RSS

Новый Министр культуры: Pro, Contra, поживем — увидим…

Личный сайт Министра культуры России

http://www.medinskiy.ru/cat/anecs

Любопытно!

Пиар духа

Итоги» №23 / 834 (04.06.12) Денис Бабиченко

У Мединского есть отменное качество: идеально соответствовать общественному запросу. Так что, если у общества вдруг возникнет потребность в либеральном министре культуры — в лице Владимира Ростиславовича оно его непременно получит

Надо отдать должное Владимиру Мединскому: он умудрился выйти сухим из своей первой бюрократической передряги. Все претензии сексуального характера к опере «Сон в летнюю ночь», которую поставили в одном из столичных театров, новый министр культуры отмел твердо и решительно. Дескать, у родителей невинных чад, занятых в спектакле, претензий нет ни к Вильяму нашему Шекспиру, ни к руководству уважаемого театра. А значит, нет оснований ни для запрета пьесы, ни для ведомственных разбирательств.

От маститого члена Союза писателей РФ, историка, не скрывающего своих «империалистических воззрений», и одного из идеологов «Единой России» такой гибкости никто не ожидал. А чего вы хотели от человека, много лет профессионально занимающегося пиар-технологиями? «У Володи есть отменное качество — идеально соответствовать месту, времени и общественным запросам. И если у общества вдруг возникнет потребность в либеральном министре культуры — в лице Мединского вы его непременно получите», — прокомментировал назначение Владимира Ростиславовича один из его бывших коллег по Госдуме.

Вдоль линии партии

Владимир Мединский родился в 1970 году в сонном украинском городке с жизнеутверждающим названием Смела. В один прекрасный день 17-летний провинциал садится в поезд, идущий в Москву, и отправляется покорять столицу нашей родины. Точнее, ее самую неприступную цитадель — МГИМО, что само по себе можно расценивать как подвиг. И, как заверил «Итоги» один давний приятель Мединского, без всякого блата поступил на факультет международной журналистики.

Учебу юноша совмещал с активной общественной работой. Вскоре он становится членом институтского комитета ВЛКСМ и ленинским стипендиатом. Партия доживает последние месяцы, но наш герой, по некоторым данным, вступает в ряды КПСС. В 1991 году судьба забрасывает Мединского в самое логово идеологического противника — в город Вашингтон. Там, в стенах нашего посольства, будущий министр проходит производственную практику в должности помощника пресс-секретаря.

Испытание идеологически чуждым бытом Владимир вынес мужественно и в следующем году с отличием окончил МГИМО. Тем временем в стране началась эпоха перемен, и уже не партия, а судьба-злодейка отправила бывшего ленинского стипендиата на ударные стройки капитализма — в коммерцию. Что и говорить: писатель и историк Мединский — типичный герой лихих 90-х, самостоятельно добившийся жизненного успеха. А все потому, что в юном возрасте постиг великую силу общественных отношений, а грубо говоря — пиара.

В 1992 году он основывает действующее PR-агентство с не очень скромным названием «Корпорация «Я» (одно время агентство существовало под непатриотичным брендом — United Corporate Agency). Этой конторой, по информации «Итогов», он руководил до 1998 года. Как нам сообщили бывшие коллеги Мединского, его компания обслуживала, в частности, печально известную пирамиду МММ. А когда 15 лет тому назад Владимира Ростиславовича спросили, не считает ли он, что его бизнес основан на лжи, тот ответил предельно искренне: «Конечно. В рекламе около 80 процентов лживости, а в пиаре где-то 50 процентов».

В возрасте 28 лет в дефолтном 1998 году наш герой делает правильный выбор — уходит на госслужбу. Он становится советником руководителя Федеральной службы налоговой полиции по связям с общественностью. На следующий год Мединский уже начальник департамента по информационной политике Министерства по налогам и сборам, которое возглавлял в то время Георгий Боос. С ним наш герой шагал по ступеням карьерной лестницы. Тогда же Владимир Ростиславович получил чин государственного советника налоговой службы 2-го класса.

Про животных и людей

После громкой отставки правительства Евгения Примакова Боос уходит в публичную политику, позвав за собой верного сослуживца. Уже скоро Мединский руководит региональной прессой и пропагандой в центральном избирательном штабе блока «Отечество — Вся Россия», а через пару лет получает и партбилет «Единой России». В 2000—2002 годах он числился советником все того же Бооса, избранного вице-спикером Госдумы. С 2003 по 2011 год наш герой дважды избирается в Думу, где развивает бурную законотворческую деятельность.

Свою руку Мединский приложил к массе громких проектов — от идеи перезахоронения «мумии Ленина» до вопросов регулирования игорного бизнеса, рекламы, вопросов табакокурения и потребления алкоголя. Это благодаря ему мы не имеем права распивать пиво и прочие горячительные напитки в общественных местах. Последний законопроект, авторство которого приписывают Мединскому, называется «Об ответственном обращении с животными». В документе хозяину запрещается «истязание животных, нанесение побоев… жестокое умерщвление».

За несколько недель да закрытия последней сессии Думы пятого созыва нашего героя назначают на пост руководителя Комитета Госдумы по культуре. Эту же должность он, по информации «Итогов», должен был занять после парламентских выборов в декабре 2011 года. Все, казалось, было на мази: Мединский числился вторым номером в региональной части списка кандидатов от «Единой России» по Курганской области. Однако судьба широко улыбнулась будущему министру: партия власти набрала в регионе менее 45 процентов, и до победы Мединскому не хватило 8 тысяч голосов. Если бы не это обстоятельство и нежелание других, более ценных кадров воцариться в Минкультуры, сидеть бы нашему Владимиру Ростиславовичу и дальше на Охотном Ряду.

Проиграть выборы в Курганской области надо было умудриться. Тем более что для победы, казалось, было сделано все. Кандидат не лез за словом в карман. Вот один из его предвыборных перлов: «Даже фашисты сохранили колхозный строй. А «Яблоко» и правые его уничтожили».

В ходе знакомства с проблемами Зауралья Мединский становится президентом общественного благотворительного фонда «Народный храм» в Кургане. На святое дело пообещал отдать последнюю рубаху: «Меня впечатлил великолепный проект этого храма, я буду содействовать его возведению. Однако на народные деньги мы будем очень долго его строить… я готов продать свою московскую квартиру, а если понадобится, и машину, но храм я возведу за два ближайших года». Зачем оставлять семью без крыши над головой, имея по декларации 2010 года за душой 32 миллиона рублей дохода, осталось непонятно.

В какой-то момент в Курган прибыла тяжелая артиллерия в лице юмориста Михаила Задорнова — хорошего знакомого Владимира Ростиславовича. Кстати, впоследствии именно Задорнов стал одним из немногих деятелей культуры, кто рукоплескал сенсационному назначению Мединского: «Наконец-то министром стал здравомыслящий человек и патриот… Это классно, это круто, это обнадеживает, что возрождение начинается…»

Отборный истмат

Когда и зачем Владимир Мединский предложил руку и сердце музе истории Клио, науке неизвестно. Как утверждают люди знающие, в данном случае сработал пристрелянный глаз пиарщика — наш герой просто выбрал ту нишу, которая оказалась никем не занята. Отныне любимый оселок нашего героя — отечественная история и ее мифы. И вот он принимается пиарить русскую историю с присущим ему трудолюбием, напором и страстью. Даже наличие степени доктора исторических наук не делает Мединского классическим ученым. Свой научный метод он формулирует жестко и парадоксально: «Факты сами по себе значат не очень много. Скажу еще грубее: в деле исторической мифологии они вообще ничего не значат. Все начинается не с фактов, а с интерпретаций. Если вы любите свою родину, свой народ, то история, которую вы будете писать, будет всегда позитивна».

По Мединскому, практически вся отечественная история состоит из мифов, придуманных «за бугром». И задача историка — разоблачать их, не оставляя от западных источников камня на камне. Интересно, читал ли Мединский знаменитый философский труд Алексея Лосева «Диалектика мифа»? Ведь классик утверждает, что наука как таковая ни с какой стороны не может разрушить миф, ибо миф не базируется на научном опыте. Но и слава богу, что Мединский к этой концепции не прислушивался. Иначе российский читатель был бы лишен удовольствия проштудировать с десяток его исторических бестселлеров, изданных в период с 2008 по 2012 год немалыми тиражами.

Не все коллеги эти исторические экзерсисы оценили. Например, историк Алексей Исаев, находившийся под впечатлением от прочтения книги под названием «Война», язвительно заметил, что «история от Мединского опирается на три «А»: агитпроп, ахинея и алогичность». Научную биографию молодого историка злопыхатели тут же начали изучать «на просвет». Уже вскоре в автореферате докторской диссертации Владимира Ростиславовича пытливые критики обнаружили признаки плагиата. Так, редакция журнала «Актуальная история» утверждает, что автор якобы использовал чужие тексты иногда целыми абзацами. Получил Мединский свой «восторженный» отзыв и от коммунистов. В КПРФ порекомендовали «сравнить текст Мединского из книги «О русском пьянстве, лени и жестокости» с текстом гуляющего по Сети реферата». Ссылки прилагались. Злопыхатели не успокоились даже после того, как президент Дмитрий Медведев объявил плодовитому автору благодарность «за активное участие в научно-исследовательской, публицистической и популяризаторской работе по противодействию фальсификации истории в ущерб интересам России».

Впрочем, по Сети ходили слухи, что Мединский сам провоцировал скандалы вокруг своих произведений, дабы поднять продаваемые тиражи. Те на волне шумихи и впрямь росли как на дрожжах. Например, суммарный тираж одной только серии «Мифы о России» составил 350 тысяч экземпляров.

Пати фо эврибади

На посту министра культуры Владимир Мединский быстро освоился. В министерстве он корпит, по его словам, с девяти утра до часа ночи. Результат налицо. У граждан уже появилась возможность обращаться к министру напрямую: на сайте ведомства создан его личный электронный ящик «для всех идей и предложений». Хотя у самого главы ведомства этих самых идей пруд пруди и без всяких посторонних.

Например, задумка вооружить школяров своеобразным «Кратким курсом», единым учебником истории — лишь первый шаг. Мединский мечтает— ни много ни мало— идейно интегрировать Россию, Украину, Белоруссию и Казахстан, где будут единая история, общие учебники, дома дружбы. Еще будучи депутатом, он внес предложение о проведении обязательной научной экспертизы художественно-документальных фильмов до их выхода в эфир.

За несколько суток до назначения Мединский заявил, что на месте гостиницы «Россия» он хотел бы видеть тематический парк, посвященный «не только династии Романовых, а вообще истории России». В феврале нынешнего года Комиссию по противодействию попыткам фальсификации истории он предложил преобразовать в некий политический орган. По его словам, это должно быть «что-то типа Совета при президенте по историческому просвещению или сохранению исторической памяти. Который бы занимался не столько противодействием фальсификациям, сколько позитивным распространением исторических знаний».

Если министр не откажется от своих прежних инициатив, то он наверняка поставит ребром и вопрос о «нравственной цензуре на телевидении, о необходимости запрета той грязи, которая льется на нас потоком с телеэкранов». В сферу деятельности модернизированного главлита, по его мнению, должны войти рекомендации по запрещению «развращающих передач». Этот же комитет будет решать вопрос о «переводе отдельных телеканалов, например MTV, и прочей полупорнографической грязи в кабельный режим».

Некоторые прежние идеи Мединского могут произвести еще более сильное впечатление на его коллег по правительству. Он, например, очень настойчиво предлагал, чтобы чиновники категории «А», топ-менеджеры госкомпаний и руководство правоохранительных структур «продали свою зарубежную собственность, вернули детей из заграницы для продолжения обучения в России». «По большому счету, — считает Мединский, — даже отдыхать за границей чиновникам категории «А» не очень здорово, неэтично. И процитировал Священное Писание: «Где сокровища ваши, там и сердце будет ваше».

Сердце самого Владимира Ростиславовича вместе с теми, кто находится на переднем крае российской культуры. Заняв новый пост, он чуть ли не первым делом встретился с бабулями, взявшими «серебро» на «Евровидении», и заверил собравшихся: «Тот, кто в начале нового этапа своей деятельности пообщался с «Бурановскими бабушками», обречен на успех».

Теперь, кстати, понятно, почему и Владимир Путин засобирался вживую послушать «Пати фо эврибади». Кому же не захочется быть «обреченным на успех»?

Цитаты

Говорит и пишет Владимир Мединский

«Мы являемся вымирающей нацией. Ну примерно как амурские тигры, пингвины там, и так далее».

***

«Я абсолютно убежден, что количество жуликов и воров в партии «Единая Россия», безусловно, больше, чем в любой другой партии. Потому что нас два миллиона и чисто пропорционально нас больше».

***

«Я могу назвать 33 причины, почему «Единая Россия» лучше всех, но я об этом говорить вообще не буду».

***

«Отставание России — это не более чем очередной зловонный миф».

***

«Не дело это президента России — третий срок затыкать все дыры».

«Самодержавное народовластие, или, если перевести это с русского языка на иностранный, суверенная демократия, есть исторически свойственная России вещь».

***

«Факты — вещь такая, знаете, что дышло».

***

«Царь — почти наемный менеджер».

***

«В октябре 1917 года власть в стране захватили большевики — Российская социал-демократическая партия во главе с Владимиром Ульяновым (Лениным). В результате он — в Мавзолее, население — в нищете, а окружающие — в недоумении».

***

«Мало кто знает, что великий бунтарь, экономист и философ страдал настолько тяжелой формой геморроя, что половину «Капитала» был вынужден написать… стоя за конторкой. Вот откуда проистекает иногда лютая классовая ненависть». (О Карле Марксе.)

http://www.itogi.ru/arts-profil/2012/23/178704.html

об авторе статьи

Бабиченко, Денис Леонидович

Род. в Москве 11. 05. 1968. Окончил ист.-архивный ф-т РГГУ (1992) и аспирантуру МГУ (1995). Кандидат ист. наук (1995). Работал в Рос. центре хранения и изучения документов новейшей истории, в газетах “НГ”, “Сегодня”. Зав. отделом в журнале “Итоги” (с 2001).

Печатается с 1990: журнал “Коммунист”, газ. “Сов. культура”. Автор кн.: Писатели и цензура. Советская литература 1940-х гг. под политическим контролем ЦК. М., “Россия молодая”, 1994 (послесл. Л.Лазарева). Составитель, автор предисл. и комментариев к сборникам документов: Литературный фронт. 1932—1946 гг. М., 1994; “Счастье” литературы. Государство и писатели. 1925—1938 гг. М., 1995. Печатался в журналах “Свободная мысль”, “ВЛ”, “Ист. архив”. Работы Б. переведены на нем яз.

Премия фонда “Лит. мысль”.

Министерство без культуры

КРИЗИС ЖАНРА

Журнал «Коммерсантъ Власть», №22 (976), 04.06.2012

Через неделю после вступления в должность новый министр культуры Владимир Мединский назначил заместителем Ивана Демидова, который теперь будет курировать кино. Иван Демидов никогда отношения к кинематографу не имел. Он известен как ведущий популярной передачи «Музобоз» телекомпании ВИД, а также как продюсер таких программ, как «Я сама», «Дорожный патруль», «ОСП-студия» на телеканале «ТВ-6 Москва». С 1994 по 2001 год он занимал должности директора телеканала и заместителя генерального директора Московской независимой вещательной корпорации, которой принадлежал канал ТВ-6. Демидов оставил ТВ-6, когда туда перешла часть журналистов НТВ, за год до закрытия. В 2005-м он основал собственный православный канал под названием «Спас» и в том же году стал идеологическим координатором «Молодой гвардии «Единой России»», а в 2008-м уже возглавил идеологическое управление политического департамента партии «Единая Россия». За свою чиновничью карьеру он успел побывать также заместителем главы управления внутренней политики администрации президента по вопросам общественных и религиозных организаций и ответственным секретарем комиссии по противодействию фальсификации истории в ущерб интересам России, в которую также входил и нынешний министр культуры.

http://www.kommersant.ru/doc/1934346

Медведев прокомментировал назначение Мединского главой Минкультуры

04 июня 2012, 16:23

Премьер-министр Дмитрий Медведев прокомментировал назначение Владимира Мединского на пост министра культуры, сообщает «Интерфакс». «Я считаю, что он человек с хорошим потенциалом, и самое главное — энергичный», — сказал Медведев о Мединском в понедельник в эфире программы «Познер» Первого канала на Дальнем Востоке.

http://polit.ru/news/2012/06/04/medinsk_medved/

Владимир Мединский о культуре, переменах и «Бурановских бабушках»

26.05.2012 20:22

Автор: Сергей Брилев

В интервью «Вестям в субботу» министр культуры РФ Владимир Мединский рассказал о своем видении развития сфер образования и культуры в России, а также о своем отношении к таким известным исполнителям, как «Бурановские бабушки» и Pink Floyd.

— Гость нашей студии новый министр культуры Владимир Мединский. Здравствуйте, Владимир Вячеславович.

— Добрый день.

— Простой вопрос, для начала. Вы за «Бурановских бабушек», за оперу или, может быть, вы Pink Floyd предпочитаете?

— За «Бурановских бабушек» и за оперу, желательно, отечественную. Pink Floyd?

— Ну, ладно, ладно. Квасной патриот. Хотя на самом деле я ровно ради этого и задал вопрос, потому что ваше назначение вызвало бурную реакцию в обоих, так скажем, секторах нашего политического класса. Одни восхищаются, другие проклинают, приписывая многое, что вы никогда не говорили. Все-таки вы идеологический назначенец? Вы — следствие обращения к избранному президенту, например, Патриаршего совета, который требовал вернуться к основам нравственности и так далее? Или что-то еще?

— Ну, я не знаю, существует ли прямая связь, но собеседования шли давно по поводу этого назначения. А решения действительно были приняты уже после соответствующих обращений, возможно в какой-то степени это сыграло свою роль.

— Вы будете, например, в Министерстве культуры вырабатывать единый учебник истории, как вы это предлагали?

— Учебниками занимается министерство образования. Но мое глубокое убеждение заключается в том, что в школе в рамках программы средней школы давать школьнику, начиная с пятого класса, разные версии тех, либо иных исторических событий, предлагать ему диаметрально противоположный взгляд на деятельность нашего национального героя Александра Невского, это просто глупость. Это глупость, и у нас одна страна и ее граждане должны как канон знать одну историю. Вот. Дальше для интересующихся, для студентов истфаков, зайдите в любой магазин, там изложены сотни, сотни версий. Вот. Но это не начиная с пятого класса.

— Значит, одно из последних ярких ваших появлений на экране до назначения было участие в программе «Исторический процесс» у Николая Сванидзе. Вы там победили с таким крупным счетом, ваша команда, но все-таки была и другая команда, которая тоже набрала в абсолютных цифрах достаточно приличные цифры. Собственно говоря, это возвращает нас к тому, что есть разные взгляды. Мне представляется, что на месте работы в Министерстве культуры будет уже меньше этой идеологии и больше конкретных решений. Например, иконы, они должны быть в церквях или в музеях?

— В принципе, в церквях. Но только в тех случаях, это я вам говорю свою личную точку зрения, только в тех случаях, когда там есть соответствующие условия для хранения икон, тем более что иконы есть разной степени сохранности. И если в данный храм пока не имеет соответствующих условий поддержания влажности, климата и так далее, то пусть какое-то время побудет в музее, просто она не должна лежать в запасниках. Икона должна служить людям. В этом смысл, в этом цель творения иконописца была. Когда условия соответствующие будут созданы, она переместится в храм. Икона для того, чтобы, конечно, обращаться к Богу.

— Мне на самом деле кажется, что многие намного больше про вас поймут, когда речь будет идти не об идеологии, а вот о таких конкретных решениях. К примеру, Мурманская областная дума на этой неделе опубликовало обращение, что нужно срочно что-то делать с зарплатами сотрудников культуры. Она сейчас составляет 17 тысяч рублей на нашем отнюдь не дешевом Севере. Ну, а что действительно делать-то? Потому что на таких зарплатах никто работать не будет, кроме уж совсем бессеребренников-энтузиастов, которых все меньше и меньше.

— Это больная тема, это одна из главных задач министерства. Наша задача — в кратчайший срок постараться поднять уровень зарплаты работников культуры до хотя бы достойного среднего уровня по городу, по региону. А вообще, это люди, на которых мы должны равняться. И они должны получать достойную поддержку государства.

— Мне приходилось говорить об этом в эфире, я не боюсь это повторить, что мы знакомы лет 25, мы учились вместе. Я сегодня вижу перед собой нового Владимира Мединского, у которого голос раза в два тише, чем обычно, усталости здорово прибавилось. Тяжело приходится на этом новом рабочем месте?

— Ну, приходится тяжело, потому что я хочу как можно быстрее войти в курс дела, не растягивать этот процесс на недели и месяцы. С девяти утра до часа ночи — обычный режим.

— Ну, это неверно. Надо все-таки что-то с собой делать, потому что если так с девяти до часу ночи, это сталинский образ работы, и в данном случае, мне кажется, история…

— Сергей, я вами не согласен, потому что мозг не устает понимать в отличие от мышц, мускулатуры. Человеческий мозг не имеет границ усталости. Поэтому если работа интересная, то можно работать очень долго.

— Пожалуй, последний вопрос будет идеологическим. Мы все помним, как после парламентских выборов был сбор единороссов у Дмитрия Медведева, и я не хочу преувеличивать роль Владимира Мединского в истории, но и нельзя преуменьшать. Из уст Владимира Мединского на той встрече к Дмитрию Медведеву прозвучало предложение вступить в партию «Единая Россия» коль он возглавлял ее список. И вот он вступил в нее на этой неделе, а на съезде стал лидером. Что единороссы могут ожидать в этой новой конфигурации? Чего ради вы в свое время предлагали Медведеву вступать в партию?

— Мы просто хотим, чтобы партии был придан дополнительный импульс, что бы в партию пришли новые люди, новые идеи.

— Медведев приведет за собой новых людей?

— Ну, посмотрите, правительство поменялось на три четверти. При этом средний возраст члена правительства составляет примерно 45 лет. Такого правительства у нас не было никогда, ну, можно только вспомнить сравнить со сталинскими наркомами, вот, которые, кстати, при прочих равных были весьма эффективны. И это здорово, на мой взгляд. Если такой же импульс будет придан и партийной жизни, вся страна от этого выиграет.

— Книжки больше как? Пока пауза?

— Пока пауза.

— Слушайте, у вас действительно нет в домашней коллекции Pink Floyd?

— У меня, конечно, есть домашняя коллекция Pink Floyd, и конечно я люблю эту группу, но Pink Floyd пусть занимается другое министерство культуры. Наша забота — это наши театры, понимаете, наши музыкальные школы, наши школы искусств, наши консерватории. А остальным мы как-нибудь потом.

— Ну, что ж, спасибо. Новый министр культуры Владимир Мединский был гостем нашей студии.

— Вам спасибо.

http://www.vesti.ru/doc.html?id=805161

Пиар-эффект пока отрицательный

Выбор для министра культуры Владимира Мединского

2012-05-25

Владимир Мединский, назначенный в понедельник новым министром культуры, всегда считался большим специалистом в области PR. Можно сказать, что в культуре – он человек новый, хотя и в этом деле имеет некоторый опыт руководящей работы, поскольку в течение нескольких недель, накануне последних выборов, успел поработать председателем комитета по культуре Госдумы предыдущего созыва. Но уж в опыте пиар-работы ему никто не откажет. В течение нескольких лет он был президентом Российской ассоциации по связям с общественностью, помимо многих книг по развенчанию разных неприятных для русского народа мифов Мединский – еще и автор лекционного курса «Особенности национального пиара». Тем не менее пока что – к исходу первой недели – именно пиар-эффект от нового его назначения скорее отрицательный, чем положительный.

Правда, четыре года назад назначение Александра Авдеева министром культуры также было встречено с некоторым удивлением и для широкой культурной общественности стало неожиданностью. От министра культуры «со стороны» ничего хорошего не ждали, а вот ведь сегодня, после четырех лет совместной работы, почти все без исключения сожалеют об уходе Авдеева. Когда Дмитрий Медведев некоторое время назад выразил надежду, «что будущий министр культуры будет и романтиком, и деятельным человеком, который будет работать для отрасли не покладая рук», очень многие подумали, что речь как раз об Авдееве. Он – и романтик, и деятельный, вообще за четыре года его министерской работы накопилось немало поводов вспомнить его сегодня добрым словом.

Так что, переводя стрелки на нового министра Владимира Мединского, еще не все потеряно.

И тем не менее. Как говорится, не наказуемо, но и странно, когда министром культуры, а не, скажем, пищевой промышленности назначают человека, который, заполняя в конце прошлого года декларацию о доходах, указал не только 69% ЗАО «Корпорация Я», которое оказывает услуги по PR и рекламе, но оказался еще и совладельцем 50% ООО «Столичные рестораны». Он мог бы, наверное, стать министром здравоохранения, поскольку был одним из активных борцов за принятие Закона «Об ограничении курения табака». А мог бы – министром СМИ, так как несколько лет потратил на борьбу с рекламой и стал одним из автором Закона «О рекламе». И т.д. Но Мединского назначили министром культуры. Может быть, кто-то решил, что главная проблема отечественной культуры в недостатке пиара?

Почти сразу же после назначения Мединский был заподозрен в плагиате, речь – о его докторской диссертации по русской истории. Сам он, разумеется, решительно отвергает все обвинения, называя «проблемные» моменты «шаблонными фразами», но обвинение все равно неприятное, а для специалиста в области PR – неприятное вдвойне.

Вообще в области культуры, несмотря на многие победы последних лет, накопилось много проблем, какие-то решить удалось, какие-то остаются, появляются новые. Их надо решать. Однако опыт некоторых других назначений последнего времени, когда к руководству теми или другими областями приходили именно пиар-специалисты, показывает: опыт работы в соответствующей сфере обладает сильнейшим инерционным характером, и пиар выходит на первый план, откладывая на второй и третий – решение реальных проблем, часто – чрезвычайно серьезных, часто – требующих безотлагательного решения.

Вот что важнее сегодня: перебить появившиеся отрицательные отклики таким же или еще большим числом положительных, заявлениями «с мест» режиссеров, актеров, художников и композиторов, которые испытали счастье, узнав о назначении Мединского, или – погрузиться в детали надвигающейся федеральной контрактной системы, разобраться с проблемами вступившего в силу ФЗ-83 и т.д.? Для человека дела, конечно, очевиден приоритет второго. Это выбор – принципиальный, от него во многом будет зависеть, как будет жить российская культура в ближайшие годы. Во всяком случае – месяцы.

http://www.ng.ru/editorial/2012-05-25/2_red.html

Директор Третьяковки ждет от Мединского принятия «Закона о культуре»

МОСКВА, 23 мая — РИА Новости, Мария Ганиянц. Новому главе Минкультуры Владимиру Мединскому досталось непростое наследство, и от него ждут прежде всего решительных шагов в области законодательных инициатив, — рассказала РИА Новости директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

«Мы все очень ждем от министра, что он поможет принятию «Закона о культуре РФ», который уже лежит в Госдуме, но его рассмотрение все время откладывается. Это основополагающий закон и если он будет принят, то будут решаться какие-то законодательные инициативы», — сказала Лебедева.

По ее словам, музейное сообщество понимает, что для нового министра культуры это назначение — большая ответственность.

«Новому министру досталось в наследство много вопросов, которые не были решены. Не потому что их не хотели решать, а потому что сложно решить. И ему надо будет искать выход», — отметила она.

Один из этих вопросов, по мнению Лебедевой, — сложные взаимоотношения в области культурного обмена с американскими партнерами из-за конфликта по поводу библиотеки Шнеерсона, который привел к тому, что государственные музеи не могут в данный момент выдать произведения искусства для их экспонирования в США.

Сейчас в конгрессе США готовится новый законопроект, который может помочь нормализации ситуации культурным обменом между странами.

Однако пока, по словам Лебедевой, которая накануне открыла выставку «Николай Фешин. К 130-летию со дня рождения», где представлено много работ из коллекций отечественных музеев и музейных собраний США, в Третьяковке до последнего времени не были уверены, что выставка состоится. А о том, что эта выставка пройдет в США при участии работ из коллекций государственных музеев, пока речи идти не может.

Новым министром культуры РФ стал закончивший МГИМО доктор политических и исторических наук Владимир Мединский, автор книг-исследований «О русском пьянстве, лени и жестокости» и «Об «особом пути» и загадочной русской душе».

Мединский был депутатом Госдумы четвертого и пятого созывов (2003-2011). В ноябре прошлого года он на месяц возглавил думский комитет по культуре, прежний руководитель которого Григорий Ивлиев перешел на работу в Минкультуры в должности замминистра. Ранее работал в комитете по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

В 2010-2012 годах состоял в Комиссии при президенте РФ по противодействию фальсификации истории. В прошлом году указом президента введен в состав правления фонда «Русский мир», основными задачами которого являются популяризация русского языка и культуры, а также поддержка программ изучения русского языка в различных странах мира.

http://www.ria.ru/culture/20120523/655866573.html

Министр-пропагандист

Мединского прочат на роль комиссара в неблагонадежной среде

23 мая 00:05 | Газета № 283 (283) | Алена Солнцева, Иван Гордеев

Самого сенсационного министра нового кабинета, главу Минкульта Владимира Мединского, вчера представили коллективу ведомства вице-премьер и глава аппарата правительства Владислав Сурков и бывший замглавы управления внутренней политики администрации президента Иван Демидов (он сейчас работает в аппарате у Суркова). И Сурков, и Демидов, да и сам Мединский в последние годы отвечали за идеологию. Аппаратные связи и пропагандистские навыки Мединского во многом и объясняют его назначение.

Министр, который в либеральном кабинете Медведева собирается отвечать за культурную политику, не скрывает, что считает культуру и историю инструментом государственной пропаганды. Обвинение в пропаганде и плагиате вызвала и его докторская диссертация «Проблемы объективности в освещении российской истории XV–XVII веков», которую критиковали за многочисленные «заимствования» (Мединский возражал, что лишь использовал «шаблонные формулировки»). В нескольких популярных книгах Мединский старался опровергать мифы о России, в частности в последней книге «Война. Мифы СССР. 1939–1945» он боролся с мифами о штрафбатах, лендлизе и растерянности Сталина в первые дни войны. В одном из своих интервью Мединский заявлял о необходимости госполитики в области истории и приводил пример сталинских времен, когда был госзаказ на исторические фильмы и книги.

Считается, что у нового министра, которого называют назначенцем Суркова, более серьезные аппаратные позиции, чем у большинства его предшественников. И некоторым деятелям культуры это позволяет надеяться на повышение статуса самого Минкульта. «Мне кажется, Мединский — взвешенный прагматик, человек спокойный, обладающий достаточными знаниями в области культурологии, — сказал РИА Новости худрук МХТ Олег Табаков, но добавил: — Я никак не отношусь к этому назначению и тем более не очень задумываюсь, чего ждать от нового министра». «Я считаю, что он обладает глубокими знаниями в области истории, — говорит руководитель Ленкома Марк Захаров. — Сейчас я читаю его роман «Стена», и мне кажется, Мединский обладает неплохими литературными способностями. На мой взгляд, это образованный, интеллигентный человек».

Но многие деятели культуры либо отказываются обсуждать назначение, либо недоумевают. «Такие люди для культуры опасны, — считает историк Никита Соколов, редактор журнала «Отечественные записки». — Его заслуга в том, что он придумал несколько простых способов считать бывшее небывшим и рекомендовал населению гордиться прошлым. Но мифы, построенные на лжи, опасны». «Он на голубом глазу сказал на прошлой неделе, что кадры совместного советско-германского парада в сентябре 1939 года — просто фотошоп, — сказала «МН» историк Ирина Карацуба. — Это ложь, неуместная в устах доктора исторических наук. Его докторская диссертация во многом опирается на кандидатскую моей ученицы».

Назначение Мединского министром культуры на фоне недавнего карьерного взлета назначенного полпредом президента на Урале бывшего начальника цеха Уралвагонзавода Игоря Холманских выглядит как политическая демонстрация и суровый сигнал либеральной интеллигенции, а также свидетельство, что культурная политика также будет подчинена политическим задачам власти. Но эксперты неоднозначны в оценках. «Мединский не идеолог, а пропагандист во всех смыслах этого слова — и в хорошем, и в плохом. Это комиссар в кожанке с маузером на боку и в пыльном шлеме, которого прислали присматривать за не очень благонадежной средой, — говорит «МН» Валерий Хомяков, гендиректор Совета по национальной стратегии. — Я думаю, его назначение связано в том числе с тем, что деятели культуры ходят по Москве с белыми ленточками и встречаются со своими почитателями. Но это мое предположение».

«Министром культуры стал человек с системой взглядов, которую он давно пропагандирует, — это нелиберальные взгляды на российскую историю, — отмечает замдиректора Центра политтехнологий Борис Макаренко. — Кому-то он несимпатичен, но, с другой стороны, он человек молодой и технологичный. Если он будет занят пропагандой — то Минкульт для этого не лучшая площадка, если каким-то менеджментом в сфере культуры — то интересно, что и как он будет перестраивать».

«Культуре нужен социальный заказ, как правило идеологический. Если он есть — культура имеет ресурсы и процветает, если нет — то находится в кризисе, — сказал «МН» политолог Сергей Марков. — Мединский — носитель идеи такого заказа, но не от начальников, а от общества. В целом российская культурная среда традиционалистская, а Мединский — носитель традиционалистских взглядов, поэтому большинство деятелей культуры будет в восторге от назначения Мединского. А тех, кто пиарит ценности Запада, не устроит любой кандидат от Путина или Медведева».

Кстати, сам Мединский довольно гибко подходит к анализу текущей политической ситуации и способов реагирования на нее власти. «У Путина есть две перспективы. Либо меняться вместе с обществом, ситуацией и выступить в авангарде этих изменений, либо заморозить историю. Оба варианта возможны, просто второй, думаю, плохо закончится», — говорил в одном из недавних интервью нынешний министр культуры.

http://mn.ru/politics_gov/20120523/318662392.html

Как у всех. Только лучше

В способность Мединского налаживать работу библиотек и театров, музеев и консерваторий, киностудий и художественных школ верится так же, как в государственную мудрость свежеиспеченного уральского полпреда

23 мая 00:05 | Газета № 283 (283) | Андрей Немзер

Никакой особенной стати у России нет. Безусловно, в любой стране — от Исландии до Намибии — министром культуры может быть назначен человек, считающий, что «нормальному обществу» не нужны «десять версий еще черт знает какого Лжедмитрия» (разумеется, тамошнего, исландского-намибийского), и в то же время корящий отечественную классику (натурально ихнюю, фаррерскую-мальдивскую) за то, что она недостаточно подробно живописала грандиозное прошлое означенных островов.

Нет у России загадочной души — воровали, пили, блудили, уповали на общину, боготворили верховную власть, попирали законы точно так же, как все прочие зулусы с каталонцами. То есть воровали и пили все-таки меньше, а покоренным народам благ несли больше, но особенной стати все равно нет. Это все придумал Лейбниц, в восемнадцатом веку. И еще Петр Первый, повелевший дворянству быть «европейцами» и тем самым стимулировавший бесову прорву будущих «мифов о России».

Европеизированное «подкинутое сословие» страны своей не знало. Вот и выдумывало — кто по злобе, а кто по скудоумию — всякую ерунду. Что славянофилы, что западники. Не про то писали. Про нетипичных — далеких от народа — Печориных, Обломовых и Раскольниковых. То ли дело в Англии, где писали про Форсайтов, которые, как всем известно, там на каждом шагу попадаются. Кого ни возьми, хоть шахтера, хоть пиарщика, хоть шекспира, — Форсайт. Либо Сомс, либо Джолион. И никакой тебе особенной стати. Которую придумал Лейбниц. То есть Тютчев. То есть Лев Толстой, талант которого первым отметил Николай Первый. Выходит — а мы, замороченные, и не знали — граф «Детство» поперву в Зимний направил. Получил монаршее одобрение и тогда уж послал в «Современник».

Оплошал, однако, государь. Не того отметил. Хотя, конечно, извинить императора можно — не знал ведь, что дальше хуже будет: «Война и мир» (из жизни князей и графьев; у Пьера Безухова на наши деньги чертова туча миллиардов), «Анна Каренина» (опять про ихние амуры и адюльтеры), не говоря уж про «Воскресение», «Хаджи-Мурата» и «Николая Палкина». Да и что ж бедному государю оставалось, если всю дорогу ему подсовывали барские вычуры: то Пушкин «Евгения Онегина» читал, то Гоголь — «Мертвые души». Это русофобка Смирнова-Россет коварно выдумала, что император считал автором поэмы о похождениях далекого от народа, нетипичного и (вот они черные мифы-то!) жуликоватого Чичикова не Гоголя, а графа Соллогуба. Не зря с этой клеветницей приятельствовал Тютчев. Который про особенную стать пагубный стишок сочинил.

Нет, нет и еще раз нет! Мы такие же, как все. Только лучше. Врут, что Великая французская революция произошла в России. Это Великая Октябрьская произошла во Франции. И загадочная душа вовсе не русская, а немецкая. А у нас все в порядке. Было, есть и будет. Одна напасть — мифы. Да привычка «выносить внутренние разборки историков на суд общественного мнения». Что ведет к «запудриванию», то есть «промыванию» мозгов. Выгодному тем, кто «парализует нашу волю», дабы «притеснять Россию экономически и политически». А в остальном — как у всех. Только лучше.

Все животные равны, но некоторые равнее. Перемножив двойки, получаем то, что нам — а не хитромудрым супостатам! — требуется. Когда — пять, когда — минус восемнадцать, а когда и четыре. Слышите: четыре!!! И совершенно неважно, если только что было предложено считать, что трижды три — корень из минус единицы или стеариновая свечка. Сомневаться в этом великолепном результате могут только любители изобретать одиннадцатую версию «черт знает какого Лжедмитрия» и различать в гремучей смеси прагматизма, наигранной истерики и кавээнщины фактические ошибки и перепетые на попсовый лад давно известные мифы. (Интеллектуальные конструкции тож.) Не перевелись еще аспиды, читавшие и Розанова, и Солоневича, и прутковский «Проект о введении единомыслия в России». (И — смешно сказать — Пушкина, Некрасова, Островского, Толстого, Чехова, Булгакова и проч. в «натуральном» виде, а не в специальной транскрипции.) А что одни цитаты с кровью из контекста вырваны, а другие раскавычены и без ссылок оставлены, так это ж норма. Постмодернизм, понимаешь. Всемирный процесс. От Гренландии до Зимбабве. Не отставать же. А то ведь заголосят глумливые недруги, что у русских особенная стать. Что у них министром культуры может быть человек культуры. Стыда не оберемся.

Можно, конечно, предположить, что «мифобор/твор/ческие» опусы Владимира Мединского, схожие интеллектуальным блеском и подворотным слогом с бестселлерами и перфомансами Фоменко со товарищи, Веллера, Задорнова, Соловьева (Владимира, но не того), Леонтьева (тоже не того — Михаила) и прочих властителей нашего развеселого бездумья, к его новой должности не имеют отношения. В принципе можно. Но живем мы не в «принципе» и не в фантастическом романе, а в России, в 2012 году. И потому в способность Мединского налаживать работу библиотек и театров, музеев и консерваторий, киностудий и художественных школ верится так же, как в государственную мудрость свежеиспеченного уральского полпреда. И месседж в этих назначениях слышится один.

Основным материалом мне послужила брошюра Мединского «Об «особом пути» и загадочной русской душе», входящая в авторскую серию «Мифы о России» (М., «ОЛМА Медиа Групп»). С равным успехом могли быть использованы иные серийные и внесерийные сочинения новоиспеченного министра. В том числе исторический боевик «Стена», снабженный сахарно-медовым предисловием Виктора Ерофеева. Было бы логично, если б автор «Мифов о России» назначил автора «Русской красавицы» своим первым заместителем.

http://mn.ru/oped/20120523/318657420.html

Интересная история с культурой

Владимир Мединский стал министром

Министром культуры в правительстве Дмитрия Медведева стал Владимир Мединский, в прошлом крупный пиарщик и функционер «Единой России», а также автор популярного исторического нон-фикшн. Ведомство вчера получило не только нового министра, но и дополнительную сферу ответственности — развитие туризма.

Газета «Коммерсантъ», №90 (4875), 22.05.2012

О том, что министр культуры поменяется, стало известно еще в конце 2011 года, когда занимавший эту должность Александр Авдеев заявил, что в силу возраста в любом случае покинет свой пост. Среди его возможных преемников назывались пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова, директор концерна «Мосфильм» Карен Шахназаров, два заместителя Александра Авдеева — Екатерина Чуковская и Константин Черепенников, бывший замминистра, впоследствии руководитель правительственного департамента культуры и образования Денис Молчанов, бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга Алла Манилова, руководители всех трех федеральных телеканалов — Константин Эрнст, Владимир Кулистиков и Олег Добродеев.

Имя Владимира Мединского как возможного претендента на министерский пост не называл никто, и это одно из самых сенсационных вчерашних назначений.

Господин Мединский состоит в партии «Единая Россия» и ранее был ее активным функционером, руководил московским избирательным штабом, возглавлял партийный ЦИК, в ноябре 2011 года занимал пост председателя думского комитета по культуре (это его единственная должность, имеющая отношение к новой сфере деятельности). По сравнению со всеми предыдущими министрами он очень молод: Владимиру Мединскому 41 год, в этом возрасте те, кто занимал министерский кабинет до него, находились, как правило, на куда более низких бюрократических должностях. Кроме того, он входил в состав президентской комиссии по противодействию фальсификации истории в ущерб интересам России и является членом правления фонда «Русский мир».

Отдельного упоминания заслуживает карьера господина Мединского в пиаре. В 1992 году, только что окончив МГИМО, вместе с несколькими соучениками основал одно из первых российских пиар-агентств «Корпорация «Я»». В числе сооснователей были, в частности, Сергей Михайлов, Дмитрий Сокур и Дмитрий Коробков, впоследствии ставшие заметными фигурами на рынке связей с общественностью. В 2010 году в общественной приемной Владимира Мединского провели обыск сотрудники отдела по налоговым преступлениям УВД ЦАО. Поводом для них стали налоговые претензии к группе «Корпорация «Я»», в которой нынешний министр уже не работал, но ранее указывал в декларации о доходах владение акциями компании. Впрочем, на момент обыска основным акционером оказался его отец Ростислав Мединский. С 2006 по 2008 год господин Мединский занимал пост президента Российской ассоциации по связям с общественностью.

Впрочем, Владимир Мединский более всего известен как писатель. Его авторству принадлежит серия книг, объединенных под названием «Мифы о России», отдельные тома которой называются «О русском пьянстве, лени и жестокости», «О русской демократии, грязи и «тюрьме народов»», «О русском воровстве, особом пути и долготерпении». Это очень высокотиражный нон-фикшн, имеющий своей целью, как следует уже из названий, положительный пиар российской истории, попытку избавить ее от того, что, по мнению господина Мединского, является ложными стереотипами по отношению к ней. Эти работы не только хорошо продаются и лежат на самых видных местах в книжных магазинах, но и получают положительные отзывы от «государственников», к примеру Ильи Глазунова и Михаила Леонтьева. Благодаря им же новость о назначении господина Мединского вызвала резко негативную реакцию в социальных сетях — другие вчерашние кадровые решения на этом фоне, можно сказать, почти и не обсуждались.

Сотрудников Министерства культуры известие о том, кто станет их новым руководителем, удивило не меньше, чем всех остальных. От официальных комментариев в Минкульте вчера отказались, а неофициально отметили, что «Владимир Мединский — самый молодой министр культуры, и все рады тому, что во главе ведомства встанет активный человек».

В ведении «активного человека» теперь окажется непростое хозяйство. Министерство культуры за время, что им руководил Александр Авдеев, активно развивало законотворческую деятельность, много строило и реконструировало, но почти потеряло влияние в сфере кинематографа. Новому министру придется одновременно и заниматься новым базовым законом о культуре, который с большим трудом готовился предыдущие несколько лет, и продолжать принятую при господине Авдееве концепцию развития циркового искусства, которое должно к 2020 году обеспечивать себя почти самостоятельно. Помимо этого ему предстоит разобраться с незавершенным проектом реконструкции Мариинского театра, а также с масштабным проектом реконструкции Пушкинского музея и обещанной постройкой нового здания Государственного центра современного искусства на Бауманской. Новому министру предстоит наладить работу с Фондом поддержки кинематографа, который в этом году получил 3,8 млрд руб. на поддержку отечественных фильмов, тогда как Минкультуры на те же цели получило лишь 1,5 млрд руб. Монополия фонда на патриотические фильмы, скорее всего, не понравится министру, который, кажется, обладает совершенно определенными представлениями о том, каким должно быть национальное искусство. И это не говоря об огромной региональной культурной инфраструктуре, существующей во многом только благодаря министерству, но нуждающейся в дополнительной поддержке и развитии, многочисленных фестивалях, проводящихся по всей стране и за рубежом под эгидой ведомства, и многом другом. В день своего назначения Владимир Мединский получил еще одну существенную прибавку к сфере ответственности ведомства. Указом Владимира Путина Министерству культуры передаются «функции по координации деятельности по реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в РФ», при этом не подтвердились упорные слухи о воссоединении Минкультуры с Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, которое до 2008 года ему подчинялось.

Юрий Яроцкий, Мария Семендяева

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1939635

Медийный Мединский

22 мая 2012 Марина Иванова

Деятельность нового министра культуры обещает быть громкой, а министерство рискует стать «местом для дискуссий»

Назначение Владимира Мединского руководителем российской культуры вызвало бурю откликов в среде ученых, журналистов и людей искусства. Аудитория «Известий», согласно проводимому опросу, считает Мединского самым неожиданным министром в новом кабинете.

— Серым его пребывание на посту министра не будет, — уверен руководитель Центра истории религии и Церкви Института российской истории РАН Владимир Лавров. — Хорошо, что министром культуры назначен незаурядный писатель, историк и политолог, который будет выделяться из скучной череды чиновников-министров.

Писатель и телеведущий Дмитрий Глуховский считает, что с назначением Мединского «Министерство культуры превратится в Министерство культуры и пропаганды».

— Мединский — из тех министров, что при слове «культура» хватаются за пистолет, — резюмирует г-н Глуховский.

Наследник Мединского на посту главы думского комитета по культуре, режиссер Станислав Говорухин называет назначение удачным:

— Я мало с ним знаком, но он очень интересный человек — образованный, интеллектуальный. Что очень важно, он из сферы искусства.

Председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда предвидит позитивные отношения между Минкультом и РПЦ:

— Зная Мединского как человека, укоренного в ценностях русской культуры, а также исходя из опыта личного общения я надеюсь на положительные изменения в сфере культуры и на продолжение соработничества министерства с Русской православной церковью.

Владимир Ростиславович Мединский — уроженец украинского города Смела. Окончил МГИМО, где преподает с 1994 года. Автор бестселлеров в жанре исторической книги — серии «Мифы о России» и прошлогодней сенсации «Война. Мифы СССР. 1939–1945». В 2012 году дебютировал в сфере художественной прозы, написав к юбилею победы над польскими интервентами роман «Стена».

Мединский является членом партии «Единая Россия» с момента ее основания. С 2003 по 2011 год работал депутатом Госдумы, в том числе один, последний месяц — в должности руководителя комитета по культуре. На парламентских выборах в декабре 2011 года Мединский по неизвестной причине баллотировался от Курганской области (первый раз Курган он посетил в октябре прошлого года), но не прошел: «Единая Россия» набрала в регионе 44,41%, и, как заявил Мединский, до победы ему не хватило 8 тыс. голосов.

В конце 2011-го — начале 2012 года министр написал несколько колонок для газеты «Известия», в одной из которых предложил свою комплексную политическую реформу, которая, по мнению колумниста, могла бы предотвратить раскол в российском обществе.

Наиболее медийной была деятельность г-на Мединского в качестве члена комиссии при президенте Российской Федерации по противодействию фальсификации истории. В частности, он пропагандировал идею унификации школьных программ:

— Для каждого школьного возраста должен быть единый учебник по истории, дающий единое представление о том, кто такие Александр Невский, Дмитрий Донской, Михаил Кутузов. Нельзя в голове пятиклассника порождать плюрализм.

Владимир Мединский — активный сторонник захоронения тела своего тезки, г-на Ульянова-Ленина, а потому — злейший враг коммунистов. Хотя взгляды г-на Мединского в области советской истории, и в частности в оценке личности Сталина, сторонникам КПРФ весьма бы понравились.

Среди самых цитируемых высказываний вновь назначенного министра — фраза о том, что «Сталин знал толк в идеологии и промывании мозгов. Сейчас все пущено на самотек, и КПД, естественно, ниже плинтуса».

Докторская диссертация Мединского после его назначения стала, пожалуй, самым обсуждаемым научным трудом в России. Труд под заголовком «Проблемы объективности в освещении российской истории второй половины XV–XVII вв.» был защищен 27 июня 2011 года на ученом совете Российского государственного социального университета.

Вскоре в СМИ и блогах распространились сомнения представителей научного сообщества в методологии научного труда и в чистоплотности его автора. Научно-публицистический журнал «Актуальная история» опубликовал результаты анализа автореферата на предмет возможного плагиата. В таблице совпадений приводятся абзацы, целиком или почти целиком повторяющие труды предшественников Мединского.

Сам диссертант заявил, что писал диссертацию честно, а в автореферате неизбежно наличие шаблонных фраз.

Владимир Мединский не скрывает своих симпатий к Никите Михалкову. В период критики Михалкова как обладателя проблескового маячка и неудачного проката «Утомленных солнцем-2» Мединский призывал в обязательном порядке организовать показы картины для школьников.

Поэтому назначение Мединского вызвало многочисленные разговоры о лоббировании его г-ном Михалковым и грядущих изменениях в структуре финансирования российского кинематографа.

Однако в ответ на вопрос «Известий», имеют ли эти ожидания какое-либо отношение к действительности, исполнительный директор Фонда кино Сергей Толстиков ответил: «ни малейшего». «Бредом» назвали их и другие находящиеся сейчас на Каннском фестивале видные российские кинематографисты.

Напомним, что в результате реформ в кино, одним из инициаторов которых был Никита Михалков, распределением львиной доли средств на кинематограф занимается не Минкульт, а Фонд кино. На долю Министерства приходится лишь финансирование документальных и анимационных лент, а также нескольких полнометражных проектов на социально значимые темы, совокупный объем финансирования которых не превышает $4 млн.

Судя по первым высказываниям Владимира Мединского на министерском посту, у него обширные планы по «выводу культуры в приоритетную область». Культуру Мединский определяет как «стержень народного суверенитета».

Назначение г-на Мединского свидетельствует об усилении проводимого руководством страны курса на патриотизм. Убеждения министра отвечают распространенным во властных кругах взглядам на культуру как инструмент патриотического воспитания и идеологического давления. В частности, с большой вероятностью можно предположить, что победа в Великой Отечественной войне и других битвах будет позиционироваться как главный стержень национального самосознания.

http://www.izvestia.ru/news/525141

«Трэш-писатель, мракобес, абсолютный фрик — это может быть и преимуществом»

Олег Кашин о назначении Владимира Мединского

«Это классно, это круто, это обнадеживает, что возрождение начинается», — написал сатирик Михаил Задорнов в «твиттере» новому министру культуры Владимиру Мединскому. Спецкор «Коммерсанта» ОЛЕГ КАШИН тоже считает, что поводов возмущаться этим назначением нет.

«Коммерсантъ-Online», 21.05.2012 // 22:37

На месте Владимира Мединского я бы издал отдельной толстой книгой сборник откликов на его назначение — статьи в газетах, колонки в онлайн-изданиях, посты и твиты в социальных сетях; может быть, Мединский оказался вообще самым комментируемым министром (не культуры, а вообще) за все время, и по резонансности своего назначения может конкурировать только со знаменитым полпредом Холманским. Но если бы сборник откликов на назначение Мединского действительно был издан, то, думаю, и сам Мединский не рискнул бы назвать такой сборник захватывающим — на каждой странице в нем было бы одно и то же: написал много глупых книг, его диссертацию называют плагиатом, самого Мединского мракобесом, цитируют его слова о Сталине, при котором было лучше, чем сейчас, — ну, в общем, понятная картина. Кто-то сравнил Мединского с Дмитрием Табачником, украинским министром образования, над которым тоже принято смеяться и который традиционно поставляет местным СМИ, если пользоваться интернет-терминологией, «лулзы». По поводу Мединского, кажется, ни у кого нет сомнений, что главным правительственным поставщиком лулзов теперь будет он.

В медведевском правительстве много новых лиц, но всем им еще предстоит выстраивать свои отношения с внешним миром — мы еще не знаем, кто займет в общественном сознании места непопулярных Андрея Фурсенко или Татьяны Голиковой, и можем только гадать, перейдет ли в наследство Максиму Соколову репутация Игоря Левитина, или получится ли из Владимира Пучкова новый Сергей Шойгу. Только про Мединского уже все понятно, и мне даже неловко давать сейчас ссылку на свою трехлетней давности заметкуо нем — Глеб Павловский три года назад сравнивал Мединского с дореволюционным трэш-писателем Иваном Прыжовым, книготорговец Борис Куприянов называл Мединского снобом, а нашист Борис Якеменко — непрофессионалом. Тогда это звучало неестественно резко, а теперь стало общим местом, и, мне кажется, самое время попробовать поискать в Мединском что-нибудь хорошее.

Это не так трудно, как может показаться. Хорошее в Мединском — именно то, что почему-то считается плохим. Трэш-писатель, мракобес, абсолютный фрик по меркам современного политического класса, — на фоне «всех остальных» это может быть и преимуществом. Нельзя сказать, что таких людей в публичной политике кроме него нет, их у нас достаточно, только существовали они до сих пор в специально отведенных местах, кочевали из ток-шоу в ток-шоу. «Сегодня у нас в гостях снова Олег Митволь и Александр Проханов!», — и вот где-то между Митволем и Прохановым все эти годы существовал и Владимир Мединский, но только у него, у статусного единоросса (при Лужкове вообще возглавлял исполком московской организации «Единой России») не было никаких других резонов для публичной активности, кроме собственного тщеславия. Он писал книги, завешивал всю Москву их рекламой, снимал патриотические сериалы для ТВЦ и воевал с Юлией Латыниной не для того, чтобы когда-нибудь стать министром, а просто потому, что хотел быть знаменитым, быть властителем умов, быть, как это называется, «публичным интеллектуалом». В своем «твиттере» он любовно цитировал восхищенные отзывы поклонников о нем самом, о его книгах, о его интеллекте, о его полемическом таланте, — и это совсем не поведение хитрого карьериста. А если и были у него какие-нибудь засекреченные карьерные амбиции, вряд ли они подразумевали должность министра культуры даже как промежуточный этап.

Но он стал министром культуры, занял место Александра Авдеева, который, между прочим, когда-то тоже человеком из ниоткуда проник на эту министерскую должность, почему-то не вызвав такого количества негодующих отзывов. Министерство, в котором нельзя ничего развалить — стоит ли оно того, чтобы расстраиваться по поводу прихода в него автора книжной серии «Мифы о России»? Как известно, это даже не прачечная.

Справочно:

Фрик (англ. freak — урод) — человек, отличающийся ярким, необычным, экстравагантным внешним видом и вызывающим (зачастую эпатажным) поведением, а также обладающий неординарным мировоззрением, которое является результатом отказа от социальных стереотипов

Авторские страницы

Олег Кашин

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1939994

«Если говорить о сенсации, то это Мединский на посту министра культуры»

«Коммерсантъ FM», 21.05.2012 // 15:10

Президент Владимир Путин огласил состав нового правительства. Свои посты сохранили Игорь Шувалов, Александр Хлопонин, Дмитрий Рогозин, Дмитрий Козак, Виталий Мутко, Игорь Лавров. Правительство покинули Рашид Нургалиев, Татьяна Голикова, Андрей Фурсенко. Состав нового кабмина политолог Андрей Пионтковский обсудил с ведущим Андреем Норкиным.

–– Как вам этот состав?

–– Вы знаете, столько утечек было последнее время, что, в общем, именно к этому составу были готовы. Присутствие Дворковича как раз то исключение, которое подтверждает правило. Разве можно серьезно представить Дворковича, руководящего министерством. Это, безусловно, путинский план, поэтому Путин был совершенно прав, когда он своему партнеру Обаме сказал, что он не может поехать на саммит, потому что занят формированием кабинета.

–– Вы хотите сказать, что он его и формировал на самом деле?

–– Естественно.

–– У меня тогда вопрос по Рашиду Нургалиеву и Владимиру Колокольцеву. Эта замена вроде бы не предсказывалась?

–– Нет. Просто количество скандалов в полицейском ведомстве уже зашкаливало. И вот последнее награждение орденом Нургалиева было таким классическим предпенсионным. Если говорить о сенсации, то это, конечно, Мединский. Не случайно это идет первым планом в шапках новостей многих агентств.

–– Почему?

–– Мединский может быть каким-нибудь министром пропаганды такого гебельского плана. Вот это, по-моему, можно сравнить только с назначением вот господина из Нижнего Тагила полпредом на Урале.

http://www.kommersant.ru/Doc/1939580

 

 

«Это назначение — полное незнание, что происходит в нашей культуре»

«Коммерсантъ FM», 21.05.2012 // 16:37

Новым министром культуры назначен Владимир Мединский. На этом посту он сменил Александра Авдеева. Актриса Лия Ахеджакова поделилась своим мнением о новом главе Министерства культуры с ведущей Маргаритой Полянской.

— Как вы видите Владимира Мединского на посту министра?

— Я очень маленький винтик в этой огромной сфере нашей культуры, от меня ничего не зависит. Но одно могу сказать, как очень маленькая часть этого всего, у нас есть потрясающие, глубоко знающие проблемы нашей культуры люди, которые погружены в это и знают, что делать.

Среди них есть высоко порядочные, есть не очень порядочные, но очень знающие люди. И это назначение — это полное незнание, что происходит в нашей культуре, полное незнание, абсолютное непонимание проблемы. У меня есть только медийный образ товарища Мединского, только медийный, я могу судить только по тому, что я его много-много раз видела в каких-то дебатах, барьерах.

— И какой у вас образ сложился господина Мединского?

— У меня сложился образ человека, которого если назначать, то куда-то в силовики.

— Смотрите, раньше среди кандидатов называли и Олега Добродеева, и Карена Шахназарова. Ваше мнение, почему все-таки они не были назначены?

— Я про них не знаю. У меня есть много знакомых, хорошо знаемых мною людей, которые… Да я даже вам сейчас пример просто приведу самый первый попавшийся — это в дебатах с Никитой Сергеевичем Михалковым была сестра Прохорова.

— Она могла бы стать новым министром культуры?

— Она была бы гениальным министром культуры, она погружена в наши очень сложные проблемы, при полном отсутствии финансирования. Более того, она знает эту сферу, она знает этих людей, она на своей шкуре знает, что такое беды нашей культуры. Но назначить человека свежего, с мороза, я бы так сказала… Может, он и достаточно человек образованный, я не знаю, но это никакого не имеет отношения к проблемам нашей культуры. А человек пятнадцать можно бы назвать тех, кто погружен в это, кто знает и кто способен этим заниматься. Это такое же опасное назначение, как этого, с вагоностроительного завода, который хотел мужиков пригнать. Теперь он будет отвечать за весь Урал, а Урал я хорошо знаю. Я знаю, я там много раз бывала, это так страшно, что даже и не обсуждаемо.

— Но все-таки, если возвращаться к новому правительству, ушли Нургалиев, Голикова и Фурсенко…

— Куда они ушли?

— Все, их больше нет в новом кабинете министров.

— Но это не значит, что этого достаточно, там много кого не должно быть.

— Например?

— Много. Да ладно, что я сейчас буду… Не мое это дело.

— Но все-таки на ваш взгляд, кого бы стоило убрать из нового правительства, из тех, кто сейчас остался там?

— Я не знаю, но мне кажется, почти всех.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1939609

Секретарь Союза писателей возлагает на Мединского большие надежды

МОСКВА, 22 мая — РИА Новости. Геннадий Иванов, секретарь Союза писателей России, в котором состоит новый министр культуры РФ Владимир Мединский, самым главным качеством главы Минкультуры назвал патриотизм, а на второе место поставил образованность.

Новым министром культуры РФ стал закончивший МГИМО доктор политических и исторических наук Владимир Мединский, автор книг-исторических исследований «О русском пьянстве, лени и жестокости» и «Об «особом пути» и загадочной русской душе».

Многие деятели культуры выразили недоумение, а некоторые даже озабоченность в связи с назначением на этот пост человека, не известного в широких культурных кругах. Его коллеги по работе в Госдуме, напротив, не сомневаются, что Мединский справится с возложенными на него обязанностями и ускорит принятие важных законопроектов в области культуры.

«Мне кажется, что он — человек широких взглядов, знающий историк. Единственное, с чем я могу не согласиться в его взглядах — он считает, что классическая литература XIX века подпортила нам историю и народ тем, что много критиковала. По мнению Мединского, критический реализм был во вред России», — рассказал РИА Новости Иванов.

Он признался, что возлагает большие надежды на нового министра и считает его, безусловно, достойным этого поста. В частности, Иванов посетовал на «засилье попсы в России» и «нехватку традиционной культуры» и выразил надежду, что Мединский «сможет перевернуть эту ситуацию».

«Самое главное качество Мединского, если брать по иерархии его взглядов, это патриотизм. На второе место я бы поставил широкую образованность во всем: в культуре, искусстве, истории. Он выдержанный по характеру человек, не импульсивный, не зловредный, что тоже очень важно», — отметил собеседник агентства.

По словам Иванова, очень «большой круг людей в Союзе писателей России поддерживал Мединского и говорил самые добрые слова о его книгах». В том числе — Александр Проханов.

Владимир Мединский — историк, политолог, публицист, профессор МГИМО, имеет ученые степени доктора политических и исторических наук.

Был депутатом Госдумы четвертого и пятого созывов (2003-2011). В ноябре прошлого года он на месяц возглавил думский комитет по культуре, прежний руководитель которого Григорий Ивлиев перешел на работу в Минкультуры в должности замминистра. Ранее Мединский работал в комитете по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

В 2010-2012 годах состоял в Комиссии при президенте РФ по противодействию фальсификации истории. В прошлом году указом президента РФ введен в состав правления фонда «Русский мир», основными задачами которого являются популяризация русского языка и культуры, а также поддержка программ изучения русского языка в различных странах мира.

Член Cоюза писателей России. Автор серии книг «Мифы о России». Книга Мединского «Война. 1939-45» — самая продаваемая книга категории нон-фикшн 2011 года. В феврале этого года вышел первый роман Мединского «Стена».

http://www.ria.ru/culture/20120522/655356477.html

Хочешь жить — умей рубиться

Московский Комсомолец № 25945 от 23 мая 2012 г.

Заметки о романе Владимира Мединского «Стена»

Каждый пишет, как он дышит, по великим словам Окуджавы. А поскольку новый министр культуры — человек пишущий, у нас есть возможность подсмотреть, как он дышит. И если «Мифы о России» скорее публицистика, то «Стена» считается «художкой». Так ли это? Читаем роман «Стена», автор — Владимир Мединский. Тираж 25 000 экз., дата выхода — февраль 2012-го.

Речь пойдет о преданьях старины глубокой. Русская смута XVII века, польская интервенция и осада Смоленска. Авантюрный роман написан лихо и динамично, с приключениями, тайнами, преступлениями и любовными сюжетами. Стиль — «просто о сложном», книга не обладает интеллигентскими заморочками и не будет заставлять читательский мозг скручиваться в трубочку. Это для простого народа, для пипла. История русской смуты в пересказе для людей.

Главный герой Григорий Колдырев — толмач Посольского приказа. Его отправляют сопровождать англичанина в торговой поездке по продаже за границей русской пушнины. В этом путешествии он и столкнется с тайной волшебного корабля, который разыскивает англичанин. Корабль, оказывается, гниет себе под Смоленском. Кроме того, в руки Григорию попадает план осады Смоленска — польский король Сигизмунд III собрался войной на Русь. Задача Григория — предупредить Смоленск, спасти город и узнать тайну корабля…

Автор сделал все, чтобы заинтересовать читателя историей. И действительно, роман нашпигован любопытными историческими деталями, которые узнать никому не вредно. К примеру, чем ведал Разбойничий приказ (расследованием уголовных дел) или как было дело с немецким долгостроем — Кельнским собором, который в незаконченном виде простоял 400 лет, и торчащая из него стрела подъемного крана сама по себе стала достопримечательностью. «По легенде, Кельн будет жить и процветать, пока собор не будет достроен».

За знание истории — поклон, ничего не скажешь. Впрочем, автор, проводя подобный ликбез, местами впадает в крайность. Скажем, пояснения, что стряпчий — не тот, кто стряпает, а тот, кто приближен к царю. Эти вещи изучают в пятом классе. Будем надеяться, эта склонность Владимира Ростиславовича ко всеобщей ликвидации безграмотности не приведет к тому, что культура в стране пойдет по пути примитивизации.

Сильная сторона романа — сюжет. С каждым поворотом становится все интереснее. А провальная сторона — речь. Как в диалогах передать дух времени семнадцатого века? Автору пришлось просто сделать язык всех персонажей деревенским. Но полностью это не удалось. Просторечные «али», «тем паче», «коли», «особливо» стоят рядом с совершенно современными «за норму», «уникальное свойство» и пр. Не говоря уж о цитатах, к примеру, из фильма «Три мушкетера» и современных поговорках: «хочешь жить — умей рубиться», «одно другому не мешает» и пр. Короче, «паки-паки, иже херувимы».

Но такую уж задачу поставил себе автор — максимально приблизить историческую реальность к нашим дням, чтобы было поинтереснее. Поэтому в самом начале Колдырев подерется в Кельне с толпой геев. «На Руси такого безобразия уж точно никогда не будет», — подумал Григорий. На секунду представил себе, как по улицам Москвы неприкрыто, не таясь, идут парадом сотни напомаженных, нарумяненных мужчин в женских платьях, и прыснул в кулак. Нет, милостивые государи, такое возможно только в ошалевшей Европе, но уж никак не дома…»

Значит ли это, что наш новый министр культуры гомофоб? Конечно, нет. Но что-то сей эпизод все-таки значит… Без нужды человек касается гомосексуальной темы в трех случаях: или он за, или он против, или ему хочется посмеяться. Какой из трех вариантов — ощутим уже скоро. По культурной политике в стране.

Другая явная аллюзия — Иван Грозный и Иосиф Сталин. Имя вождя народов не упомянуто, но история о том, как отец Григория служил при царе, а потом попал в жестокую опалу и, с минуты на минуту ожидая ареста, должен был в страхе бежать, как будто специально отправляет нас в 1937 год.

Словом, в чистом виде историческим роман Владимира Мединского назвать сложно. Это скорее образовательная игра с историей, дающая возможность порассуждать на злободневные темы. Выискивать позиции автора в художественном романе — дело пустое, за исключением одной. Той, что посвящена и публицистика Мединского: Россия — страна особая, которой надо гордиться и о которой бродит по свету множество лживых мифов. Его герой Колдырев — первый пример развенчания мифов: о том, что «московиты носят бороды до пояса, а на головах меховые шапки высотой с печную трубу», что они пьют, ленятся, необразованны… А Григорий ловкий, красивый, знает несколько языков, скор на реакцию — ну просто загляденье. Ждать ли нам министра-русофила? Время покажет.

Ясно одно: этому автору его идеология очень мешает. Из-под нее выглядывает явный талант, пока нераскрытый. Но стоит поднажать… «Перед ним лежал усатый десятник из веселого дома; в остекленевших глазах блестели две маленькие луны». «Рассвет обвел розовым зубцы крепостных башен, затем окрасил золотистой краской стены…» Увидим ли когда-нибудь Владимира Мединского, занимающегося искусством ради искусства, а не ради идеологии? Занимающегося культурой ради культуры, а не ради патриотизма? Зависит от него самого.

* * *

Известные писатели прокомментировали «МК» новое назначение.

Юрий ПОЛЯКОВ, писатель, главред «Литературной газеты»: «Литературная газета» с Владимиром Мединским сотрудничает давно: мы рецензируем его книги, делаем с ним интервью. Мне лично близок его этакий просвещенный патриотизм. Не патриотизм человека, который ничего не знает и поэтому патриот. А патриотизм человека, который образован, много знает о своей стране. И назначение на эту должность патриота я считаю очень важным. Знаете, есть такое выражение про женщин — «слаба на передок». Вот проблема наших бывших министров была в том, что они были слабы на патриотизм«.

Дмитрий БЫКОВ, поэт, прозаик, автор цикла «Гражданин поэт»: «Писателем он стал недавно — цикл „Мифы о России“ я не могу назвать литературой, это публицистика не очень высокого качества. Но он написал роман „Стена“ и с тех пор стал писателем. Да, это приятно, что у нас министр культуры писатель. Но если он будет хорошим писателем, то он недолго пробудет министром, потому что талант с сегодняшним стилем и направлением несовместим. А если он будет хорошим министром, боюсь, „Стена“ станет его последним романом. Гумилев однажды сказал, что самые умные люди на свете — поэты: чтобы выискать среди миллионов слов самое гармоничное, нужно иметь министерскую голову. Я бы сказал, что лучше бы назначили поэта, чем прозаика, — поэт больше имеет дело с гармонией. И у нас есть много хороших поэтов, в которых дремлют министерские силы. Что касается творчества Мединского, то в нем я все время чувствую раздвоение авторской личности. Одна личность картонным голосом повторяет, что любая критика России является русофобией, и навязывает положительный образ страны, который к моей родине не имеет никакого отношения. Это личность чиновника. Второй Мединский — профессор МГИМО, который чувствует историю страны, ее стихию и все про себя понимает. Это Мединский настоящий. И иногда это лицо высовывается из-за маски и внушает серьезные надежды. Но если настоящему Мединскому будет трудно в существующей системе, он станет министром в следующем составе правительства, которое — хочу его обрадовать — появится уже совсем скоро».

материал: Вера Копылова

http://www.mk.ru/culture/article/2012/05/22/706414-hochesh-zhit-umey-rubitsya.html

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: