RSS

Как нам…модернизировать культуру

Выступление Председателя Госдумы Сергея Нарышкина на заседании Совета по культуре 14 июня 2012 года

«Добрый день уважаемые коллеги!

Прежде всего хотел бы вас поблагодарить за согласие войти в Совет по культуре – первый специализированный Совет при Председателе, сформированный в Госдуме шестого созыва. Предлагая создать такой Совет, я исходил из целого ряда соображений.

Во-первых, именно парламент – как представительный орган – может стать самой широкой площадкой для обсуждения и инициатором формирования новой культурной политики. Депутаты Государственной Думы, являясь членами разных партий и парламентских фракций, представляют интересы и взгляды различных общественных групп и слоев в наш, прямо скажем, непростой этап развития общества. И крайне ощущаются требования найти объединяющие ценности. Таковыми, я уверен, прежде всего должны стать ценности культуры.

Во-вторых, я бы хотел, чтобы мы наконец перешли от констатации проблем, существующих в культуре, к поиску путей их решения. Наш Совет мог бы обеспечить прямой и предметный разговор между деятелями культуры и представителями органов власти. Заинтересованность в таком разговоре еще раз была подтверждена на заседании «круглого стола», который мы проводили в начале мая в музее-панораме «Бородинская битва». Многие из вас в нем участвовали и предложили ряд идей по формированию новой культурной политики. Я рассчитываю, что эти идеи найдут свое развитие и в работе Совета по культуре.

Третье. Вы знаете, любые дискуссии о культуре чаще всего завершаются выводом: необходимо дать больше денег, существенно увеличить финансирование. Между тем, решит ли это массу других вопросов, которые сегодня достаточно остро обозначены в сфере культуры? Это защита авторских прав, борьба с их незаконным использованием, засилье контрафактной и поддельной продукции, а также ряд других вопросов, которые напрямую не связаны с бюджетным финансированием.

В частности, на недавних парламентских слушаниях о развитии отечественного кинематографа говорилось о неразвитости этого рынка, о существующих проблемах и недостатках нашего кинопроката, о несовершенстве налоговой политики и многом-многом другом, что напрямую затрагивает законотворческую деятельность.

Между тем, это вопросы не только к Государственной Думе, но и к Министерству культуры. Полагаю, нам надо вводить практику ежегодных докладов о состоянии культуры, представляемых Министром как парламенту, так и всему обществу. Граждане имеют право знать, как развивается эта сфера, каким образом государство расставляет здесь приоритеты, как и насколько эффективно используются немалые бюджетные средства.

Четвёртое. В конце мая на пленарном заседании Госдумы я предложил сформировать национальную программу модернизации отечественной культуры. Считаю, что необходимость в этом вполне очевидна. При этом у нас нет современного закона о культуре, а его концептуальные рамки нуждаются как в широком общественном, так и в экспертном обсуждении.

Полагаю правильным уже с первых месяцев работы обновлённого состава Министерства культуры начать такое обсуждение проекта Программы модернизации культуры. Она может стать как базовой повесткой нашего взаимодействия, так и составной частью будущего закона о культуре. В качестве основы национальной программы необходимо положить системный подход и современные проектные технологии.

Наконец, пятое. Нельзя забывать, что культура – это не только наше прошлое, но и будущее. Восхищение русской литературой, классическим балетом связано с тем, что они всегда были и остаются современными. Однако культура не может жить «на проценты» от своих предшественников. А для этого она всегда должна быть актуальной и востребованной, в том числе – нашей молодёжью. От степени современности культуры зависит, будет ли она восприниматься молодыми зрителями, слушателями, читателями как часть повседневной жизни или же как нечто ненужное, отсталое и даже чуждое.

И наконец, труд всех, кто посвятил свою жизнь культуре должен быть престижным в обществе. Этот вопрос связан и с уровнем зарплаты, пенсий, с эффективностью нынешней системы премий и грантов. Но чем раньше мы начнем обсуждать такие вопросы, тем скорее будет достигнут результат.

Полагаю, что свою роль может и должна сыграть парламентская премия в области культуры. Обсуждение кандидатов на такую премию и принятие решения должно стать частью работы нашего Совета.

Уважаемые коллеги! Я пока не затрагиваю планы работы Совета. Хотел бы, чтобы они созрели в ходе обсуждения. Мы проанализируем предложения, которые прозвучат, и исходя из этого определим повестку работы Совета до конца года».

14 июня 2012 года

http://www.duma.gov.ru/news/274/165221/

Программа модернизации культуры может быть разработана за год

МОСКВА, 14 июн — РИА Новости. Национальная программа модернизации культуры, с инициативой которой выступил председатель Госдумы Сергей Нарышкин, может быть разработана за год, сказал журналистам в четверг его первый заместитель Александр Жуков.

«Можно достаточно быстро подготовить стратегию развития культуры. Думаю, что это можно будет сделать в течение года», — сообщил он. Финансироваться программа будет за счет бюджетных средств, при этом Жуков не исключил развития государственно-частного партнерства, где это возможно — например, в музеях-заповедниках.

«А кино и театр требуют поддержки государства, поскольку сами по себе они не выживут», — сказал первый вице-спикер.

По его словам, «некоторые вещи которые должны приниматься с этой стратегией».

«А именно закон о культуре, потому что старая редакция была принята в 1992 году еще до принятия российской конституции. Это можно было бы сделать в первую очередь», — отметил Жуков.

Кроме того, по его словам, «можно было бы подправить целый ряд законов, которые мешают развитию культуры». В первую очередь это закон о госзакупках, который, резюмировал первый вице-спикер, «все очень плохо приняли».

«Думаю, уже в течение осенней сессии будет принят новый закон о госзакупках, который должен учесть все особенности культурной сферы», — сообщил Жуков.

http://www.ria.ru/culture/20120614/673041425.html

Культуру в России поделят на массовую и фундаментальную

14 июня 2012, 20:02 «Известия»

На первом заседании Совета по культуре участники призвали к скорейшему принятию закона о культуре

В Госдуме состоялось первое заседание Совета по культуре при председателе Госдумы.

Открывая заседание, Сергей Нарышкин сообщил о необходимости разработки современного закона о культуре и программы модернизации культуры, а также предложил ввести практику ежегодных докладов о состоянии культуры, представляемых министром как парламенту, так и обществу. Кроме того, председатель Госдумы предложил учредить парламентскую премию в области культуры.

Председатель комитета по культуре Станислав Говорухин поддержал предложение Нарышкина по созданию базового закона о культуре, отметив, что культура «должна стать безусловным государственным приоритетом».

— Задачи, поставленные перед страной, невыполнимы при нравственно нездоровом обществе. А где нация черпает духовные силы? В литературе, театре, музыке, кинематографе, в своей истории, — сказал кинорежиссер.

Композитор и продюсер Игорь Матвиенкопредложил ввести на российских радиостанциях квоты для отечественных исполнителей.

Специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой отметил, что в новом законе о культуре должны быть реализованы право граждан на свободный доступ к культуре и право на творчество и призвал создать условия для развития творческих индустрий.

Художественный руководитель и главный дирижер Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» Владимир Спиваков акцентировал внимание на точечных проблемах законодательства. В их числе он назвал несовершенство закона о госзакупках.

Заместитель председателя комитета по культуре, кинорежиссер Владимир Бортко призвал разделять высокую культуру и массовую и предложил обратить внимание на телевидение, которое является важнейшим элементом культуры и консолидации страны, и принять закон о высшем совете по нравственности.

Советник президента, директор музея-заповедника «Ясная поляна» Владимир Толстой предложил до принятия нового закона о культуре провести «инвентаризацию» 122-го закона, законов о реформе бюджетных учреждений и о местном самоуправлении, некоторые положения которых препятствуют развитию культуры.

Он поддержал идею разделения культуры на фундаментальную и популярную.

— Массовая культура способна жить в рыночных механизмах, а фундаментальная — нет. Вложения в фундаментальную культуру и высокое искусство большие и долгосрочные. Но результаты за 6–12 лет способны удивить, — сказал Толстой.

Директор Института археологии РАН Николай Макаров отметил, что важно поставить законодательный барьер «черным» грабительским раскопкам, из-за которых уникальные вещи не попадают в музейные фонды и оказываются потеряны для науки.

Тележурналист Николай Сванидзе высказался за усиление роли гуманитарного образования в школе и предложил поддержать толстые литературные журналы.

Первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков отметил, что в программе модернизации культуры достаточное внимание должно быть уделено «материальной части». Речь в частности, идет о сохранении памятников, расширении выставочных площадей музеев, воссоздании сельских клубов и создании многофункциональных киноклубов в малых городах. Источником финансирования, по его словам, должны быть бюджетные средства. Главное — «правильно выбрать направления государственной поддержки».

http://www.izvestia.ru/news/527542

Программа модернизации отрасли может стать частью «Закона о культуре»

МОСКВА, 14 июн — РИА Новости. Программа модернизации культурной политики может стать частью будущего «Закона о культуре», сказал на первом заседании совета по культуре при председателе Госдумы в четверг спикер нижней палаты российского парламента Сергей Нарышкин.

«В конце мая, на пленарном заседании Госдумы, я вышел с инициативой о разработке национальной программы модернизации отечественной культуры. Считаю, необходимость в этом вполне очевидна. При этом у нас нет даже современного закона о культуре, а его концептуальные рамки нуждаются как в широком общественном обсуждении, так и в экспертном обсуждении», — напомнил он.

По словам Нарышкина, необходимо с первых месяцев работы обновленного Минкультуры начать обсуждение проекта модернизации культуры, который может стать составной частью будущего «Закона о культуре», а может стать и базовой повесткой взаимодействия в рамках работы совета по культуре.

http://www.ria.ru/culture/20120614/672962910.html

Нарышкин предложил начать модернизацию культуры в 2013 году

МОСКВА, 23 мая — РИА Новости. Спикер Госдумы Сергей Нарышкин предложил запустить в 2013 году общенациональную стратегическую программу по модернизации культуры, которая должна не только дать новый толчок духовной жизни общества, но и стать одним из стимулов экономического развития.

«Считаю целесообразным обратиться к президенту РФ с предложением уже в этом году обсудить возможные параметры стратегической национальной программы под названием «Модернизация культуры», а в следующем году начать ее выполнение», — сказал Нарышкин, выступая с трибуны Государственной думы в среду.

По его словам, эта программа должна быть новаторской с точки зрения предлагаемых решений и гибкой с точки зрения выбора форм и приоритетов господдержки сферы культуры. По способу своей реализации эта программа должна быть похожа на национальные приоритетные проекты, но должна быть более системной и «многофакторной по своему охвату».

Срок такой программы необходимо дополнительно обсудить, отметил Нарышкин. Программа, по его мнению, может быть рассчитана на три-пять лет, а может быть, и на более длительный срок.

«Начать такой разговор нужно уже сегодня. Это должна быть не традиционная федеральная целевая программа, а в полном смысле общенациональная программа, в которой задействовано все наше общество», — сказал он.

По его словам, Госдума должна взять на себя правовое обеспечение этой программы, в которой должны быть предусмотрены все вопросы — от доступности культурных ценностей в самой далекой глубинке до «эффективной поддержки меценатства и всех тех, кто готов участвовать в создании новой экономической базы отечественной культуры».

Он считает, что создание такой программы назрело.

«Реализация программы по модернизации культуры позволит нам избежать того, что известный философ и гуманист Дмитрий Сергеевич Лихачев называл «остановкой в культурной жизни, остановкой, неизбежно ведущей страну к упадку и переходу ее в разряд третьестепенных цивилизаций», — сказал Нарышкин.

Он объяснил, что заговорить о культуре его подтолкнули ход думских дискуссий по заявлению палаты о событиях в Москве 6 мая (когда произошли столкновения митингующих и полиции) и ход обсуждения законопроекта об увеличении штрафов за нарушения на митингах.

Кроме того, спикер Госдумы напомнил, что в четверг День славянской письменности и культуры, и отметил, что культура неразрывно связана с языком общения, призвав парламентариев помнить об этом.

Справочно:

МОДЕРНИЗИРОВАТЬ (от фр. moderniser) (книжн.). Придать (придавать) чему-н. современный облик, переделать (переделывать) что-н. на новейший лад. Толковый словарь Ушакова

http://www.ria.ru/culture/20120523/655837222.html

ВАЛЕРИЙ ЗУБОВ: КУЛЬТУРА – ЭТО ИНВЕСТИЦИИ В РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

25.05.2012 10:37

Член Комитета Госдумы по транспорту, член фракции «Справедливая Россия» Валерий Зубов прокомментировал Regions.ru предложение Сергея Нарышкина принять национальную программу «Модернизация культуры»:

Считаю, что модернизация культуры нам нужна, правда не убежден, что в бумажном виде. Но в высказываниях руководителей государства, при принятии законодательства и бюджета определенная стратегия здесь должна быть. Прежде всего, на мой взгляд, нужно осуществить переход от понимания культуры как собеса для отдельных ее работников к восприятию ее в качестве инвестиционного фактора. Если режиссер просит деньги на создание очередной картины, но при этом не стремится к качественным изменениям в своем творчестве, никакой особой ценности для общества его труд представлять не может. Культура – это инвестиции в развитие общества, в поиски новых форм, подходов, направлений. Поэтому, важно определиться: будет ли, к примеру, Большой театр продолжать цепляться за «Лебединое озеро» или он начнет все-таки «осваивать» современные балеты, как это происходит во многих культурно развитых странах. Считаю, что приоритетом государственной культурной политики должны быть те сферы, которые не консервируют культурный диапазон общества, как сегодняшнее творчество Михалкова или Бондарчука, а двигают его вперед, приводят в соответствие с динамикой развития общемировых процессов.

Полностью согласен с тем, что развитие культуры невозможно без выведения страны на высокий современный уровень образовательной системы. Образование является ключевым элементом все культурной политики. Чем больше оно будет соответствовать новым мировым стандартам, тем лучше люди, его получающие, будут разбираться в новых веяниях в культуре и искусстве.

Думаю, нет никаких оснований опасаться, что модернизация российской культуры приведет к забвению русских культурных традиций и засилью образцов западной культуры и образа жизни. При грамотном и взвешенном подходе со стороны государства в стране вполне могут уживаться и то, и другое. Скажем, в Соединенных Штатах культ отдельных поп-исполнителей типа Мадонны или Майкла Джексона нисколько не убавляет популярности музыки кантри, концерты которой с огромным успехом проходят по всей стране. А ирландские танцы по-прежнему захватывают весь мир своей красотой и гармонией.

http://www.regions.ru/news/2409257/

ОЛЕГ СМОЛИН: В МОДЕРНИЗАЦИИ НУЖДАЕТСЯ СЕГОДНЯ НЕ КУЛЬТУРА, А КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

25.05.2012 10:38

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции КПРФ Олег Смолин прокомментировал Regions.ru предложение Сергея Нарышкина принять национальную программу «Модернизация культуры»:

Развитие культуры – это процесс естественный, основанный на тех или иных традициях, и искусственно модернизировать ее невозможно. В модернизации нуждается культурная политика, которая должна начинаться с существенного, двух или трехкратного увеличения государственного финансирования в этой области. Другой важнейшей задачей такой политики должно быть повышение статуса работников культуры – и в материальном отношении, и в плане авторитета в обществе. Должна в корне измениться и ситуация в информационной среде. До тех пор, пока наше телевидение настроено преимущественно на сферу развлечений и всячески подогревает, как выражался Илья Эренбург, интерес к нижней половине человека, довольно сложно будет говорить о каких-либо позитивных изменениях в культурной жизни.

Совершенно очевидно, что любая культурная политика базируется на политике образовательной. У нас же система образования, созданная усилиями Фурсенко, не может служить никаким стимулом к развитию и модернизации чего бы то ни было. Всю эту систему, с ее бухгалтерским подходом к финансированию школ, ученико-часами, системой ЕГЭ и т.д., не случайно уже окрестили «философией мертвого образования».

Пока не могу сказать, направлена ли идея модернизации культуры, с которой выступает Нарышкин, на вытеснение традиционной русской культуры. Чтобы ответить на этот вопрос, мне нужно увидеть проект соответствующей программы. Но то, что мы наблюдаем сегодня на практике, говорит об огромной проблеме для всей высокой культуры в России, о широком замещении ее маскультом, попсой и т.д. Это нельзя не считать опасной для общества тенденций. Еще лет двадцать назад американцы в ходе своих исследований выяснили, что массовая культура так или иначе провоцирует значительное количество преступлений в современном обществе.

http://www.regions.ru/news/2409260/

НУЖНА ЛИ КУЛЬТУРЕ РОССИИ МОДЕРНИЗАЦИЯ? – МНЕНИЯ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ

25.05.2012 10:08

Председатель Госдумы Сергей Нарышкин считает целесообразным обратиться к президенту РФ с предложением принять уже в этом году стратегическую национальную программу «Модернизация культуры».

Как заявил Нарышкин на пленарном заседании палаты в среду, 23 мая, программа должна быть новаторской по своим решениям и гибкой в выборе форм и приоритетов государственной поддержки. «По способу решения — похожей на приоритетный национальный проект, но более системной, многофакторной по своему охвату», — добавил спикер.

С.Нарышкин отметил, что пока не знает, как эти требования совместить, и сколько лет необходимо на выполнение такой программы, однако выразил уверенность, что «начинать такой разговор можно уже буквально сегодня».

Последнее время ситуация с культурой ухудшается. Еще печальнее обстоят дела с образованием, что усугубляет кризис культуры. В частности, из школы вымываются гуманитарные предметы (как отметила в своем комментарии Regions.Ru профессор-лингвист Ирина Дергачева, в 4 классе по новому стандарту на русский язык и литературу вместе взятые оставлено 4 часа в неделю). Попытки модернизировать эти области, то есть привнести в них что-то современное, пока сложно признать успешными. По крайней мере, отзывы о проектах современного искусства, а равно о внедрении в образование ЕГЭ и Болонской системы носят в основном критический характер. Более того, кризис культуры обычно связывают именно с отходом от традиций и с засильем ориентированных на коммерцию ультрасовременных форм.

СМИ отмечают, что идея Нарышкина перекликается с планами нового министра культуры Владимира Мединского, который после своего назначения заявил о намерении превратить культуру в приоритетную сферу и преодолеть «остаточный принцип» отношения к ней. Однако стоит напомнить, что само назначение Мединского было воспринято многими как проявление кризиса культуры.

Нужна ли нашей культуре модернизация и в чем она могла бы заключаться? Возможна ли она при нынешней образовательной политике? Не окажется ли, что лозунгом модернизации прикроют отказ от традиционной русской культуры в пользу космополитической культуры общества потребления? С такими вопросами REGIONS.RU/»Новости Федерации»обратились к представителям верхней и нижней палат российского парламента.

Российские парламентарии неоднозначно отнеслись к предложению Сергея Нарышкина принять стратегическую национальную программу «Модернизация культуры». Одни восприняли идею председателя Госдумы с энтузиазмом, другие отозвались о ней скептически.

Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Челябинской области член «Единой России» Руслан Гаттаров:

Я поддерживаю эту инициативу. Если говорить о культуре как о сфере деятельности, то следует пересмотреть позиции по отношению к культуре на муниципальном уровне – в малых районах, селах. Денег у муниципалитетов на оборудование мест культурного досуга нет, а у регионов культура стоит на десятом месте. С принятием же этой программы муниципалитеты получат возможность построить дома культуры, где будут собираться местные жители, чтобы, к примеру, ставить театральные постановки, заниматься художественной самодеятельностью. Я согласен с тем, что уровень культуры зависит и от качества образования, которое, конечно, надо повышать.

Важно также увеличить информатизацию культуры. К сожалению, на сегодняшний день у нас отнюдь не современный формат донесения культурных ценностей до людей. В России много музеев, но их экспонаты оцифрованы минимально. Между тем сейчас человек прежде всего хочет заглянуть в интернет и увидеть все там своими глазами. Та же самая ситуация и с оцифровкой старинных книг. Музейные запасники же у нас вообще никак не охвачены, хотя там хранятся миллионы экспонатов, которые тоже можно было бы демонстрировать, вывозить на выставки в регионы.

Считаю, что для успешной реализации этой программы требуются три фактора: четкий план действий, человек, который будет отвечать за его реализацию – думаю, что это должен быть новый министр культуры Владимир Мединский, и поддержка ее финансами. Если эти условия будут соблюдены, то никакого ухода от традиционной русской культуры не последует.

Первый заместитель председателя Комитета совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности, представитель в СФ от законодательного органа госвласти Забайкальского края Константин Сурков:

Я двумя руками за предложение Нарышкина. Он обозначил правильное направление, поэтому для того, чтобы это начинание не осталось на словах, я сделаю все, что от меня зависит.

Считаю, что к решению любого вопроса надо подходить концептуально. Необходимо сообщить гражданам о том, что уровень культуры, уровень образования населения падает, с чем напрямую связано наличие больных мест в обществе, та же неспокойная криминальная обстановка в стране. Думаю, что ни для кого не является секретом, что наша школа утратила стандарты образования, что вузы занимаются штамповкой специалистов с дипломами, которые не ценятся, что у нас отсутствует система воспитания подрастающего поколения, как была в СССР. Эту ситуацию надо менять как можно быстрее. Я не призываю к возрождению октябрят, пионерии, комсомола – пусть это будут бойскауты, но дети в обязательном порядке должны быть вовлечены в общественно-значимые процессы, иметь возможность заниматься в бесплатных кружках и секциях, чтобы не болтались по улице. Помните, как во времена Советского Союза ребята играли в «Зарницу», собирали макулатуру, металлолом. Что-то подобное должно быть и сегодня. Справедливости ради надо заметить, что Москва и Санкт-Петербург еще как-то движутся в этом направлении. Но чуть подальше — и уже никакого движения. Следствие этого — все подростки на улице, в подворотнях, где героем считается тот, кто громче и смачнее выругается, и кто больше всех выпьет.

«Модернизация культуры» — это программа на годы вперед. Общество должно видеть долгосрочную перспективу, должно понимать, куда идет страна. Думаю, если этой проблемой проникнутся на государственном уровне, то данная программа лишь лозунгом не останется. Тем более реальность, которую мы видим за окном, заставляет нас начать внедрять ее в жизнь.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции КПРФ Олег Смолин:

Развитие культуры – это процесс естественный, основанный на тех или иных традициях, и искусственно модернизировать ее невозможно. В модернизации нуждается культурная политика, которая должна начинаться с существенного, двух или трехкратного увеличения государственного финансирования в этой области. Другой важнейшей задачей такой политики должно быть повышение статуса работников культуры – и в материальном отношении, и в плане авторитета в обществе. Должна в корне измениться и ситуация в информационной среде. До тех пор, пока наше телевидение настроено преимущественно на сферу развлечений и всячески подогревает, как выражался Илья Эренбург, интерес к нижней половине человека, довольно сложно будет говорить о каких-либо позитивных изменениях в культурной жизни.

Совершенно очевидно, что любая культурная политика базируется на политике образовательной. У нас же система образования, созданная усилиями Фурсенко, не может служить никаким стимулом к развитию и модернизации чего бы то ни было. Всю эту систему, с ее бухгалтерским подходом к финансированию школ, ученико-часами, системой ЕГЭ и т.д., не случайно уже окрестили «философией мертвого образования».

Пока не могу сказать, направлена ли идея модернизации культуры, с которой выступает Нарышкин, на вытеснение традиционной русской культуры. Чтобы ответить на этот вопрос, мне нужно увидеть проект соответствующей программы. Но то, что мы наблюдаем сегодня на практике, говорит об огромной проблеме для всей высокой культуры в России, о широком замещении ее маскультом, попсой и т.д. Это нельзя не считать опасной для общества тенденций. Еще лет двадцать назад американцы в ходе своих исследований выяснили, что массовая культура так или иначе провоцирует значительное количество преступлений в современном обществе.

Член Комитета Госдумы по транспорту, член фракции «Справедливая Россия» Валерий Зубов:

Считаю, что модернизация культуры нам нужна, правда не убежден, что в бумажном виде. Но в высказываниях руководителей государства, при принятии законодательства и бюджета определенная стратегия здесь должна быть. Прежде всего, на мой взгляд, нужно осуществить переход от понимания культуры как собеса для отдельных ее работников к восприятию ее в качестве инвестиционного фактора. Если режиссер просит деньги на создание очередной картины, но при этом не стремится к качественным изменениям в своем творчестве, никакой особой ценности для общества его труд представлять не может. Культура – это инвестиции в развитие общества, в поиски новых форм, подходов, направлений. Поэтому, важно определиться: будет ли, к примеру, Большой театр продолжать цепляться за «Лебединое озеро» или он начнет все-таки «осваивать» современные балеты, как это происходит во многих культурно развитых странах. Считаю, что приоритетом государственной культурной политики должны быть те сферы, которые не консервируют культурный диапазон общества, как сегодняшнее творчество Михалкова или Бондарчука, а двигают его вперед, приводят в соответствие с динамикой развития общемировых процессов.

Полностью согласен с тем, что развитие культуры невозможно без выведения страны на высокий современный уровень образовательной системы. Образование является ключевым элементом все культурной политики. Чем больше оно будет соответствовать новым мировым стандартам, тем лучше люди, его получающие, будут разбираться в новых веяниях в культуре и искусстве.

Думаю, нет никаких оснований опасаться, что модернизация российской культуры приведет к забвению русских культурных традиций и засилью образцов западной культуры и образа жизни. При грамотном и взвешенном подходе со стороны государства в стране вполне могут уживаться и то, и другое. Скажем, в Соединенных Штатах культ отдельных поп-исполнителей типа Мадонны или Майкла Джексона нисколько не убавляет популярности музыки кантри, концерты которой с огромным успехом проходят по всей стране. А ирландские танцы по-прежнему захватывают весь мир своей красотой и гармонией.

Доктор технических наук, профессор Хусейн Чеченов, возглавлявший ранее в Совете Федерации Комитет по образованию и науке и представлявший в СФ правительство Кабардино-Балкарской республики:

Словосочетание «модернизация культуры» мне не очень нравится – оно мне кажется каким-то странным. Но если уж на то пошло, то культуру надо не модернизировать, а защищать от бескультурья, которое ломится во все щели, от засилья современного китча. Хотя такого рода «половодье» тоже имеет право быть, но не в количествах мирового потопа, как у нас.

Вообще мы всегда стартуем хорошо, выдвигая какие-то глобальные идеи, представляя проекты, проводя те или иные реформы, такие, в частности, как административная, муниципальная, реформа образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов. Во что они все выливаются – тоже всем известно. Но мы продолжаем и продолжаем предлагать пересмотры, модернизацию вместо того, чтобы, например, просто предоставить детским музыкальным учреждениям, школам искусств особый статус, поддержать культуру хорошим финансированием. Да, у нас сегодня встречаются интересные культурные события, но ежедневно же мы наблюдаем попсовое болото, а потом удивляемся, почему это у нас уровень культуры в обществе падает. А потому что при такой атаке из низкопробных передач и исполнителей другого и быть не может. Как говорится, если в зеркало смотрится обезьяна – лик пророка оттуда не выглянет.

http://www.regions.ru/news/2409254/

СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ О МОДЕРНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ

25.05.2012 10:01

Председатель Госдумы Сергей Нарышкин считает целесообразным обратиться к президенту РФ с предложением принять уже в этом году стратегическую национальную программу «Модернизация культуры».

Как заявил Нарышкин на пленарном заседании палаты в среду, 23 мая, программа должна быть новаторской по своим решениям и гибкой в выборе форм и приоритетов государственной поддержки. «По способу решения — похожей на приоритетный национальный проект, но более системной, многофакторной по своему охвату», — добавил спикер.

С.Нарышкин отметил, что пока не знает, как эти требования совместить, и сколько лет необходимо на выполнение такой программы, однако выразил уверенность, что «начинать такой разговор можно уже буквально сегодня».

Последнее время ситуация с культурой ухудшается. Еще печальнее обстоят дела с образованием, что усугубляет кризис культуры. В частности, из школы вымываются гуманитарные предметы (как отметила в своем комментарии Regions.Ru профессор-лингвист Ирина Дергачева, в 4 классе по новому стандарту на русский язык и литературу вместе взятые оставлено 4 часа в неделю). Попытки модернизировать эти области, то есть привнести в них что-то современное, пока сложно признать успешными. По крайней мере, отзывы о проектах современного искусства), а равно о внедрении в образование ЕГЭ и Болонской системы носят в основном критический характер. Более того, кризис культуры обычно связывают именно с отходом от традиций и с засильем ориентированных на коммерцию ультрасовременных форм.

СМИ отмечают, что идея Нарышкина перекликается с планами нового министра культуры Владимира Мединского, который после своего назначения заявил о намерении превратить культуру в приоритетную сферу и преодолеть «остаточный принцип» отношения к ней. Однако стоит напомнить, что само назначение Мединского было воспринято многими как проявление кризиса культуры.

«Нужна ли нашей культуре модернизация? В чем она могла бы заключаться? Возможна ли она при нынешней образовательной политике? Не окажется ли, что лозунгом модернизации прикроют отказ от традиционной русской культуры в пользу космополитической культуры общества потребления?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова:

В первую очередь, русская культура должна остаться русской. Вопрос заключается в том, что, собственно, задается парадигмой культуры, в чем она состоит.

Надо сначала сформулировать принципы, обозначить приоритеты, наметить цели и задачи и пути их решения. Ничего этого нет. Из-за чего разногласия: что мы понимаем под культурой, и какая культура нам нужна? Какие есть варианты? Что именно подлежит модернизации?

Культура должна быть доминантой. Нужно понимание культурного пространства. Нужна ответственность власти за состояние культуры. Я как гражданин государства Российского очень надеюсь, что культура наша будет развиваться в русле традиции, и это принесет благие плоды.

Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области:

Мне кажется, что люди, употребляющие выражение «модернизация культуры», сами не понимают его значения. Культуру, — т.е. то, что культивируется, или то, что связано с культом, — можно либо поддерживать, либо не поддерживать, либо этому можно препятствовать.

Может быть, имеется в виду, что если раньше на развитие чего-то выделяли мало денег, теперь деньги не будут давать совсем? А финансировать будут только те проекты, которые представляются с точки зрения власти перспективными? Может быть, при отсутствии в стране целей и идей, невзирая на тысячелетний путь развития русской культуры и архетип русского народа, власть пытается придумать нечто новое и внедрить это «по умолчанию»?

Речь идет о строительстве какой-то новой жизни, в которой, по всей видимости, не будет уже места ни русской культуре, ни русскому народу. Может быть, в лучшем случае будет для них какой-нибудь этнографический музей.

Протоиерей Павел Грачев, настоятель храма Св. Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области:

Обычно когда говорят о модернизации чего-либо, имеют в виду, что это, по крайней мере, морально устарело. Но если от культуры уже почти ничего не осталось, то о модернизации какой именно культуры идет речь?

Культура, которую пытаются вписать в рыночные и коммерческие схемы, уже более двадцати лет находится в состоянии «свободного падения». И на протяжении тех же двадцати лет система образования является объектом самых смелых экспериментов.

О модернизации чего идет речь, если центр столицы заплеван и завален окурками? Если и старые и молодые не стесняясь ругаются матом и в метро, и на улице? Элементарная грамотность скоро станет редкостью — об элементарной вежливости я уже не говорю.

Разве что под модернизацией подразумевается что-то вроде «культпросвета» и «ликбеза», — вот тогда «модернизацию культуры» можно только приветствовать.

Для преодоления кризиса в области культуры и образования мы должны вспомнить о наших достижениях как в дореволюционный, так и в советский период. Мы можем развивать то лучшее, что было в нашей истории, не пренебрегая и мировым опытом.

Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г.Минусинска Красноярского края, поэт:

Опасность отказа от традиционной русской культуры в пользу космополитической культуры общества потребления совершенно реальна, и ее ощущают многие из тех, кому небезразлично культурное пространство. И главное опасение внушает слово «модернизация»: это утилитарное слово, которое означает, что процесс должен привести к некоему эффекту преображения с выгодой для кого-то. И многие боятся, что вся эта затея на деле будет выглядеть так, что в жизнь будут проводиться какие-то конкретные проекты, но лишь для того, чтобы бюджетные средства стали источником дохода для каких-то лиц или структур. И дело даже не в национальной культуре: боюсь, то, что получится в результате модернизации, не будет вообще похоже ни на какую культуру.

Насильственно сверху вряд ли можно контролировать или преобразовать культуру. Этот процесс идет снизу. Чтобы вырастить помидор, мы же заботимся в почве, в которой он растет. А почва – это то, что происходит в малых городках и селах: наши школы, библиотеки, дома культуры. И сдается мне, что благие плоды этой программы модернизации до всего этого просто не дойдут. Всегда проще из сотни видов растений в огороде вместо того, чтобы все силы вложить в их пестование, выдернуть половину и выбросить. Боязно, что это коснется именно этих культурных очагов.

Иностранцы, приезжая к нам удивляются, какое образование у нас получают в училище культуры. За рубежом за такое образование надо платить большие деньги, а у нас мало того, что бесплатно, так еще и высокий уровень подготовки. Но держится все на плаву исключительно за счет труда энтузиастов.

Надежда остается только на Русскую Православную Церковь, которой еще доверяют люди. У нее есть ресурсы — множество грамотных священников. Церковь пока еще вхожа в разные общества, и она могла бы взять на себя какие-то проекты по поддержке культуры.

Главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподователь Ставропольской духовной семинарии, клирик храма целителя Пантелеимона в Ставрополе священник Антоний Скрынников:

Самой культуре модернизация не нужна. Задача культуры — воспитывать и культивировать в человеке образ Божий.

Наверное, нужно иначе поставить вопрос: в модернизации нуждаются способы подачи культуры. Необходимо пересмотреть приоритеты в этой области. Нужно жестко определить, сколько часов, страниц в неделю должны выделять федеральные СМИ для трансляции высокой культуры в массы. Нужно пересмотреть школьную сетку часов, исключив из нее совершенно ненужные предметы и прекратив перераспределение часов в пользу русского языка и литературы.

Имам Тульской области Ришат-хазрат Давыдов:

Культуру нельзя модернизировать каждый год: должно пройти несколько лет, чтобы получить какие-то результаты. Вот провели модернизацию образования, теперь в этой сфере полная чехарда творится. А если каждый очередной министр будет заниматься модернизацией образования и культуры каждые несколько лет, что от культуры вообще останется?

Надо сначала проанализировать все предыдущие реформы, понять, откуда и какие недостатки, прежде чем вводить что-то новое. Но мы видим обратное: министра только назначили, а он уже заявляет о глобальных переменах.

Пока у нас еще осталось хоть что-то от системы образования и воспитания советского периода, надо этим пользоваться. Но у нас все с ног на голову: казалось бы – уволили министра образования. Логично, что уволили за некачественную работу. Но он не остался на улице, а остался все равно у власти – помощником президента. Так мы потеряем даже то, что у нас еще сохранилось. До полного разрушения культуры уже немного осталось.

Ахмад-хазрат Ахметов, имам-мухтасиб северных районов Омской области:

Чтобы наша культура оставалась самой собой, мы не должны истреблять культуры других народов, ведь именно из этой общности всех культур складывается великая российская культура, насчитывающая многие века. К примеру, эвенов у нас осталось всего несколько тысяч человек – надо же помогать им, чтобы они развивались и не чувствовали себя ущемленными в нашей стране.

Но говорить о состоянии культуры при ужасном отношении власти к народу – нет смысла. Спросите у почтальона, получающего в месяц 3 тысячи рублей, что нам делать с культурой? Как вы думаете, что он ответит? Людям сегодня не до культуры, все думают только о том, как заработать денег, чтобы выжить. О культуре можно говорить только на сытый желудок.

Чтобы ситуация с культурой и образованием улучшилась, надо сообща работать. Ведь если дом у кого-то горит, то все бросаются тушить пожар. Так и здесь – справиться очередной реформой с проблемой нельзя. И государство, безусловно, должно защищать интересы каждого человека. Языковая и жизненная культура должна складываться из взаимопонимания, что все люди равны в религии, все имеют право на образование и выражение своих мыслей.

Начальник отдела образования ДУМ Татарстана, имам-хатыб Апанаевской мечети Казани Валиулла-хазрат Якупов:

Меня порадовало, что на уровне высших руководителей государства ставится вопрос о культуре. То, что об этой проблеме вообще говорят, уже неплохо. И, естественно, если вести речь о российской культуре, то надо опираться на коллективное культурное сокровище. На этот кладезь, который образовался за тысячелетнее совместное проживание большого количества разных народов на одной территории.

Думаю, намерения по модернизации надо оценивать в позитивном ключе. А уже придание культурным проектам российского своеобразия, осуществление этих проектов именно с учетом российских традиций – это уже задача всего общества, многочисленных общественных, религиозных организаций. Надеюсь, они не будут отдалены от этого процесса и государственные органы будут в первую очередь консультироваться с признанными авторитетами в нашей стране, которые олицетворяют собой эту российскую культурную традицию.

Понятно, что в XXI веке трудно развиваться в изоляции от остального мира, но здесь главное, чтобы мы не стали простыми и покорными потребителями того, что производится где-то за границей.

И еще надо видеть не только оперативное управление этими процессами модернизации, но видеть и перспективу: чтобы в деятели российской культуры могли выработать такие продукты, которые были бы интересны всему миру. Мне кажется, нам не хватает вот этой наступательности — мы находимся в пассивной обороне, хотя наш потенциал огромен и он может усилить востребованность в едином российском пространстве не только для Европы, но и для стран арабского мусульманского мира или стран Средней Азии. У нас есть, что предложить всему миру.

Виктор Лега, зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики ПСТГУ:

Слово «модернизация» в данном случае меня несколько настораживает: зачем модернизировать культуру? Она вековечна. Нам нужно сохранять традиции великой русской культуры и находиться в строю культуры мировой. А модернизация подразумевает следить за веянием времени, то есть это процесс каких-то изменений.

Культура сама по себе не развивается – ее надо поддерживать на государственном уровне, и не только с помощью хороших слов и выработкой госпрограмм, а финансово и политически.

Культура начинается с образования – образованный человек не может быть бескультурным. А образование, если вспомнить слова нынешнего министра, должно быть не просто платным, а дорогим. Если так, то о какой культуре тут говорить?

Процесс возрождения культуры в нашей стране должен быть широким, с привлечением культурной, научной и, безусловно, религиозной общественности, поскольку русская культура всегда была религиозна и православна. А что сейчас происходит в плане противопоставления культуры и православия, хорошо всем известно.

http://www.regions.ru/news/2409245/

 

Госдума может пригласить Мединского на «правительственный час»

МОСКВА, 25 мая — РИА Новости. Госдума намерена пригласить нового министра культуры Владимира Мединского на заседание палаты в рамках «правительственного часа», чтобы тот рассказал о своих планах. С таким предложением в пятницу выступил депутат-коммунист Владимир Бессонов, спикер Госдумы Сергей Нарышкин его поддержал.

«У меня предложение пригласить сюда министра культуры с планом работы на предстоящий период и с позицией по тем вопросам, которые вы освятили в своем выступлении», — сказал Бессонов, обращаясь к спикеру.

Нарышкин, выступая на заседании в среду, предложил запустить в 2013 году общенациональную стратегическую программу по модернизации культуры, которая должна послужить как развитию духовной жизни общества, так и одним из стимулов экономического роста. По его словам, эта программа должна быть новаторской с точки зрения предлагаемых решений и гибкой с точки зрения выбора форм и приоритетов господдержки сферы культуры. По способу своей реализации эта программа должна быть похожа на национальные приоритетные проекты, но быть более системной и «многофакторной по своему охвату».

Нарышкин одобрил идею пригласить Мединского в Думу. «Хорошее предложение. Вносите на Совет Думы. Я думаю, это предложение будет поддержано», — сказал спикер.

Точную дату «правительственного часа» определит Совет Думы.

21 мая новым министром культуры РФ стал закончивший МГИМО доктор политических и исторических наук Мединский, автор книг-исследований «О русском пьянстве, лени и жестокости» и «Об «особом пути» и загадочной русской душе». Он был депутатом Госдумы четвертого и пятого созывов (2003-2011) и в ноябре прошлого года на месяц возглавил думский комитет по культуре, прежний руководитель которого Григорий Ивлиев перешел на работу в Минкультуры в должности замминистра. Ранее Мединский работал в комитете по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

В 2010-2012 годах состоял в Комиссии при президенте РФ по противодействию фальсификации истории. В прошлом году указом президента введен в состав правления фонда «Русский мир», основными задачами которого являются популяризация русского языка и культуры, а также поддержка программ изучения русского языка в различных странах мира.

http://www.ria.ru/culture/20120525/657319162.html

Реклама
 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: