RSS

Круглый стол в РИА Новости

Петербургская интеллигенция встала на защиту эрмитажной коллекции импрессионистов

На специальной пресс-конференции Михаил Пиотровский высказался по вопросу передачи картин Матисса и Сезанна в Москву после обращения к президенту директора Пушкинского музея

15.05.2013, 15:54

В эти минуты в агентстве РИА Новости продолжается круглый стол, который собрал весь цвет петербургской творческой интеллигенции. Директора крупнейших музеев, писатели и актеры обсуждают идею директора Пушкинского музея Ирины Антоновой передать коллекции работ импрессионистов из Эрмитажа в возрождающийся московский Музей нового западного искусства.

Напомним: инициативу озвучила сама Антонова во время «Прямой линии» с президентом Путиным. Сегодня собравшиеся единогласно высказались против перемещения бесценной коллекции. Михаил Пиотровский, который в основном молчал, сказал лишь, что чувствует себя оскорбленным.

Этот круглый стол уместнее было бы назвать митингом: настолько эмоциональными и, в общем, похожими были выступления всех, кто сегодня собрался на улице Жуковского.

Юлия Кантор, доктор исторических наук, советник директора Государственного Эрмитажа: «Эрмитаж такой великий и могучий (это я цитирую Ирину Антонову почти дословно по газете „Известия“), что он не заметит, если у него заберут Матисса и остальных. Это выглядит продолжением большевистской линии. Потому, что в 20-е годы и в начале 30-х из Эрмитажа изымались на продажу вещи под тем же девизом: „Эрмитаж богатый. Он не заметит“».

Болельщики «Зенита» и чиновники Смольного, актеры и ученые — на защиту Эрмитажа бросились все, хотя, как сегодня заметил Михаил Пиотровский, и спорить-то, вроде, не о чем.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Я вообще чувствую себя оскорбленным от того, что произошло на „Прямой линии“, поскольку получил неожиданный удар. Но дело не в этом. У меня было ощущение, что наше общество нездорово. За последние несколько дней я вижу, что все-таки оно здорово. И то, что происходит здесь, в Петербурге, удивительно замечательно».

Директор Царского села Ольга Таратынова рассказывает, что очень много вещей из коллекции ее музея хранится в Павловске, но ей бы — начнись перераспределение — пришлось, в свою очередь, рассчитываться с Гатчиной. В Эрмитаже то же самое. Ближе к 1920 году большевики решили, что в Москве должен быть большой и хороший музей, а картины для него проще всего забрать из Зимнего дворца.

Корреспондент НТВ Алексей Кобылков о возможном перемещении культурных ценностей. Подробнее — в репортаже.

http://www.ntv.ru/novosti/592796/

 

Дай миллиард! Музейный скандал чреват финансовым взрывом

15.05.2013, Павел Черноморский

Польша заявила свои претензии на восемнадцать произведений искусства, хранящихся в российских музеях. Когда-то эти картины были похищены немцами, но после окончания Второй мировой войны оказались в СССР. Польские эксперты обнаружили их в коллекциях московского ГМИИ имени Пушкина и в собрании саратовского Художественного музея имени Радищева. И теперь хотят их вернуть. Советник директора Эрмитажа Юлия Кантор, занимающаяся вопросами реституции, считает, что требования польской стороны были спровоцированы недавними заявлениями директора ГМИИ Ирины Антоновой. История переместилась в сферу политики. Антонова во время проведения апрельской «Прямой линии» с президентом Путиным высказалась за идею создания в Москве Музея нового западного искусства, в который войдут шедевры Матисса, Сезанна и Пикассо, хранящиеся в Государственном Эрмитаже. Эти работы, считает Антонова, следует передать из Петербурга в Москву. «Эрмитаж всегда останется Эрмитажем. А о Москве надо подумать», – сказала Антонова в одном из своих интервью.

Планы Антоновой (ей 91 год, московский музей она возглавляет более полувека) моментально вызвали резкую реакцию в Санкт-Петербурге. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский считает, что их реализация приведет к настоящему взрыву музейного пространства России и вся история – «настоящее раскачивание музейной лодки». Дело дошло до сбора подписей против инициативы директора московского музея, взаимных упреков и обид. Сегодня в петербургском отделении РИА «Новости» прошел круглый стол с участием директора Эрмитажа и ряда экспертов. Все они против передачи коллекции в Москву, некоторые даже считают, что заявление Антоновой – это некая провокация, задуманная против главы Эрмитажа. Тема передачи произведений искусства в Москву пока не решена. Она будет обсуждаться на уровне Совета музеев России и в рамках специальной правительственной комиссии.

Стоит напомнить, что в основе всего скандала лежат коллекции меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Именно они составили основу московского Музея нового западного искусства, созданного в Москве в 1923 году. В 1948 году на волне борьбы с низкопоклонством перед Западом Сталин этот музей ликвидировал. А сама коллекция была поделена между собраниями ГМИИ имени Пушкина и Эрмитажа. Тогдашний директор Эрмитажа Иосиф Орбели по просьбе крупнейшего искусствоведа Антонины Изергиной специально отправился в Москву и забрал часть коллекции нового искусства, которая вполне могла бы быть уничтожена или пропала бы в запасниках музеев третьего ряда.

Пока никто из экспертов не оценивает и чисто коммерческий аспект предложения Антоновой. На западных аукционах лоты Пикассо, Ренуара и Матисса, близкие к работам «Три женщины» и «Танец» (обе в эрмитажной коллекции), бьют все рекорды и уходят за суммы, превышающие $120–150 млн. При первой прикидке чисто денежный ущерб, который предложено понести Эрмитажу, превысит сумму миллиард долларов.

В свое время Эрмитаж с помпой праздновал приобретение «Черного квадрата» Казимира Малевича – олигарх Потанин купил работу на аукционе за миллион долларов и подарил ее главному музею страны. Теперь же музею предложено просто так отказаться от нескольких миллиардов.

http://slon.ru/fast/russia/day-milliard-muzeynyy-skandal-chrevat-finansovym-vzryvom-941721.xhtml

 

Пушкинский музей и Эрмитаж ищут компромисс

В музейном сообществе спорят, какие картины вернуть в Москву, и как это скажется на собрании Эрмитажа.  

Санкт-Петербург, 15 мая. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в ближайшее время все же встретится со своей коллегой — руководителем Пушкинского музея — Ириной Антоновой, передает корреспондент «МИР 24» Александр Туполев.

Напомним, после разговора во время прямой линии с Владимиром Путиным Антонова обиделась и заявила, что пойдет на диалог, только если Пиотровский извинится.

Сотрудники музея называют картину Николы Пуссена «Пейзаж с Полифемом» ярким примером дележа произведений искусства. Рядом с ней должно было висеть еще одно полотно Пуссена «Пейзаж с Геркулесом и Какусом», которое как раз находится в музее Изобразительных искусств им. Пушкина. Работы предназначены для совместного восприятия, но в 1948 году, когда в Москве делили коллекцию расформированного музея, в такие тонкости не вдавались. Спустя годы история повторяется — картины хотят вернуть в Москву, но как это скажется на собрании Эрмитажа, никого не волнует.

«Строить какое-то специальное здание под эти картины, это не есть достижение какой-то искомой справедливости, это именно бизнес-проект. И вот теперь, когда Пушкинский музей уже располагает пустыми особняками рядом, то конечно, возникает особенно сильное желание заполнить их, но это и будет то самое – «отнять и поделить», — сказал главный научный сотрудник Государственного Эрмитажа Альберт Костеневич.

Идею воссоздания музея Нового западного искусства в Петербурге поддерживают, но не понимают, зачем туда перевозить классиков импрессионизма, ведь это далеко не «новое искусство». Вдобавок предупреждают, что переезд ударит не только по Эрмитажу. Коллекция Щукина-Морозова, а так же собрание Старых мастеров, которыми сейчас владеет Пушкинский музей, тоже должны будут переехать.

«Это не переговоры двух музеев. Тем более, что если воссоздаем музей Нового западного искусства, и туда передаются вещи из ГМИ, из Эрмитажа, тогда Пушкинский музей останется совсем оголенным», — отметил директор Государственного музея Эрмитаж Михаил Пиотровский.

На защиту импрессионистов Эрмитажа уже встали петербургские депутаты, Смольный, а так же фанаты футбольного клуба «Зенит», которые уже собрали тысячи подписей за сохранение сокровищ одного из крупнейших музей мира.

На подмогу им пришли художники, которые предложили сделать копии картин и отправить их в Москву, а так же тяжелая артиллерия из почетных петербуржцев.

«Что будет означать такого рода добыча? Я думаю, что это не будет украшением в истории нового института. Все-таки должно быть соблюдено благородство и порядочность, прежде всего», — подчеркнул писатель, почетный житель Санкт-Петербурга Даниил Гранин.

Сам Михаил Пиотровский считает, решение должно принять музейное сообщество. Именно поэтому он собирает круглые столы и устраивает обсуждения, а так же заочно общается с директором Пушкинского музея. Лицом к лицу они встретятся уже 21 мая на расширенном заседании Министерства культуры.

http://mir24.tv/news/culture/7093678

 

Фанаты «Зенита» вступились за Эрмитаж

Санкт-Петербург. 14 мая. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД — Болельщики футбольного клуба «Зенит» выступили с призывом поддержать петицию, подписи под которой собираются в интернете за сохранение коллекции Государственного Эрмитажа.

«Мы часто на словах требуем от футболистов биться за стрелку (эмблема «Зенита» — ИФ) и «за колонны». Фанат знает как никто другой — что такое честь города и клуба и как дорого стоит ее заслужить и сберечь. И всегда найдутся те, кто этой чести лишен от рождения и кто пытается стать наравне с другими за счет денег и связей… Сейчас похожая ситуация сложилась вокруг нашего Эрмитажа», — говорится в обращении на объединенном сайте фанатов «Зенита» «Ландскрона».

Болельщики обращают внимание, что из главного музея Петербурга «по решению Москвы» собираются вывезти ценнейшую коллекцию живописи, собранную купцами Иваном Морозовым и Сергеем Щукиным.

«Мы как патриоты своего города не можем остаться в стороне. Каждая подпись будет важна и каждый может повлиять на сохранение Эрмитажа», — добавляют фанаты.

25 апреля в ходе «прямой линии» с президентом РФ Владимиром Путиным директор ГМИИ И.Антонова предложила восстановить Музей нового западного искусства, вернув в него экспонаты, переданные Эрмитажу после ликвидации музея. Директор Эрмитажа М.Пиотровский в свою очередь выступил с протестом против возможного восстановления музея за счет экспонатов, хранящихся в Эрмитаже.

В Санкт-Петербурге собирают подписи под письмом министру культуры РФ Владимиру Мединскому против перенесения части коллекции Эрмитажа в Москву.

Первый Музей новой западной живописи был открыт в 1918 году в Москве, в Большом Знаменском переулке и представлял собой собрание произведений западноевропейской (преимущественно французской) живописи и скульптуры начиная с 60-х гг. XIX в. В его основе лежала коллекция мецената Сергея Щукина. В коллекцию вошли работы таких художников, как Эдуар Мане, Огюст Ренуар, Клод Моне, Винсент ван Гог, Поль Гоген, Камиль Писарро, Анри де Тулуз-Лотрек, Поль Сезанн, Анри Матисс, Пабло Пикассо, Огюст Роден.

Второй Музей новой западной живописи был открыт в 1919 году и расположился по адресу улица Пречистенка, 21. В его основе лежала коллекция мецената Ивана Морозова.

В 1923 оба музея были объединены, получив общее название Музей нового западного искусства, который в 1925 году превратился в филиал Музея изящных искусств. В 1948 г. Государственный музей нового западного искусства был ликвидирован, а его экспонаты поделены между музеем имени Пушкина и Эрмитажем.

http://www.interfax-russia.ru/NorthWest/news.asp?id=401002&sec=1671

 

Пиотровский признался, что оскорблен ситуаций вокруг ГМНЗИ и Эрмитажа

С.-ПЕТЕРБУРГ, 15 мая — РИА Новости. Вопрос о переводе картин импрессионистов из Эрмитажа в Москву изначально не должен был подниматься, сказал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на круглом столе в медиацентре РИА Новости в Петербурге.

«Этот вопрос в принципе не должен был подниматься, и я чувствую себя оскорбленным», — сказал он.

Причиной для беспокойства за судьбу эрмитажной коллекции со стороны петербургской общественности послужило выступление директора ГМИИ имени Пушкина Ирины Антоновой в ходе прямой линии президента Владимира Путина. Антонова озвучила свою давнюю идею о воссоздании в Москве Музея нового западного искусства, закрытого в 1948 году. В ответ на это директор Эрмитажа Борис Пиотровский заявил, что он против этого и будет отстаивать право сохранения коллекции в Петербурге.

«Я раньше думал, что общество нездорово, но за последние несколько дней я понял, что общество очень здорово, поскольку за Эрмитаж вступаются даже те люди, с которыми я лично долгое время был не в ладах», — добавил Пиотровский.

http://spb.ria.ru/culture/20130515/502493016.html

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: