RSS

Сурков и боги

Сурков поможет РПЦ в медийной войне

Церковь защитят от кощунства разгневанных хипстеров, а хипстеров — от ужасов наступающего клерикализма

17 августа 03:07Газета Московские новости  № 344 (344)Андрей Десницкий

Назначение Владислава Суркова ответственным за взаимодействие с религиозными организациями — это назначение проверенного временем кризисного управляющего. Будь это никому не известный чиновник, можно было бы считать, что заполнена очередная клеточка штатного расписания. Но понятно, что Сурков — это всерьез и что связано назначение прежде всего с последними скандалами вокруг РПЦ.

Есть на Руси давняя традиция: «государево око» приглядывает за верующими. Начиная с Петра I и вплоть до 1917 года это был обер-прокурор Синода, назначенный царем (позднее — Временным правительством). Чиновник, который был мирянином, но властью своей превосходил любого епископа. Характерно, что последний обер-прокурор А.В. Карташов сложил свои полномочия, когда был созван долгожданный Поместный собор 1917–1918 годов. Он восстановил каноническое управление православной церковью, избрал после двухвекового перерыва патриарха — и надобность в обер-прокурорской должности отпала. Церковь отныне могла управлять собой сама.

Что происходило с церковью в советское время, напоминать, наверное, не надо. Но как только Сталин в 1943 году решил восстановить и патриаршество, и прочие церковные институты, он тут же учредил и Совет по делам Русской православной церкви, преобразованный в 1965 году в Совет по делам религий. Его председатели, по сути, и были советскими обер-прокурорами версии 2.0: без их одобрения не решалось ни одно дело, не совершалось ни одно рукоположение. Совет, как и следовало ожидать, был распущен в 1991 году, незадолго до развала самого СССР.

Не скажешь, будто в новой России религиозная жизнь была полностью предоставлена сама себе, что правительство в нее никак не вмешивалось. Но все это было связано скорее с конкретными ситуациями и проблемами, говорить о целенаправленной и долгосрочной политике в этой сфере не приходится. В СМИ часто можно услышать про «сращивание церкви с государством», но это все же скорее страшилка, чем реальность. Мы и близко не видим здесь ничего похожего на отношения, скажем, государства с «Газпромом», когда уже не понятно, где заканчивается одно и начинается другое. Нет ни обязательных молебнов для чиновников, ни бюджетных зарплат для священников, как в некоторых западных странах. С 1991 года и по сию пору отношения государства и РПЦ скорее стоит считать партнерскими, можно говорить об активном лоббировании интересов, но не более того. В регионах, безусловно, тесное взаимодействие между губернатором и епископом давно стало нормой, но первые лица — президент и патриарх — ограничиваются почти исключительно протокольным общением. И на выборах патриарха в 2009 году, и на президентских выборах 2012 года другая сторона скорее признавала очевидное, нежели активно поддерживала «своего» претендента.

Политические интересы у патриарха Кирилла, безусловно, есть, но они лежат в несколько иной плоскости. Это прежде всего церковная политика, вещь сама по себе не менее захватывающая, чем политика государственная (чего стоит только тончайшая наладка отношений с самоуправляемой, но подчиненной Москве Украинской православной церковью), а также влияние на умы людей. Например, патриарх продвигает идею «русского мира» как цивилизационной общности, основанной на наследии Святой Руси. Это достаточно близко к «евразийской интеграции», но гораздо менее конкретно, тут речь идет не о государствах и партиях, а скорее об идеях и настроениях людей.

Разумеется, все это возможно только при благожелательном внимании государства, но прямое вмешательство политиков способно только оттолкнуть тех, кому лично эти политики не нравятся. Точно так же и государству важно благожелательное внимание церкви, но при этом оно обязательно подчеркивает свой светский характер. Среди электората преобладают православные (пусть даже такие, кто в церковь не ходит и в Бога не верит), но не так уж у нас много желающих жить в православном государстве. Одно дело выкрикивать хлесткие лозунги, а совсем другое — столкнуться с ситуацией, когда от тебя на работе требуют справку, что ты был на исповеди, за нарушение поста наказывают административно, а за прелюбодеяние — уголовно.

И вдруг все изменилось. Оказалось, что церковные спикеры, привыкшие к благожелательному равнодушию общества и к жесткой вертикали среди своих при почти полном отсутствии адекватной обратной связи и свободы дискуссий, просто не готовы к медийным войнам с ветеранами пиара. А тут еще череда околоцерковных скандалов совпала по времени с волной политических протестов. И так кстати пришлись все эти часы, квартиры, панк-молебны, так удобно переключили они внимание протестующих… Но скандалы все продолжаются, да и «переключение» процесса «Пусси Райот» в иной регистр (дескать, это ни разу не про политику, а только про чувства верующих) начинает восприниматься как злая пародия и на политику, и на эти самые чувства.

Все это явно пора как-то сворачивать, но у церковных спикеров, похоже, не хватает ни опыта, ни умения справиться своими силами. Сурков, несомненно, им в этом поможет. И наверняка небескорыстно.

А вот какой будет плата, мы пока не знаем. Не думаю, что на повестке дня стоит превращение РПЦ в идеологический отдел при «Единой России»: слишком разнородный и неподатливый он, «церковный электорат», слишком сложно с ним работать, да и стоит ли возиться, когда самая перспективная его часть и так смотрит ТВ? Нельзя, конечно, вовсе исключить, что Сурков станет-таки обер-прокурором версии 3.0, но пока этот вариант представляется не слишком вероятным.

Скорее церкви просто ясно покажут, что сама она не способна защититься от кощунства разгневанных хипстеров, заодно и хипстеров спасут от ужасов наступающего клерикализма. Выстроят очередную систему сдержек и противовесов, основанную во многом на недоверии и страхе. Религиозные чувства и в самом деле оказались мощным ресурсом, который пока что плохо изучен, но очень перспективен в идеологическом плане, и для разработки тут трудно подобрать кандидатуру лучше Суркова.

А может быть, все еще проще: где православные друг с другом скандалят, там мусульмане друг друга взрывают. Как бы ни хотелось нам, православным, думать, что Сурков — это про нашу честь, его могли послать взаимодействовать не столько с нами, сколько с представителями более молодой и горячей религии, присутствие которой все заметнее на улицах наших городов.

http://www.mn.ru/friday/20120817/325298147.html

Руководитель аппарата правительства снова курирует взаимодействие власти и конфессий

13 августа Газета Московские новости  № 341 (341)Михаил Мошкин

С 13 августа Владислав Сурков отвечает за вопросы взаимодействия с религиозными организациями

Вице-премьер и руководитель аппарата правительства Владислав Сурков получил новое поле для деятельности: с 13 августа он отвечает за вопросы взаимодействия с религиозными организациями. В своих выступлениях, программных текстах и в литературных произведениях Сурков неоднократно затрагивал вопросы религии. «МН» вспоминают, что он писал и говорил о взаимоотношениях с богом и различными конфессиями.

Из статьи «Национализация будущего» (журнал «Эксперт», 20 ноября 2006 г.):

«Величайшие русские политические проекты (такие, как Третий Рим и Третий Интернационал) были обращены к людям других народов и открыты для них. Критически анализируя прошлое, признавая ошибки и провалы, мы вправе будем гордиться всем лучшим, что унаследовано от империи и Союза. В том числе – уникальным опытом взаимопонимания Православной Церкви с исламской общиной, иными конфессиями, всестороннего взаимодействия и взаимопомощи земель и городов».

На встрече с президентом Дагестана Магомедсаламом Магомедовым 19 мая 2011 г.:

«Ислам в России – это религия миролюбия, добрососедства и сложившихся исторических отношений между всеми народами России».

На встрече с чеченскими журналистами 9 июля 2011 г.:

«Мне кажется, если Бог определил народу жить еще какое-то количество веков, то в трудный час Он ему посылает тех, кто выводит народ из тупика, из войны, из разорения, из беды. И мне кажется, Ахмад-Хаджи (Кадыров – «МН») был таким человеком, которого послал Бог чеченскому народу, чтобы вывести его из беды, в которую этот народ попал…Я считаю, честно говоря, и Путина человеком, который был послан России судьбой и Господом в трудный для нее час».

Из эссе «Война и мир Хоана Миро» (журнал «Русский пионер», 2008, №3):

«К слову, в нашей русской традиции диавол (враг, как говорила моя бабушка) вертляв и болтлив. Рыщет, хлопочет, суетится. Будь то черт гоголевских «Вечеров…», или Верховенский, верховный бес из «Бесов». Зато Бог статичен. Он восседает, царствует, сияет и давно уже не отвлекается на разговоры с беспокойными ветхозаветными старцами».

Из песни «Отче наш»:

Музыка и слова — Владислав Сурков, исполняет детский хор «Вдохновение»

Я бы хотел, как в детстве,
зарыдать над бездомным котенком
и в воскресное утро воскреснуть,
чтоб обнять тех, кто любит меня.

Из песни «Будем как все»:

Музыка и слова – Владислав Сурков, исполняет Вадим Самойлов (экс-«Агата Кристи»)

Наш хозяин – Денница*, мы узнаем его стиль.
К Рождеству вместо снега посылает нам пыль.
Мы плетемся в обозе его бесконечной орды.
Я буду, как ты,
Ты будешь, как он,
Мы будем, как все.

* Денница (лат. Lucifer — «светоносный») – одно из имен дьявола.

Из романа «Околоноля», опубликованного в 2009 г. под псевдонимом Натан Дубовицкий (специальное приложение к журналу «Русский пионер»). Авторство приписывается Владиславу Суркову.

«Строго говоря — Бога ещё нет, — вещал Егор. — Он — предстоит, Он то, что уже начало происходить между нами и обязательно произойдёт… Технология, а не теология открывает теперь Бога. Богу удобно, чтобы ты, Ваня, жил вечно. Богу угодно, чтобы ты хорошо питался, занимался спортом и сексом, чистил зубы, летал бизнес-классом, жил в большой квартире, наблюдался у врача…».

Сурков и религия

В 2004 г. Владислав Сурков был назначен помощником президента, тогда ему, в частности, было поручено обеспечивать взаимодействие главы государства с религиозными объединениями и курировать профильный совет. Провластные молодежные движения, появившиеся в середине 2000-х под патронатом «Росмолодежи» (которую в свою очередь, курировал Сурков), также не обошли вниманием религию. К примеру, в лагере «Селигер-2009» была устроена отдельная православная смена. 12 января 2012 года Владимир Путин – тогда премьер-министр, — поручил Суркову курировать взаимодействие с религиозными организациями наряду с образованием, культурой и молодежной политикой. Нынешнее перераспределение функций в кабинете Медведева лишь подтверждает кадровое решение Путина.

О новых функциях Суркова

Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель синодального отдела по взаимоотношению церкви и общества:

«Г-н Сурков давно курирует отношения государства и религиозных организаций, по сути перерыв был только этим летом. В лице Владислава Суркова мы имеем давнего, предсказуемого, вдумчивого партнера по диалогу. У Суркова есть неподдельный интерес к религиозным и общественным процессам, это проявление его личности – интеллектуала, человека творческого. Нам доводилось обсуждать широкий круг тем: законодательство о свободе совести, антиэкстремистское законодательство, взаимодействие религии и школы, восстановление военного духовенства. Были и споры, но работать с ним интересно и приятно – надеюсь, так будет и в дальнейшем».

Председатель Духовного управления мусульман Чечни муфтий Султан Мирзаев:

«Я с большой радостью воспринял эту новость. Я знаю Владислава Суркова как ответственного человека и мудрого политика».

http://www.mn.ru/politics_gov/20120813/325030401.html

Суркова снова обратили в веру

13 августа 2012,  Александра Сопова

Религиозные лидеры России ожидают, что вице-премьер совместит практические вопросы с идейными

Премьер Дмитрий Медведев назначил вице-премьера Владислава Суркова ответственным за взаимодействие с религиозными организациями. Для представителей религиозных общин России его новая должность — не успевшая стать забытой старая. Cурков уже руководил правительственной комиссией по вопросам религиозных объединений с февраля по июнь 2012 года, до того, как ее возглавила Ольга Голодец. Общались с ним религиозные лидеры и ранее, в президентской администрации.

«Известия» обратились к представителям религиозных конфессий России с просьбой рассказать, чего именно они ожидают от этого нового старого назначения.

Председатель синодального отдела РПЦ по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин отмечает, что много, но продуктивно спорил с Владиславом Сурковым по вопросам возвращения имущества, присутствия Церкви в школе и в армии, законодательства об экстремизме и т.д.

— Я обычно представляю интересы Церкви на заседаниях этой правительственной комиссии, — сказал «Известиям» отец Всеволод. — Чаще всего она рассматривает практические вопросы: передачу имущества религиозного назначения, налогообложение религиозных организаций, преподавание основ религиозных культур в школе. Думаю, с появлением господина Суркова будут рассматриваться и идейные вопросы государственного значения.

Заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР) Дамир Гизатуллин сказал «Известиям», что мусульмане, как и «все лидеры российских традиционных и даже нетрадиционных конфессий» знакомы с Сурковым много лет и видели от него только хорошее.

— Строительство Московской соборной мечети прошлым летом возобновилось благодаря его участию — до того стройка год была заморожена. Сейчас мы уже монтируем подкупольный барабан, — сообщил Гизатуллин.

По словам Гизатуллина, Суркову отечественные мусульмане также благодарны за организацию собственного спутникового телеканала, госфинансирование обучения будущих имамов для России и СНГ, а также организационную помощь во время хаджа — паломничества в Мекку.

Кроме того, российские мусульмане надеются на миротворческие способности Суркова.

— Он наверняка сможет стабилизировать ситуацию, раскачавшуюся в Татарстане после убийства заместителя муфтия республики Валиуллы Якупова и покушения на верховного муфтия Илдуса Файзова, — надеется Дамир Гизатуллин.

Представитель Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин сказал «Известиям», что «не только в правительстве, но и вообще в государстве нет второго чиновника, владеющего нашей проблематикой на уровне Суркова».

— Это назначение должно облегчить взаимодействие с государством не только на политическом, но и на хозяйственном уровне, причем особенно в регионах, где главная проблема — некомпетентность госслужащих и непонимание специфики религиозных организаций, — сказал Борух Горин.

С негативными оценками деятельности Суркова, популярными в либеральных кругах, представители конфессий несогласны. В частности, словосочетание «сурковская пропаганда» они готовы рассматривать только в значении комплимента.

— Сурков всегда стремился к стабильности, миру и согласию. Пропаганда такого рода у него есть и будет — она и должна исходить от государственного служителя такого ранга. Что же, он должен ждать, пока мы наворотим, а потом разгребать? — заявил Дамир Гизатуллин.

Протоиерей Всеволод Чаплин, в свою очередь, уверен, что «уж пропагандой эта комиссия заниматься точно не будет». А на вопрос, что он думает о весенних инцидентах (тогда Владислав Сурков возглавлял эту же комиссию, а православные деятели заявляли о кампании по дискредитации РПЦ и лично патриарха Кирилла в СМИ), ответил:

— Я не связываю это с именем Суркова. Работой со СМИ и политическими кампаниями его комиссия не занимается.

Кроме новых обязанностей вице-премьер Владислав Сурков руководит аппаратом правительства, курирует вопросы госслужбы, законодательную, инновационную деятельность, административную реформу, госполитику в сфере культуры, контролирует выполнение решений президента и премьера.

Владислав Сурков — о религии:

Ноябрь 2006 года. «Критически анализируя прошлое, признавая ошибки и провалы, мы вправе и будем гордиться всем лучшим, что унаследовано от империи и Союза. В том числе уникальным опытом взаимопонимания православной церкви с исламской общиной, иными конфессиями, всестороннего взаимодействия и взаимопомощи земель и городов», — из статьи Владислава Суркова в журнале «Эксперт».

Май 2011 года. «Ислам в России — это религия миролюбия, добрососедства и сложившихся исторических отношений между всеми народами России», — заявил Сурков на встрече с представителями дагестанского духовенства.

Август 2011 года. «Мне кажется, если Бог определил народу жить еще какое-то количество веков, то в трудный час Он ему посылает тех, кто выводит народ из тупика, из войны, из разорения, из беды. И мне кажется, Ахмат-Хаджи был таким человеком, которого послал Бог чеченскому народу, чтобы вывести его из беды, в которую этот народ попал. Я считаю, честно говоря, и Путина человеком, который был послан России судьбой и Господом в трудный для России час, для нашей большой, общей нации», — из интервью программе «Диалоги» чеченского телевидения.

Что мог читать Сурков о религиях

В январе 2011 года фотоблогер Илья Варламов побывал в кабинете Владислава Суркова, когда тот занимал должность первого замглавы администрации президента. Варламов тщательно сфотографировал весь кабинет, включая библиотеку чиновника. Фотографии были выложены в ЖЖ Варламова. На них видно, что в библиотеке Суркова были запечатлены такие издания, как «Библейский атлас» — в нем собраны карты и иллюстрации на библейские темы — или же словарь «Религии народов современной России».

Кроме того, на полках у Суркова замечена монография Николая Митрохина «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы». В ней рассматривается большинство пластов церковной жизни, включая «политико-административные и идейные группировки в РПЦ», экономику РПЦ, храмостроение, нюансы «теневого менеджмента», а также, например, вопросы «голубой мафии». По словам Митрохина, «годовой объем средств, проходящих через церковные кассы и карманы священников, — несколько сотен миллионов долларов». В книге делается вывод о том, что «реальный политический вес РПЦ полностью соответствует ее реальному влиянию на граждан России — и тот и другой показатели близки к нулю».

Есть на полке и философский труд Мартина Бубера «Два образа веры», в котором исследуются основы иудаистской традиции и анализируется восприятие информации на основе Ветхого и Нового Заветов. На полках в кабинете чиновника также были замечены следующие труды: «В стране святых воспоминаний» — о путешествии русских паломников в Египет, «Рожденные в крови» — «утраченные секреты масонства», «Темницы, огонь и мечи» — о крестовых походах, а также «История папства».

http://izvestia.ru/news/532794

Сурков возглавил правкомиссию по вопросам религиозных объединений

МОСКВА, 30 авг — РИА Новости. Вице-премьер РФ Владислав Сурков возглавил комиссию по вопросам религиозных объединений при правительстве, соответствующий документ размещен в четверг на сайте российского кабмина.

Согласно распоряжению от 28 августа, заместителем Суркова на этом посту станет замминистра культуры РФ Иван Демидов.

Комиссия является координационным органом, образованным для рассмотрения вопросов, возникающих в сфере взаимоотношений государства и религиозных объединений. Ранее эту комиссию возглавляла вице-премьер Ольга Голодец.

Сурков в качестве вице-премьера курирует в том числе вопросы взаимодействия с религиозными организациями.

http://ria.ru/politics/20120830/733748382.html

«УТВЕРЖДЕН

распоряжением Правительства Российской Федерации

от 6 мая 2006 г. № 647-р (в редакции распоряжения

Правительства Российской Федерации

от 28 августа 2012 г.  № 1550-р)

 С О С Т А В

Комиссии по вопросам религиозных объединений

при Правительстве Российской Федерации

Сурков В.Ю.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации (председатель Комиссии)

Демидов И.И.

заместитель Министра культуры Российской Федерации (заместитель председателя Комиссии)

Алханов А.Д.

заместитель Министра юстиции Российской Федерации

Волин А.К.

заместитель Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Гиненский В.Л.

начальник отдела Департамента культуры Правительства Российской Федерации (ответственный секретарь Комиссии)

Горбенко А.Н.

заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по средствам массовой информации, межрегиональному сотрудничеству, спорту и туризму

Дергунова О.К.

заместитель Министра экономического развития Российской Федерации — руководитель Росимущества

Добродеев О.Б.

генеральный директор федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»

Зубов И.Н.

статс-секретарь — заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации

Карасин Г.Б.

статс-секретарь — заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации

Логинов А.В.

полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

Молчанов Д.В.

директор Департамента культуры Правительства Российской Федерации

Островский М.В.

первый заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации (по согласованию)

Панков Н.А.

статс-секретарь — заместитель Министра обороны Российской Федерации

Попов С.А.

первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций (по согласованию)

Пудов А.Н.

статс-секретарь — заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации

Радьков А.В.

руководитель Ростуризма

Реморенко И.М.

заместитель Министра образования и науки Российской Федерации

Сеславинский М.В.

руководитель Роспечати

Торшин А.П.

первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)

Травников М.А.

заместитель Министра регионального развития Российской Федерации

Умаханов И.М.-С.

заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)

Чубарьян А.О.

директор федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт всеобщей истории РАН

Щеблыгин С.Е.

заместитель председателя Комитета Совета Федерации по образованию и науке

(по согласованию)

Эрнст К.Л.

генеральный директор открытого акционерного общества «Первый канал»

(по согласованию)

Якунин В.И.

президент открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (по согласованию)».

Реклама
 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: