RSS

Интим не предлагать

Ситуация с запретом сербского фильма «Клип» не вызвала бы такого ажиотажа, если бы не политический контекст

Профиль 28. августа 2012: Екатерина Барабаш

Оставив попытки изыскать бюджетные ресурсы на поддержку авторского кино, Министерство культуры принялось поддерживать его иными методами. События прошлой недели показали, что замминистра по кино Иван Демидов — по-прежнему человек смелый и креативный. Show must go on! — решил вчерашний шоумен и отказался выдать прокатное удостоверение фильму «Клип» за перебор с сексуальными сценами, матом и наркотиками. Молодец! Шоумен бывшим не бывает, даже если партия временно направила его рулить кинематографом.
Интернет тут же наполнился просьбами посоветовать, где посмотреть фильм. Кто-то стонет в Сети: «Я благодаря Мединскому посмотрел «Служу Советскому Союзу!» — ну и зачем время потратил?!» Теперь благодаря ведомству Мединского средний, вполне себе проходной, в стиле «нью юропиан синема» «Клип» посмотрят не десять человек в России, а все десять тысяч. Большинство из них наверняка кроме навязчиво торчащих половых органов в фильме ничего не увидят, но количество скачиваний из Интернета превысит самые смелые ожидания.
Первая мысль, которая приходит в голову, — быстренько составить список фильмов-мишеней для креативного Ивана Ивановича Демидова и вместе посмеяться. Приди Демидов надзирать за культурой чуть раньше, не видать бы отечественным киноманам ни «Империи чувств» Нагисы Осимы, ни «Антихриста» Ларса фон Триера, ни обладателя берлинского «Золотого медведя» — «Интима» Патриса Шеро, ни великого множества фильмов, в которых совокупляются, безобразничают и всячески бесчинствуют на сексуальной почве. Не говоря уж об употреблении алкоголя и курении. Так что спасибо «Единой России» за наше счастливое детство: хоть что-то увидеть на большом экране да удалось.
Однако весь этот министерский фарс совсем не смешон, хоть и, безусловно, жалок, как жалки всякие попытки глупого человека изобразить ум, а человека равнодушного — участие. Всякое действие, как и всякое слово, само по себе может ничего не значить, кроме набора букв или короткого движения пера. Но сгустившийся вокруг контекст услужливо наносит правильные свет и тени на всякое событие.
Возможно, столь болезненно ситуация с запретом проката «Клипа» и не воспринималась бы в заинтересованных кругах, возможно, в конечном итоге решили бы все так или иначе мирно, как время от времени случалось раньше. Но когда кругом разлит керосин, не обязательно для пожара подносить факел — достаточно крохотной искры. Когда по стране разлито горючее в виде приговора Pussy Riot, закона о митингах, задержаний и обысков по следам 6 мая, то частный на первый взгляд скандал вокруг показа (непоказа) на экране откровенных сцен рождает ощущение, что точка невозврата совсем близко.
Еще до недавнего времени у чиновников худо-бедно хватало образования и опыта отделить, скажем, неприкрытую порнографию от произведения, в процессе создания которого авторы ради замысла привлекли откровенные сцены. Проблески сознания у прежних Минкультов были — они хотя бы подозревали, что искусство существует. Фильм Патриса Шеро «Интим» спокойно получал прокатное удостоверение, хотя весь был составлен из голых тел и постельных сцен. Но сколько-нибудь думающему человеку было ясно: голые тела и постельные сцены не самодостаточны — они работают на стремление режиссера показать фатальное одиночество человека и его попытки через секс наладить хоть какие-то связи в этом мире. Сегодня у этого фильма шансов бы не было. Даже у серебренниковского «Изображая жертву» и то бы не было, если вспомнить монолог мента, состоявший из одних матерных слов. Как наверняка не будет у грядущего нового фильма Ларса фон Триера «Нимфоманка», хоть официально объяви Триера гением.
Зато теперь всегда будут шансы у «Самого лучшего-или-как-его-там-еще фильма», у «Того еще Карлсона» и подобной им ахинеи, что жиреет в прокате под видом доброго кино. Потому что с позиций сегодняшнего дня — а дальше власть смотреть просто не умеет — этот мусор безвреден. Никто не думает, что он откликнется через годы поколением, не привыкшим думать и уверенным, что Пазолини — это большой пазл. Но это когда еще будет! Сто потопов пройдет…
С новым Минкультом в культуру пришла новая беда, она имеет обличье людей, которым на культуру наплевать — они ее не понимают, не чувствуют, не знают, что с ней делать. Они растеряны: культура им не дается, ускользает от них. Поэтому они раздраженно носятся за ней со своими законами, как с сачком за бабочками: догнал — поймал — накрыл. Ну что — будешь еще убегать? То-то… Им невдомек, что, прежде чем что-то запрещать, надо попытаться найти для этого нишу. Но для этого надо подумать. А думать то ли недосуг, то ли… Ох, ну ладно — впереди еще попытка проката сербского же «Парада». Это о геях. Питер, готовься!

http://www.profile.ru/article/intim-ne-predlagat-71948

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: