RSS

ГМИИ vs ГЭ

Президент одобрил идею воссоздать в Москве музей современного искусства

25.04.2013, 15:37

Владимир Путин поддержал идею воссоздать в Москве Музей современного западного искусства. Об этом президент заявил, отвечая на вопрос директора музея имени А.С. Пушкина Ирины Антоновой в ходе «Прямой линии» в прямом эфире.

Музей ликвидировали по идеологическим соображения во времена Сталина, напомнила Антонова. Ранее в нем выставлялись шедевры нового искусства зарубежных авторов.

«Я так понимаю, эти картины экспонируются в Эрмитаже, их не прячут. Я, конечно поддержу любое решение, нам нужно экспертное мнение на этот счет, — ответил Путин. — Это нужно решать на уровне Министерства культуры, экспертов, вопрос должен быть глубоко проработан».

http://www.rg.ru/2013/04/25/muzey-anons.html

Импрессионисты не делятся

Крупнейшие музеи страны — Эрмитаж и ГМИИ им. Пушкина — поссорились из-за коллекции Щукина и Морозова

26.04.2013, Игорь КаревАлексей КрижевскийВелимир Мойст

Михаил Пиотровский не намерен передавать картины своей коллекции для воссоздания Музея современного западного искусства; идею вернуть в Москву перевезенное в Питер собрание расформированного в 1948 году музея высказала директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова во время «прямой линии» с президентом.

Директор Государственного Эрмитажа выступил против предложения директора Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина Ирины Антоновой о воссоздании в Москве закрытого в 1948 году Музея нового западного искусства (ГМНЗИ) и воссоединении коллекции импрессионистов и постимпрессионистов, которая в настоящее время разделена между Эрмитажем и ГМИИ. Это предложение было высказано Антоновой во время «прямой линии» с Владимиром Путиным, состоявшейся 25 апреля.

Коллекция Эрмитажа должна остаться неприкосновенной, заявил Пиотровский на пресс-конференции в Петербурге.

По его словам, неприкосновенными должны быть и коллекции других музеев страны.

«Это уже сформировавшийся организм. Музеи, такие какими они уже сложились, надо холить и лелеять», — приводит слова Пиотровского ИА Regnum.

Такую же позицию высказал на встрече и ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа Альберт Костеневич. «Ни на какой передел собраний, которые были доверены Эрмитажу на хранение, Эрмитаж никогда не согласится», — заявил он. По мнению Костеневича, восстановление ГМНЗИ возможно лишь силовым методом.

По мнению Пиотровского, прошедший в 1948 году раздел спас коллекцию ГМНЗИ: если бы его не было, то картины или продали бы за границу, или уничтожили.

Коллекции западной живописи были собраны в начале ХХ века московскими предпринимателями и меценатами Сергеем Щукиным и Иваном Морозовым. В них находились полотна Дега, Писарро, Мане, Тулуз-Лотрека, Ван-Гога, Гогена, Ренуара и многих других. Эти собрания сыграли огромную роль в развитии отечественного искусства: знакомство российских художников с произведениями импрессионистов, постимпрессионистов, фовистов, кубистов привело к возникновению русского авангарда. Когда в 1918 году коллекции Щукина и Морозова были национализированы, речь еще не шла о буржуазном искусстве — предполагалось, что реквизированные картины послужат делу народного просвещения. Так появились Первый и Второй музеи новой западной живописи, располагавшиеся в бывших особняках Щукина и Морозова. В 1923 году две коллекции были слиты в единую государственную структуру, в ведение которой передали также отдельные произведения из других национализированных собраний.

В 1928 году объединенный Музей новой западной живописи пришлось уместить в бывшем доме Морозова на Пречистенке: особняк Щукина власти забрали под другие нужды. В период с 1930-го по 1934 год происходила частичная переброска фондов ГМНЗИ в Эрмитаж, оттуда взамен прибывали в Москву полотна старых мастеров. А отдельные музейные экспонаты (например, «Ночное кафе» Ван Гога) в 30-е годы были проданы за рубеж.

В 1948 году состоялся окончательный разгром ГМНЗИ: по указанию Сталина музей был расформирован, его фонды поделены между ГМИИ и Эрмитажем.

Это деление, по единодушному мнению специалистов, осуществлялось весьма поспешно и бессистемно, в результате чего дробились исторические и смысловые связи между группами экспонатов. Тем не менее именно в таком виде части коллекций Щукина и Морозова по сей день демонстрируются в ГМИИ имени Пушкина и в Эрмитаже.

Идею восстановления собрания ГМНЗИ Антонова высказывала уже давно.

«Музей разрушили и изничтожили. Речь идет о нравственной проблеме — об исторической справедливости и восстановлении репрессированного музея», — рассказала Антонова РИА «Новости».

Сотрудник НИИ РАХ Андрей Толстой считает, что восстановить историческую справедливость очень желательно.

«До 1948 года существовал первый в мире музей современного искусства, появившийся на несколько лет раньше знаменитого нью-йоркского MoMA», — рассказал Толстой «Газете.Ru». Он отметил, что коллекция отображала вкусы московских музейщиков и она московская по своему характеру.

«В 1948 году музей фактически был репрессирован, и он нуждается в реабилитации, — заявил Толстой. — Будучи помещенной в отдельный музей, коллекция ГМНЗИ прозвучит гораздо сильнее и целостнее, чем в контексте Эрмитажа, где она является лишь частью огромной экспозиции».

Но реализация этого замысла, по мнению эксперта, вызовет «просто бурю» в музейном сообществе и «обрастет огромным количеством нежелательных обертонов».

«Будут припомнены все случаи подобных музейных переделов советского времени, и на основании этого прецедента «реституции» потребуют многие другие музеи», — сказал Толстой.

Любопытно, что Пиотровский, говоря о восстановлении музеев, пострадавших в советское время, уже заявил: начинать такое восстановление нужно с Эрмитажа.

«Эрмитаж был разграблен — так что давайте восстанавливать Эрмитаж», — сказал Пиотровский,

напомнив, что во время создания ГМИИ в 1920-х годах в новый музей было передано около полутора тысяч экспонатов, часть которых составила гордость Пушкинского музея — коллекцию старых мастеров.

Кроме того, добавил Пиотровский, во время раздела коллекции ГМНЗИ приоритет был отдан именно ГМИИ.

«Вопрос о возрождении музея давно является для Антоновой одним из ключевых, и она не упускает случая поднять его», — сообщил «Газете.Ru» источник, знакомый с ситуацией. По его мнению, отношения двух музеев нормальные, а вопрос о коллекции Музея нового западного искусства – единственный, мнения по которому расходятся.

Основным камнем преткновения являются переданные из Эрмитажа в ГМИИ картины: неизвестно, полагает собеседник, готова ли Антонова вернуть их прежнему владельцу.

«На этот счет она не делала никаких заявлений», — заключил эксперт.

В дополнение к своему выступлению на «прямой линии» Ирина Антонова предложила передать под воссоздаваемый музей бывшую усадьбу Голицыных — одно из зданий музейного квартала, создание которого планируется вокруг основного здания ГМИИ. Руководитель музея согласна и на то, чтобы новый музей стал отдельной институцией, не подчиненной Пушкинскому; она возражает лишь против того, чтобы вместо ГМНЗИ появился московский филиал Эрмитажа.

Пиотровский же заявил, что стыдно выносить музейные дела на всеобщее обозрение; то же самое он повторил и во время пресс-конференции.

«На коллекцию Эрмитажа посягали многократно, но теперь споры приобрели форму доносов», — заключил он.

Примечательно, что Владимир Путин фактически поддержал идею Антоновой, но добавил, что судьбу будущего музея и его коллекции должно решать экспертное и музейное сообщества при участии Министерства культуры. В ведомстве «Газете.Ru» сообщили, что это указание президента находится в работе. Предоставить оперативный комментарий по ситуации в министерстве не смогли, пообещав сделать это в скором времени.

http://www.gazeta.ru/culture/2013/04/26/a_5282001.shtml

 

Пиотровский заявил, что коллекция Эрмитажа должна быть неприкосновенна

С.-ПЕТЕРБУРГ, 26 апр — РИА Новости, Илья Григорьев. Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский считает, что коллекция его музея должна остаться неприкосновенной.

В четверг директор столичного Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина Ирина Антонова в ходе «прямой линии» президента РФ Владимира Путина предложила воссоздать ликвидированный в 1948 году Музей нового западного искусства. Президент поддержал эту идею, а глава ГМИИ в беседе с РИА Новости отметила, что ее музей готов предоставить здание и передать часть коллекции.

«Мы должны быть неприкосновенны», — сказал Пиотровский в пятницу на пресс-конференции в Петербурге.

Также он отметил, что начинать восстанавливать музеи, которые пострадали от действий советской власти, нужно с Эрмитажа, «поскольку он пострадал куда больше остальных». В 20-30-е годы прошлого века произведения и сокровища Эрмитажа продавались за границу. При этом власти не отчитывались, на что идут средства, полученные от продажи ценностей.

По словам Пиотровского, ему стыдно и неприятно, что внутренние отношения и споры музеев были подняты в ходе «прямой линии» с президентом. «На коллекцию Эрмитажа посягались многократно, но теперь споры приобрели форму доносов», — сказал директор.

«Спор» между ГМИИ и Эрмитажем касается национализированных советской властью частных собраний московских коллекционеров и меценатов Ивана Морозова и Сергея Щукина. В 1928 году на основе этих коллекций был создан Музей нового западного искусства в Москве. После ликвидации музея в 1948 году наиболее ценные произведения были распределены между Эрмитажем и ГМИИ имени Пушкина. Антонова неоднократно заявляла о своем желании воссоединения коллекций в историческом виде — сейчас картины перемешаны без соблюдения первоначальной принадлежности Щукину или Морозову.

В свою очередь, хранитель отдела французской живописи второй половины XIX — начала XX века в Эрмитаже Альберт Костеневич отметил, что музей никогда не согласится на переделку коллекций, которые ему доверено хранить. «Никакая власть нашего времени, если это серьезная власть, никогда не соблазнится на подобное», — сказал он.

http://ria.ru/culture/20130426/934782361.html

Михаил Пиотровский «защитил» Эрмитаж

Герман Полозов, 2013-04-26

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский высказался о том, что коллекция Эрмитажа должна остаться неприкосновенной. Это стало следствием «конфликта музеев», сообщили корреспонденту The Moscow Post в Эрмитаже.

 «Мы должны быть неприкосновенны», — заявил Пиотровский на пресс-конференции в Петербурге.

Это заявление он сделал после того, как директор столичного Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина Ирина Антонова в ходе «прямой линии» президента РФ Владимира Путина предложила воссоздать ликвидированный в 1948 году Музей нового западного искусства

Государственный ордена Ле́нина Эрмитаж в Санкт-Петербурге — крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев, федеральное государственное бюджетное учреждение культуры.

Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые начала приобретать в частном порядке российская императрица Екатерина II.

Первоначально эта коллекция размещалась в специальном дворцовом флигеле — Малом Эрмитаже (от фр. ermitage — место уединения, келья, приют отшельника, затворничество), откуда и закрепилось общее название будущего музея. В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж.

Современный Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы в центре Санкт-Петербурга, главным из которых принято считать Зимний дворец.

На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия

http://www.moscow-post.com/culture/mixail_piotrovskij_zaschitil_ermitazh11505/

Эрмитаж объяснил причину ссоры с Пушкинским музеем

26/04/2013

На сайте государственного Эрмитажа появился официальный комментарий музея о возникшем в ходе «Прямой линии с Владимиром Путиным» конфликте Михаила Пиотровского с директором Пушкинского музея Ириной Антоновой.

Эта история началась в 1920-1930-е годы, когда шел процесс преобразования Музея изящных искусств в Пушкинский музей (ГМИИ). Расширение музея проводилось за счет ряда ленинградских собраний. «В несколько приемов в ГМИИ поступило более 500 картин, изъятых из основного собрания Эрмитажа, — говорится на сайте главного музея Петербурга. — Среди них были первоклассные работы Рембрандта, Рубенса, ван Дейка, Йорданса, Пуссена, Ватто, Тициана. Кроме того, из собрания Эрмитажа были переданы около 40 скульптур, более 850 рисунков, 30 гравюр, около 40 произведений прикладного искусства, а также более 6000 памятников нумизматики». Авторы официального сообщения подчеркивают, что «передача произведений нередко носила варварский характер».

Параллельно из созданного в 1923 году Музея нового западного искусства (ГМНЗИ) Эрмитажу в качестве компенсации были переданы 93 картины. В 1948 году ГМНЗИ был окончательно ликвидирован, и директор Эрмитажа академик Иосиф Орбели договорился о разделе коллекции между Эрмитажем и Пушкинским музеем. При этом преимущественное право выбора оставили за Пушкинским музеем. «Полотна импрессионистов и постимпрессионистов большей частью ушли в ГМИИ», — поясняет сайт Эрмитажа. К примеру, из 15 картин Моне Эрмитаж получил четыре, тогда как в Москве осталось одиннадцать. Из восьми работ Ренуара Эрмитаж получил три, а Пушкинский музей пять, и т.д. На шедевры Матисса, Пикассо и Дерена москвичи не претендовали, поэтому Эрмитажу досталось щукинское собрание кубистических картин Пикассо.

По мнению сотрудников Эрмитажа, разделение коллекции нового западного искусства между двумя музеями спасло шедевры от уничтожения и продажи за рубеж. А полученные экспонаты органично дополнили коллекцию музея.

Теперь директор Пушкинского музея Ирина Антонова хочет, чтобы Эрмитаж отдал экспонаты восстанавливаемому Музею нового западного искусства. Об этом она и попросила Путина. Михаил Пиотровский эту идею не поддержал. Он поспешил заявить, что все работы, переданные музею, экспонируются. «Мне стыдно, что музейные дела выносятся на «Прямую линию с президентом», — добавил он.

http://www.online812.ru/2013/04/26/009/

 Михаил Пиотровский считает невозможной передачу части коллекции Эрмитажа для воссоздания в Москве Музея нового западного искусства    

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 26 апреля. /Корр. ИТАР-ТАСС Екатерина Калинина/. Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский настаивает на целостности музейных коллекций и считает невозможной передачу экспонатов руководимого им музея для воссоздания в Москве Музея нового западного искусства. Об этом он сказал сегодня на пресс-конференции, которую организовал специально для разъяснения вопроса о «разделе коллекции» между Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств /ГМИИ/ имени Пушкина.

Тему воссоздания Музея нового западного искусства, который существовал в Москве в первой половине ХХ века, подняла директор Музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова в четверг во время «Прямой линии» с президентом Владимиром Путиным. Она напомнила, что музей был создан в 1923 году двумя московскими коллекционерами — Сергеем Щукиным и Иваном Морозовым, но ликвидирован в 1948 году по идеологическим соображениям. Его коллекция была распределена между другими музеями, значительная часть попала в Эрмитаж.

Как пояснил сегодня директор Эрмитажа, эта коллекция стала своеобразной компенсацией музею за то, что из его фондов для формирования коллекции московского ГМИИ в 1920-1930-е годы было изъято более 540 картин. «Среди них были первоклассные работы Рембрандта, Рубенса, ван Дейка, Йорданса, Пуссена, Ватто, Тициана, а также 44 скульптуры, более 860 рисунков, 30 гравюр, свыше 20 произведений прикладного искусства», — отмечают эрмитажные эксперты. При этом они подчеркивают, что «передача произведений нередко носила варварский характер». В частности, несколько парных полотен и триптихов были разделены.

Из московского музея западного искусства в 1930-е годы Эрмитаж получил взамен 93 картины. После закрытия этого музея в конце 1940-х годов в Петербург переехала еще часть собрания, включая работы Пикассо. Однако большинство произведений знаменитых импрессионистов и постимпрессионистов осталось в Москве и перешло в ГМИИ. Михаил Пиотровский подчеркнул, что в те времена разделение коллекции нового западного искусства между Эрмитажем и музеем изобразительных искусств спасло шедевры от уничтожения или продажи за рубеж. «В Эрмитаже произведения из бывшего собрания Музея новогоевропейского искусства, представленные вместе с картинами великих старых мастеров, обрели новыйсмысл, стали звеном в общей цепи мировой культуры», — считают представители петербургского музея.

Михаил Пиотровский подчеркнул, что его позиция, как руководителя Эрмитажа и председателя Союза музеев России, состоит в отстаивании неприкосновенности музейных коллекций в том виде, в каком они сложились на сегодняшний день. «Каждая вещь — это часть музейного организма, и ее нельзя изымать», — считает Пиотровский. В этой связи он призвал «очень осторожно обращаться с Эрмитажем», поскольку это «энциклопедический музей, и таких в мире очень мало — всего пять или шесть».

© ИТАР-ТАСС

 http://spb.itar-tass.com/c344/721099.html

М.Пиотровский отбил посягательства коллег и пожаловался В.Путину на доносы

Михаил Пиотровский сумел защитить коллекцию Эрмитажа от посягательств коллег. В частности, директор знаменитого музея во время «прямой линии» с президентом Владимиром Путиным дал понять, что не собирается возвращать 200 картин в Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ).

Словам М.Пиотровского предшествовал вопрос главы пушкинского музея Ирины Антоновой В.Путину о возможности возвращения произведений искусства, которые попали в Эрмитаж после того, как в конце 1940-х годов ГМИИ подвергся репрессиям из-за обвинений в формализме.

Когда слово дали М.Пиотровскому, он напомнил, что экспонаты были обменены на работы старых мастеров, а поэтому никакой несправедливости в этом нет.

В свою очередь, Владимир Путин сказал, что не возражает против передачи коллекции, однако вопрос требует проработки экспертами и Минкультом.

Сам же М.Пиотровский поинтересовался мнением главы государства о тенденциях возвращения в стране доносов. По словам главы Эрмитажа, это вымывает интеллигентность из человеческих отношений. М.Пиотровского интересует, как власть относится к этим настроениям. «Какое отношение власти? Дескать, это и есть настоящая демократия? Либо «Пускай подерутся, посмотрим кто кого»? Или «Собака лает, караван идет и каравану вперед дорога»?, — спросил музейщик, добавив, — А музейные дела… Мне стыдно, что музейные дела выносятся на вот такое обсуждение с президентом».

В ответ на это В.Путин ответил, что не думает, что в этом процессе есть что-то особенное. «Когда требуют того или другого в тюрьму упрятать это, конечно, хуже. Но, думаю и с этим мы справимся. Спокойно в нормальном режиме все обсудим», — сказал глава государства .

М.Пиотровский ранее уже жаловался на процветание доносов в России. После массовых обращений в прокуратуру по поводу выставки братьев Чепменов глава Эрмитажа говорил, что вся эта кампания ему напоминает советские времена. «Простите, это не гражданское общество напоминает, а советские собрания, где бесконечно клеймили, осуждали, пригвождали к позорному столбу… И все — именем народа. Сейчас вроде бы все изменилось. Новая реальность, Интернет… А сознание все то же: донос в прокуратуру как способ выражения гражданской позиции», – говорил М.Пиотровский.

http://top.rbc.ru/spb_sz/25/04/2013/855725.shtml

Реклама
 

One response to “ГМИИ vs ГЭ

  1. Ирина Плотникова, главный хранитель Соликамского краеведческого музея

    22.05.2013 at 07:38

    Если начнётся «музейныё передел», то, например, музей им. Рублева вообще исчезнет, т.к. известно каким образом он создавался. Только из нашего музея там две иконы (одну удалось вернуть в 2005), там же иконы из Чердыни, Березников — это только в Пермском крае. Нельзя разрушая, созидать. А с учетной точки зрения — это какая работа, сколько документов. А сверка? Ведь убьёшься все таблицы пересчитывать, справки переписывать. А 8-НК?. ..

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: