также вопрос о создании «русского subprime», законодательного определения групп получателей льготной ипотеки. А уже 6 сентября министру Олегу Говоруну придется докладывать новую стратегию обеспечения граждан доступным арендным жильем. Наконец, Минобрнауки попадет в новости уже к 26 июля: в этот день правительство должно рассмотреть новую версию закона «Об образовании». После этого Дмитрию Ливанову в правительстве (кроме соответствующей госпрограммы) предстоит лишь защитить долгосрочную программу госфинансирования фундаментальных научных исследований — предположительно 13 декабря.

У Минздрава острых вопросов в правительстве не так много — 18 октября ведомство Вероники Скворцовой доложит Белому дому проект драконовского закона об ограничении потребления табака (Минпром в этот же день изложит свое видение долгосрочного развития фармпромышленности), а на 13 декабря в правительстве назначено обсуждение одной из наиболее социально чувствительных реформ — программы лекарственного обеспечения граждан до 2025 года, которая, скорее всего, будет включать в себя и программу лекарственного страхования.

У Минтруда на ближайшие полгода в правительственных планах только один вопрос, но довольно значимый: 6 сентября Белый дом официально обсудит будущую реформу зарплат бюджетников. Федеральная миграционная служба 2 августа представит план действий в рамках миграционной концепции, а Минобороны 13 сентября — меры по повышению престижа и привлекательности военного призыва.

В рамках общеэкономических реформ, впрочем, наиболее насыщенная программа в июле—декабре предстоит Минэкономики. 11 июля ведомство Андрея Белоусова должно доложить Белому дому предложения по развитию института оценки регулирующего воздействия, 19 июля — изменения в планы приватизации на 2011-2013 годы (в нем должен быть окончательно закреплен список продаваемых до 2013 года госактивов). 25 октября Минэкономики представит в правительство законопроект об ограничении возможности покупок крупных активов госкомпаниями, 22 ноября — совместно с Минюстом, Верховным судом и Высшим арбитражным судом законопроект, «направленный на исключение возможности решения хозяйственного спора посредством уголовного преследования». С «дорожными картами» по ключевым реформам, о которых так много говорил президент Владимир Путин, правительство Дмитрия Медведева явно решило не торопиться: доклад о них в Белом доме, как предполагается, прозвучит в правительстве лишь 20 декабря.

Дмитрий Бутри

http://www.kommersant.ru/doc/1966932

 

 

Социальную политику поскребли по дну

Правительство сократит расходы перераспределением

Газета «Коммерсантъ», №114 (4899), 26.06.2012

Правительство не рискнуло пойти на радикальное снижение соцрасходов бюджета с 2013 года даже под угрозой резкого падения доходов. В основном сокращение коснется финансирования бюджетом Пенсионного фонда. Эти траты будут переложены на индивидуальных предпринимателей — их фиксированные взносы в ПФР вырастут более чем вдвое. Эффект от стимулирования более позднего выхода на пенсию и отказ от выплаты базовой пенсии «досрочникам» Минфином ожидаются только в 2014-2015 годах. В результате пенсионная реформа приведет не столько к экономии бюджетных расходов, сколько к их перераспределению в пользу фонда оплаты труда бюджетников.

 

Предметом рассмотрения правительственной комиссии по бюджетным проектировкам под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева оказались первые предложения Минфина по оптимизации расходов бюджета на трехлетку 2013-2015 годов. Открывая вчерашнее заседание комиссии, Дмитрий Медведев предупредил правительство: «все социальные обязательства — расходы на образование, здравоохранение, поддержку материнства, семьи и детства — должны неукоснительно исполняться». Как стало известно «Ъ», даже Минфин на ранней стадии подготовки бюджета выполнил предупреждение премьер-министра буквально: социальные статьи бюджета не столько сокращаются, сколько растут, а оптимизация расходов де-факто в основном выльется в их перераспределение. Как рассказали «Ъ» источники, знакомые с расчетами Минфина, наиболее существенному сокращению подвергнется бюджетный раздел «социальная политика» — в 2013 году на 131,3 млрд руб. Однако по отношению к общей сумме запланированных еще в прошлом году расходов по этому разделу оно составит лишь 3,2%, причем пик «оптимизации» отодвинут на 2015 год.

По предложениям Минфина сокращение будет выражаться в снижении федерального субсидирования дефицита Пенсионного фонда на 89,1 млрд руб. Большая часть такой экономии будет обеспечена ростом фиксированного платежа для самозанятого населения с 22% до 50% фонда оплаты труда. Эффект от стимулирования более позднего выхода на пенсию и отказ от выплаты базовой пенсий «досрочникам», по расчетам Минфина, проявятся только к 2014-2015 годам. К 2015 году экономия для федерального бюджета по этому разделу должна составить 465,3 млрд руб. В результате экономия казны от такой пенсионной реформы с запасом перекрывает дополнительные предвыборные обязательства президента Владимира Путина по росту оплаты труда бюджетных организаций и увеличению пособий при рождении третьего и последующих детей.

Расходы на здравоохранение «оптимизация» затронет в гораздо меньшей степени — экономия составит всего 0,9% от ранее запланированных расходов на 2013 год. В абсолютном выражении речь идет лишь о 5 млрд руб. за счет реального сокращения на 5% расходов на госзакупки. По словам источника «Ъ», именно таким образом Минфин посчитал возможным выполнить предвыборное обещание Владимира Путина «о ликвидации откатов при использовании государственных денег». В реальности же бюджетные расходы по разделу «Здравоохранение» имеют все шансы даже вырасти по сравнению с прошлогодним планом на 2,5 млрд руб.: Минэкономики настаивает на росте инвестрасходов в этой сфере на 12,5 млрд руб., причем Минфин уже учел эти предложения в своих предварительных предложениях, однако вопрос все еще находится в стадии обсуждения.

Два других бюджетных раздела (образование и культура), также рассматривавшихся на вчерашнем заседании правительственной комиссии, сокращать практически не будут: образование в 2013 году потеряет 1,6 млрд руб. в основном за счет сокращения госзакупок. Одновременно предлагается увеличить расходы этого раздела на 36,4 млрд руб. для выполнения обещаний Владимира Путина увеличить зарплаты учителям. Изобилия в образовании такой бюджетный расклад не принесет: реальное сокращение расходов по этому бюджетному разделу произвело еще правительство Владимира Путина в 2011 году, заложив на образование в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 39 млрд руб. меньше. Обсуждаемый «возврат» 36 млрд руб. в 2013-м фактически вернет образование к привычному для него уровню бюджетного финансирования, хотя и решает проблему еще одного предвыборного обещания.

Отметим, что такая бюджетная эквилибристика Минфина не осталась без внимания Дмитрия Медведева: окончательного решения он принимать не стал, перенеся его на начало июля.

Петр Нетреба

http://www.kommersant.ru/doc/1967228

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: