RSS

100-летие ГМИИ имени А.С.Пушкина

Музей на Волхонке как слепок столетия

Дмитрий Бабич 13:02 13/06/2012

В конце 1980-х у поступавших в МГУ студентов на собеседовании могли спросить: «Где находится Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина?» Если абитуриент говорил, что не знает, или «путался в показаниях», его могли не допустить к вступительным экзаменам. Это был один из тех периодически повторяющихся моментов в нашей истории, когда страна истово верила в чудодейственную силу искусства и образования.

Была ли эта вера оправданной? Скептик скажет, что нет: наступивший вскоре после прошедших в здании на Волхонке сенсационных выставок Сальвадора Дали и Марка Шагала всесоюзный экономический кризис на некоторое время рассеял даже очереди в Пушкинский музей, заставив и самых стойких ценителей прекрасного погрузиться в заботы о хлебе насущном.

Да и теперь по-прежнему нищенские зарплаты музейных работников и сужение художественного кругозора среднего россиянина вроде бы не подтверждают несколько затасканную фразу Достоевского насчет красоты, которая спасет мир. Но не будем торопиться с выводами.

История того же ГМИИ имени Пушкина, которому в эти дни исполняется 100 лет, напоминает: воздействие искусства на общество — дело страшно медленное, инерционное, но неостановимое и неистребимое. «Отдача» от искусства не так быстра и очевидна, как отдача от скачков в политике или экономике, но она долговременнее и глубже.

Эстетическая революция против политической

Вглядываясь в события, апогеем которых стало открытие в Москве в 1912 году музея изящных искусств имени Александра Третьего (будущего ГМИИ), понимаешь: тогда, незадолго до октябрьского переворота 1917 года, в России произошла эстетическая революция.

Андрей Белый, Маяковский, «мирискусники», Дягилев, основатель музея-юбиляра Иван Цветаев с его великой дочерью Мариной Цветаевой — все это были, вне зависимости от политических убеждений, великие эстетические революционеры.

Произошедший в 1917-1921 годах политический переворот совпал со временем, когда эстетическая революция была уже на излете (наиболее прорывные произведения и проекты, включая цветаевский музей, появились в 1908-1913 гг.), он ей не помог, а помешал.

Но ни Ленин, ни Сталин с их на самом деле мещанскими взглядами на искусство («сегодня лучше, чем вчера», «в доступных формах» — на самом деле вполне мелкобуржуазная эстетика) — так вот, ни Ленин, ни Сталин, ни Хрущев с Брежневым не могли засунуть обратно в бутылку вольного русского джинна, который вырвался из нее в начале века.

Даже когда Сталин в 1948 году объявил о ненужности музея современного западного искусства в СССР, когда дух серебряного века, казалось, был похоронен навсегда, «очаги сопротивления» той эстетической революции все равно теплились.

Иначе почему бы в 1946 году люди вдруг взяли, да и устроили триумфальный творческий вечер Анне Ахматовой — поэту, которого почти не печатали 25 лет (Сталин по этому поводу удивлялся: «Кто организовал вставание?!»). Значит, кто-то хранил старые книги, рукописи, читал их, передавал детям и знакомым.

Таким же образом и сотрудники ГМИИ сохранили работы западных авангардистов, отправленные на склад в 1948 году за ненадобностью. Эстетическая революция обошла политическую так же, как бегун на дальние дистанции в конце концов обходит спринтера: труды тт. Жданова и Александрова с окончанием расстрелов забыли, а Ахматову читают, да и в музей Пушкина очереди выстаивают.

Когда копия лучше подлинника

Почему эстетическая революция оказалась долговечнее политической? Наверное, потому, что, в отличие от эксперимента Ленина и Троцкого, она оказалась действительно всемирной. И ставила себе задачу победить не в одной отдельно взятой стране или на одной отдельно взятой элитной даче, а во всем мире.

И не боялась та революция ни у кого учиться, сохраняя при этом, однако, и национальное достоинство. «Хочу построить русский Альбертинум»,- писал Иван Цветаев о своих планах во время отделки здания музея, затянувшейся с 1902 по 1912 год.

Да, основу коллекции составили копии и слепки с древнегреческих и древнеримских оригиналов. Подлинников почти не было. Ну и что? Музей и строился как учебная площадка для студентов Московского университета, а также для художников и любителей искусства, как раз в те времена составивших уникальное сообщество на Волхонке и в ее окрестностях. За долгие годы эти копии стали для нас родными, намоленными, как иконы в церкви.

Было и еще одно преимущество у эстетической революции начала века. Она не отрекалась от прошлого, никому не мстила. Музей почти исключительно ЗАПАДНЫХ изящных искусств был открыт к 100-й годовщине вторжения Наполеона в Россию (когда против нас объединилась почти вся остальная Европа).

Но к чести императорской России надо сказать: она не мстила поверженным врагам. Вскоре после 1812 года в Россию вернулись французские балетмейстеры, создавшие на петербургских подмостках будущий уникальный ballet russe. Александрийский столп в Петербурге заказали в 1830-е годы французскому архитектору — и он справился с задачей.

А к столетию «грозы двенадцатого года» построили музей, в котором русские люди будут еще сто лет знакомиться с творчеством французов — от скульптур средневекового Шартрского собора до работ Коко Шанель.

Тихая победа Цветаевых

…Фотография открытия музея в 1912 году сегодня сама выглядит как ожившая сказка. Вот стоит император Николай Второй с супругой и дочерьми, вытягиваются в струнку генералы и казаки-охранники. Рядом с государем стоит свершивший дело своей жизни Иван Владимирович Цветаев в парадном мундире попечителя, а взгляд ищет в толпе фигуру его девятнадцатилетней дочери: известно, что Марина Цветаева присутствовала на открытии.

Впоследствии, вернувшись из эмиграции в Москву, в начале 1940-х она горько корила родной город за то, что он не нашел даже угла для дочери человека, создавшего самый роскошный в столице музей. Да и сам музей в 1937 году, когда страна массово отмечала годовщину смерти (!) Пушкина, был назван не в честь своего создателя, а в честь великого, но не имевшего к музею отношения поэта.

И все-таки в главном Иван Цветаев и его дочь победили. Начатая ими эстетическая революция на протяжении XX века несколько раз возвращалась новыми духовными подъемами. Словно волна от могучего корабля, что, ударившись о берег, возвращается с новой силой.

Директор музея Ирина Александровна Антонова стала настоящим хранителем этой революции, грамотно и мудро пережившим все ее «правые» и «левые» уклоны. Она сумела и сохранить отношения с партийным руководством, и завязать отношения с «ветеранами» того первого всплеска — Гончаровой, Ларионовым, Делекторской.

Благодаря Антоновой их произведения вернулись в Россию и питали, казалось, гаснувший огонек эстетической революции в так называемые застойные годы.

Несмотря на политический застой, те десятилетия снова стали временем тихой духовной революции: достаточно вспомнить, как люди ждали каждую новую выставку, как лелеяли каждое свежее слово в театре.

Повторится не раз

Духовный сон и застой придут как раз в 1990-е и 2000-е годы: как и в начале XX века, политический переворот не совпал по времени с эстетическим. Истерия вокруг выставок Пикассо и Гуттузо в 1960-х и 1970-х стала сигналом: европейская Россия жива.

Наша страна, как всегда, обманывала ожидания и оптимистов, и пессимистов: всякий раз, когда во всем мире уже хоронили русскую эстетствующую интеллигенцию, она вдруг оживала. А когда поздравляли — умирала.

Так было в начале XX века, та же история повторилась 50 лет спустя. И, даст Бог, повторится еще не раз.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

http://www.ria.ru/authors/20120613/672188377.html

Медведев открыл праздничный вечер к столетию ГМИИ им. Пушкина

МОСКВА, 31 мая — РИА Новости. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев приехал в Большой театр на праздничный вечер, посвященный 100-летию Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, чтобы поздравить с юбилеем его сотрудников и гостей вечера.

Приветствие главы российского кабинета министров и открыло праздничный вечер.

«Мне доставляет огромное удовольствие приветствовать сидящих в зале гостей из очень многих стран, без преувеличения представляющих мировое музейное сообщество. Хочу поздравить с юбилеем всех присутствующих, и прежде всего, коллектив музея — людей, чьим трудом, талантом и беззаветным служением развивался и развивается наш прекрасный музей», — сказал Медведев.

С отдельным поздравлением премьер обратился к бессменному директору ГМИИ имени Пушкина Ирине Антоновой, возглавляющей его с 1961 года.

После обращения премьера к Антоновой, сидевшей вместе с супругой Медведева в главной ложе театра, все присутствующие поднялись со своих мест и продолжительными аплодисментами приветствовали директора музея.

В своем обращении Медведев отметил, что музей обладает не только собственной экспозицией, но и проводит выставки, на которых представлены шедевры из ведущих музеев мира.

«Здесь впервые наши граждане получили возможность увидеть картины Дрезденской галереи и знаменитую «Джоконду», — сказал премьер.

Он подчеркнул, что без тех людей, которые ежедневно и ежечасно занимаются музейным делом, даже самая богатая коллекция не заиграет. Государство хорошо это понимает и всячески поддерживает музейную деятельность, добавил он.

«Я надеюсь, что и через 100 лет те, кто будут жить в нашей стране и других государствах, будут гордиться нашим Государственным музеем изобразительных искусств имени Пушкина», — сказал российский премьер.

Концертную программу праздничного вечера открыла актриса Ольга Остроумова, она прочла воспоминания Марины Цветаевой, чей отец был основателем музея и его первым директором, об открытии Музея изящных искусств (будущего ГМИИ). Этот номер сопровождался фото- и видеорядом, рассказывающим об истории создания музея и его открытии.

Некоторые другие номера праздничной программы также сопровождал видеоряд, демонстрирующий галереи и залы музея.

В программу концерта включены произведения российской и зарубежной классики, в частности, отрывки из опер Беллини, Пуччини, Баха, а также произведения Чайковского, Брамса, Рахманинова, Грига, Шостаковича и Прокофьева, а также народные мелодии и песни.

В концерте принимают участие ведущие музыканты, дирижеры и артисты, в частности, Юрий Башмет, ставший музыкальным руководителем вечера, пианист Николай Луганский, солистка Большого театра Светлана Захарова, а также солистки театра Вероника Джиоева, Екатерина Шипулина, оркестр Большого театра России, Государственный академический хор, камерный ансамбль «Солисты Москвы» и другие артисты и коллективы.

В программу праздничного вечера включены не только музыкальные номера, но и дефиле костюмов Дома «Кристиан Диор» из коллекции-2012.

Среди гостей вечера представители российской и зарубежной элиты — деятели культуры, дипломаты, директора зарубежных и российских музеев, в частности, руководители музеев Кремля, Эрмитажа, Третьяковской галереи, Московского Мультимедиа арт-музея, представители бизнес-элиты, режиссеры, композиторы.

Датой основания Пушкинского музея считается 17 (29 по новому стилю) августа 1898 года, когда был заложен первый камень здания, а 31 мая (13 июня) 1912 года он был открыт для публики как Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете.

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина — одно из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства с древнейших времен до наших дней. В современной экспозиции представлены обширная учебная коллекция тонированных гипсовых слепков с произведений античности, средних веков и эпохи Возрождения, а также собрание подлинных произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства.

http://www.ria.ru/culture/20120531/661867742.html

С.Собянин поздравил со 100-летием Пушкинского музея его директора И.Антонову.

31.05.2012, Москва 09:38:16

 Мэр Москвы Сергей Собянин поздравил со 100-летием со дня открытия Государственного музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина директора музея Ирину Антонову. Как сообщается на официальном портале мэра и правительства Москвы, в поздравительной телеграмме, в частности, говорится: «За минувший век Пушкинский музей вырос в одно из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства, приобрел мировую известность и по праву является национальным культурным достоянием нашей страны. Здесь представлены уникальные произведения живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства, с которыми ежегодно знакомятся около одного миллиона москвичей и гостей столицы.

Сегодня Пушкинский музей активно пополняет коллекцию, ведет большую и содержательную реставрационную, научную и просветительскую деятельность, внедряет современные музейные технологии. Каждая новая выставка вызывает огромный интерес многочисленных московских поклонников изобразительного искусства.

Убежден, что славный юбилей Пушкинского музея станет ярким, незабываемым праздником, знаменательным культурным событием общероссийского и мирового масштаба».

Напомним, что И.Антонова является бессменным руководителем Пушкинского музея с 1961г., полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», командор орденов искусств и литературы (Франция) и «За заслуги перед Итальянской Республикой», лауреат Государственной премии РФ и заслуженный деятель искусств РФ.

http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20120531093816.shtml

Премьера. «Музей во времени и пространстве…» к 100-летию ГМИИ им. А.С. Пушкина

31.05.12

31 мая Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина отмечает 100-летний юбилей. К этой дате в эфире телеканала «Россия — Культура» – премьера 4-х серийного документального фильма «Музей во времени и пространстве…» (4 — 7 июня, 18:45) и Гала-концерт из Большого театра России, посвящённый юбилею музея (9 июня, 19:50).

Документальный фильм «Музей во времени и пространстве…» (4 — 7 июня, 18:45) рассказывает об истории и сегодняшнем дне одного из крупнейших собраний мирового культурного наследия – Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, о самых известных выставках, проходящих в его стенах, о выдающихся деятелях искусства и культуры.

Главная цель фильма – объединить культурное сообщество: художников, коллекционеров и просто любителей искусства, ещё раз напомнив о великой значимости музейного наследия в контексте мировой истории.

Ирина Антонова и ведущие сотрудники музея расскажут о самых значительных событиях вековой истории музея, который всегда позиционировал себя не просто как собрание классического искусства, а как один из самых современных музеев России. Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Владимир Хотиненко, Джемма Фирсова, Владимир Васильев, Борис Мессерер, Вадим Абдрашитов, Владимир Наумов, Зоя Богуславская, Алла Демидова поделятся своими историями знакомства с музеем, расскажут о выставках, которые произвели на них самое большое впечатление. Включены уникальные фотографии и видео, редкие материалы из архивов Пушкинского музея.

В первом фильме «Свидание с шедевром» (4 июня, 18:45) речь пойдёт о выставках одной картины, которые стали не просто культурными, но и глобальными событиями. В 1974 году Пушкинский впервые выставил в России «Джоконду» Леонардо Да Винчи. Публики собралось столько, что посетителей просили больше одной минуты у шедевра не задерживаться. Приезд картины великого итальянца положил начало славной традиции Пушкинского музея. Здесь побывали «Венера Урбинская» и «Портрет неизвестного» Тициана, «Искусство живописи» Вермеера, «Танец» Матисса, «Святой Себастьян» да Мессино, «Антея» Пармеджанино, парные портреты Рембрандта.

Фильм «Диалоги» (5 июня, 18:45) посвящён диалогу культур и тем новациям музея, которые вошли в историю выставочной деятельности. Выставки «Москва – Берлин», «Диалоги в пространстве культуры», «Футуризм» – явления мирового масштаба. Выставку «Москва – Париж» (1981 года) до сих пор считают «выставкой столетия». Она стала подлинным открытием, поскольку множество работ (особенно из советских музейных запасников) никогда не выставлялись, и в течение десятилетий загонялись в подполье. Посетителей вдохновляла сама возможность открыто, не боясь, рассматривать шедевры Матисса и Пикассо, которые соседствовали с Малевичем, Кандинским, Филоновым, Фальком. О легендарном проекте рассказывают и устроители, и те счастливчики, которым удалось это всё увидеть и пережить.

Тема фильма «Второе призвание» (6 июня, 18:45) – особенная. Его герои – выдающиеся деятели искусства и культуры: режиссёры, музыканты, писатели, чья живопись выставлялась в стенах музея им. А.С. Пушкина. В 1988 году посетители имели возможность познакомиться со вторым призванием Сергея Эйзенштейна, Святослава Рихтера, Андрея Вознесенского. Эта смелая идея была принята зрителями и критиками неоднозначно: выставку обсуждали, даже спорили о ней. В 2005 году состоялась выставка работ Владимира Наумова, Владимира Васильева, Людмилы Петрушевской, Фридриха Дюрренматта, Германа Гессе, Тонино Гуэрры. Проект был приурочен к 25-летию знаменитых Декабрьских вечеров…

Фильм «XXI век» (7 июня, 18:45) повествует о самых ярких выставках нового века. Здесь представлены и авангард, и классика, и неожиданно смелые экспозиции, посвящённые истории костюма. Выставка творчества Пикассо в 2010 году наделала много шума. Но самое удивительное, что впервые выставка его картин прошла в музее им. А.С. Пушкина… в 1956 году! Экспозиции произведений Дали, Модильяни собрали огромное число посетителей, выставки работ Коко Шанель и Кристиана Диора вызвали у публики настоящий культурный шок, графика поэта Блейка для многих открыла его как художника. А один из последних проектов – выставка Караваджо – был беспрецедентным по количеству произведений…

«У нас неподдельный интерес к тому художественному процессу, который проходит в наши дни и в России, и за рубежом, – говорит директор ГМИИ имени А.С. Пушкина Ирина Антонова. – В этом смысле музей отличает одна особенность: он очень хорошо слышит время. Наша задача – чтобы зритель не просто познакомился с историей музея, но захотел прийти в него снова».

Пресс-служба телеканала «Россия — Культура»

http://www.tvkultura.ru/news.html?id=1018210&cid=54

Вековой юбилей отмечает Музей имени Пушкина

Инициатором его создания был профессор МГУ Иван Владимирович Цветаев, и назывался он сначала «Музей изящных искусств имени Императора Александра III при Московском университете». Здесь собраны около 600 тысяч экспонатов, и регулярно проходят уникальные выставки.

Благодаря усилиям директора музея Ирины Антоновой, которая стоит у руля Пушкинского уже более полувека, в 70-х сюда привозили знаменитую «Мону Лизу», которая после этого ни разу не покидала пределы Лувра. А в 80-х прошла легендарная выставка импрессионистов, на которые выстраивались километровые очереди.

Сейчас в Пушкинском работает экспозиция, посвященная юбилею. А главным подарком к столетию станет масштабная реконструкция Музейного городка, которая начнётся вскоре после празднования круглой даты.

http://www.1tv.ru/news/culture/208485

Пушкинский музей отметит свое столетие концертом в Большом театре

09:05 31.05.12  Москва, РоссияВести.Ru

В четверг Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина отмечает свое столетие концертом в Большом театре России. Поздравить коллектив музея придут его друзья, коллеги, знаменитые артисты.

ГМИИ им. Пушкина — бывший Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете — одно из самых крупных и значимых российских собраний произведений европейского и мирового искусства. В качестве инициатора его основания в 1893 году выступил заслуженный профессор МГУ, доктор римской словесности и историк искусства Иван Владимирович Цветаев. Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета.

Церемония закладки Музея состоялась в августе 1898 года. Большую часть средств на его строительство пожертвовал русский меценат Юрий Нечаев-Мальцов. Руководство строительством было доверено архитектору Роману Клейну. Торжественное открытие Музея изящных искусств имени императора Александра III состоялось 31 мая 1912 года.

В 1932 году музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств, а в 1937 году ему присвоено имя Александра Пушкина. Коллекция ГМИИ представляет собой собрание произведений западного искусства от античности до XX века и насчитывает свыше 560 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии.

http://www.ng.ru/culture/news/2012/05/31/1338440720.html

История сокровищницы мирового искусства неразрывно связана с именем бессменного директора Ирины Антоновой, так что все поздравления принимает в первую очередь она

31.05.2012

Сегодня Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, который по четвергам обычно работает до 9 вечера, закроется на 3 часа раньше. Коллектив отправится в Большой театр праздновать свой юбилей.

31 мая знаменитому музею исполняется 100 лет. История одного из крупнейших в мире собраний искусства началась со слепков и копий мировой классики, кабинета изящных искусств московского университета. Первыми подлинниками стали древнеегипетские находки Голенищева, а также живопись из частных коллекций, национализированных советской властью.

В 1948 г. Эрмитаж и Пушкинский поделили между собой собрание закрытого Сталиным Государственного музея нового западного искусства. Правда, насладиться полотнами Ренуара, Ван Гога, Мане в Пушкинском москвичи не успели. К 70-летию вождя их заменили выставкой подарков Сталину и вернули на место только после его смерти.

История второй половины века музея связана с именем его директора Ирины Антоновой, она, кстати, младше Пушкинского всего на 10 лет. Именно она впервые привезла в Москву сокровища крупнейших галерей мира Лувра, Прады и Метрополитен, а в 70-х познакомила советскую публику с Энди Уорхолом, так что все поздравления сегодня принимает в первую очередь она.

Альфред Пакма, директор Национального музея современного искусства в Париже: «Ирина Антонова, она пример для всех нас, пример творческого долголетия, энергии и стремления сделать свой музей еще лучше».

Бернгард Маац, директор Дрезденской галереи: Х«очу пожелать Пушкинскому музею всего наилучшего, всего хорошего, и оставайтесь нашими друзьями еще на 100 лет».

Ближайшие планы Пушкинского — это создание целого музейного городка, площади которого позволят достать из запасников то, что еще никто не видел, сообщает НТВ.

http://www.ntv.ru/novosti/300745/

 

Пушкинский празднует юбилей

Лиля Пальвелева  31.05.2012 08:39

Ровно 100 лет назад, 31 мая 1912 года, в Москве был открыт Музей изящных искусств, который теперь все знают как  Музей изобразительных искусств имени Пушкина.

Отношение к этому учреждению культуры у просвещенной части общества двойственное. С одной стороны нельзя не восхищаться коллекциями музея и его выставочной деятельностью. С другой – пугает агрессивная политика расширения музейных площадей за счет искажения или уничтожения памятников старины в районе Волхонки.

Вопрос, на который нет ответа – как могут музейщики, то есть люди, привыкшие ценить аутентичность, столь радикально относиться к исторической застройке?  Речь даже не о фостеровском проекте, многократно обруганном градозащитниками.

Хотя макет британского архитектора демонстрируется на юбилейной выставке, никакие решения по освоению прилегающей к музею территории пока не приняты.  Повторим, речь сейчас о другом. Как сообщила директор музея Ирина Антонова, совсем скоро расширится Музей личных коллекций, одно из подразделений Пушкинского. Между тем, уже сейчас здание в Колымажном переулке вызывает немало споров. Мало того, что у двух старинных особняков выпотрошена внутренняя планировка – уцелевшие контуры зданий объединены совершенно дисгармонирующими со старыми стенами авангардными конструкциями из стекла. Однако, Ирина Антонова это сооружение ценит. Она вспоминает:

– В свое время у нас появилась возможность привести в порядок эти два дома, соединить их прозрачным плафоном. Так возникло это здание. Сейчас мы реставрируем следующее, находящееся ближе к кремлю здание. Оно также будет приспособлено под Музей личных коллекций. Мы рассчитываем, что это произойдет ближе к концу 2013 года, – говорит Ирина Антонова.

Велика вероятность, что и от вновь присоединяемого здания мало что останется, и тогда слово «реставрация»  здесь не подходит. С другой стороны, музею давно тесно, его коллекции и вправду огромны. К тому же, они постоянно пополняются. Вот и сейчас, к 100-летию два московских коллекционера принесли в дар две картины старых мастеров. Михаил Перченко – полотно живописца XYII века Дирка Халса «Веселое общество». С ним посетители музея уже три года имели возможность встретиться. Картина находилась здесь на так называемом «временном хранении». Теперь окончательно стала принадлежать музею.

Второй дар – от Василия Горященко. Маленькая по величине картина-обманка с портретом Дитриха в каменной нише кисти немецкого живописца 18 столетия Адама Элиаса Борни ценна тем, что работ этого автора в музее до сих пор не было. Как сообщает даритель, этот художник почти не изучен:

– Картина имеет авторскую подпись, поэтому теперь научные работники музея будут иметь возможность атрибутировать другие произведения, значащиеся под буквами н/х – неизвестный художник. Может, таким образом еще найдутся работы Борни. А на той, что я приношу в дар, изображен известный художник Дитрих. В те времена в Германии было очень популярно искусство Рембрандта, а Дитрих и Борни писали в стиле Рембрандта. Этим и объясняется то, что герой картины изображен в шляпе, характерной для автопортретов Рембрандта.

– Вы приобрели  эту работу в России или в какой-то иной стране?

– Она была куплена в Австрии. Я предпочитаю покупать произведения искусства за рубежом. У нас они значительно дороже. Кроме того, там можно и подходящего эксперта пригласить, и с провенансом, то есть с происхождением и историей картины, проблем не бывает, – сказал Василий Горященко.

Самое же значительное сейчас событие – это выставка «Воображаемый музей». Нужно обладать коллекцией мирового уровня, чтобы в честь столетия другие ведущие музеи прислали сюда свои шедевры. Они, в соответствии с хронологией и персоналиями, рассредоточены по залам основной экспозиции, так, как будто всегда там и пребывали. Вот и получается «воображаемый музей».

http://www.svobodanews.ru/content/article/24598738.html

Музею изобразительных искусств имени Пушкина отметит вековой юбилей

31 мая. Interfax-Russia.ru — Празднование столетия Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина начинается в Москве в четверг.

«В четверг в Большом театре состоится торжественный вечер, посвященный нашему юбилею», — сообщила вечером в среду «Интерфаксу» пресс-секретарь музея Татьяна Кабанова.

По ее словам, это будет единственное официальное мероприятие в рамках празднования. «Все-таки главное — не официоз, главное — наши выставки», — говорит Т. Кабанова.

Основная выставка, посвященная юбилею, работает уже месяц, она называется «Пушкинскому музею — 100 лет».

Эта выставка — исторический проект, призванный представить развитие музея во временной перспективе.

«Я не знаю никакого другого музея в России, который настолько прочно был бы связан с историей страны. Все исторические катаклизмы находили свое отражение в истории музея», — рассказывала ранее директор музея Ирина Антонова на открытии этой выставки.

Другая выставка, «Воображаемый музей», не имеет аналогов в истории ГМИИ.

«На этой выставке мы представляем 46 шедевров из 27 государственных и частных собраний мира. В первую очередь мы пригласили на нашу выставку и разместили в залах нашего музея тех художников, которые не представлены в нашем музее и даже в России», — рассказала И.Антонова на открытии.

Главным событием юбилейного года руководство музея считает начало реконструкции и создание на базе ГМИИ музейного городка.

«Цветаев (Иван Цветаев — основатель и первый директор Пушкинского музея — ИФ) в своих записях предвидел, что здесь будет музейный городок и мы даже считаем, что он завещал такой городок создать, — объясняет Т. Кабанова.

http://www.interfax-russia.ru/Moscow/main.asp?id=318531

Нечаевы и Мальцовы

К 100-летию открытия Музея изобразительных искусств в Москве

31 мая 2012, 09:32

Этим летом отмечается столетие открытия Музея изобразительных искусств в Москве (31 мая (13 июня) 1912 года).

Как известно, музей был создан многолетними трудами ученого и просветителя Ивана Владимировича Цветаева, а здание проектировал архитектор Роман Иванович Клейн. Двадцать лет назад к мемориальным доскам с этими именами добавилась доска с именем русского дипломата и владельца огромного состояния Юрия Степановича Нечаева-Мальцова (1834-1913), на чьи средства это здание было не только построено, но и отделано изнутри.

Об Иване Владимировиче Цветаеве мы знаем довольно много – еще и потому, что он был отцом Марины Ивановны Цветаевой. Роман Иванович Клейн строил много и успешно, тем и прославился. О Нечаеве-Мальцове мы что-то слыхали – а в общем, и не стремимся узнать. Меж тем он был личностью неординарной – как, впрочем, и его отец с дядей.

Собственно, до 1880 г Юрий Степанович звался Нечаев. Младший из четверых детей Степана Дмитриевича Нечаева и Софьи Сергеевны Мальцовой, фамилию Мальцов он стал носить по просьбе дяди по материнской линии, Ивана Сергеевича Мальцова, миллионера, дипломата, крупнейшего российского промышленника и владельца стекольной промышленности с центром в г. Гусь («Хрустальным» он стал называться уже при Юрии Степановиче).

Сделав в 1880 г. Ю.С.Нечаева единственным наследником своего огромного состояния, Иван Сергеевич Мальцов просил племянника отныне носить и его имя тоже.

Ю.С. Нечаев рос без матери, умершей, когда ему не было и двух лет. Доступные мне сведения о его молодых годах сводятся к тому, что Юрий Степанович окончил с серебряной медалью 1-ю московскую гимназию, затем юридический факультет Московского университета. Служил Ю.С.Нечаев по дипломатической части: начал с должности помощника библиотекаря главного архива Министерства иностранных дел, затем был переводчиком и ездил с различными поручениями в Берлин, Париж и другие города Европы. Своей семьи у него не было.

Нечаеве был трудолюбив и талантлив в разнообразных начинаниях – особенно в благотворительных и организационных. Об этих его качествах свидетельствует, прежде всего, то, как Нечаевым было использовано наследство И.С. Мальцова – и здесь его свершения отнюдь не ограничиваются финансированием Музея изящных искусств. Сохранилась и недавно издана ГМИИ многотомная переписка И.В. Цветаева с Ю.С. Мальцовым, из которой ясно, что само участие Нечаева в делах музея тоже не сводилось к одним лишь денежным пожертвованиям (об этом – ниже).

И здесь самое время сказать, что хотя о личности Юрия Степановича мы знаем мало, как тип Ю.С.Нечаев-Мальцов сформировался в среде, о которой нам многое известно: это среда высшего света и образованного русского общества пореформенного периода.

Многое известно и об отце Юрия Сергеевича, Степане Дмитриевиче Нечаеве (1792-1860). Подробные сведения о нем мы находим в т. 4 Словаря русских писателей (СРП). С.Д. Нечаев был поэтом и печатался едва ли не во всех тогдашних русских журналах. Необычайно популярен был переведенный им с франц. романс «Я не скажу тебе люблю,/Всеобщей моде подражая». Его переписывали не одни лишь «альбомные барышни» – замечу, барышнивсе еще переписывают этот романс и нынче, спустя двести лет! Я нашла весь текст в одном девичьем блоге, причем с правильной атрибуцией – его нередко приписывают Лермонтову…

Как и многие литераторы круга А.И. Тургенева, В.К. Кюхельбекера, А.А. Бестужева, С.Д. Нечаев был декабристом, членом «Союза благоденствия» – повезло, что после 1825 года его не «привлекли» непосредственно.

Как и положено дворянину, С.Д.Нечаев служил. Более всего его интересовало народное просвещение; в частности, он на свои средства открыл «ланкастерскую» школу, о чем свидетельствует, например, такой документ:

«Сверх многих значительных пожертвований с 1822 года предоставил он в пользу Тульской гимназии все свое штатное жалованье, кроме того, деятельностью его и попечением открыты в городах Новосиле, Ефремове и Белеве училища, заведены в городе Туле пансионы и основано при Тульской гимназии воспитательное заведение, введена в приготовительные школы в Туле ланкастерова метода, на каковой предмет собрано стараниями его более пяти тысяч рублей, приумножены библиотеки и минеральный кабинет гимназии, перестроены оба гимназические корпуса…» (аттестат, выданный Нечаеву Московским университетом).

С.Д.Нечаев известен был своими афоризмами, как например: «Раб в обществе, человек становится царем в уединении», или же «Уединение есть необходимый карантин для исцеления души от чумы большого света». Ему принадлежали обширные владения в разных губерниях, в том числе и земли около дер. Сторожево, которые составляли часть знаменитого Куликова поля.

Память о Куликовской битве увлекала Нечаева на протяжении всей его жизни. Он серьезно занялся историей и археологией, сам проводил раскопки, опубликовал ряд статей, стараясь привлечь внимание специалистов и общественности к полю русской славы. Наконец, в своей усадьбе Полибино около слободы Сторожево Нечаев устроил первый археологический музей, посвященный раскопкам на Куликовой поле. Нечаев ратовал за создание памятника именно на месте сражения и готов был пожертвовать для этого часть своей земли; о проекте памятника он вел переписку с известным архитектором Мартосом.

С.Д.Нечаев дослужился до чина тайного советника и был обер-прокурором Синода; в отставку вышел лишь в 1857 г. – за три года до смерти.

Иван Сергеевич Мальцов (1807–1880), брат матери Юрия Степановича Нечаева, прожил весьма бурную жизнь. В молодости он был близок к кругу любомудров; 4 том СРП аттестует его как переводчика и литератора-дилетанта. В кругу его друзей и знакомых находим имена, традиционно причисляемые к «пушкинскому» кругу. Служил он в Московском архиве коллегии иностранных дел, затем был переведен в Петербург и направлен как 1-й секретарь в русское посольство в Персии в составе миссии Грибоедова.

Мальцов оказался единственным из русской миссии, кто уцелел – он позднее вернулся в Тавриз для продолжения службы по дипломатическому ведомству. По службе он продвигался весьма успешно, дослужившись до действительного тайного советника. Репутацию имел человека обаятельного, хоть и весьма скупого. Был холост и очень богат.

В 1876 году И.С. Мальцов жил в Ницце, где тогда была уже немалая русская колония. 15 марта 1876 года он составил доверенность на имя Ю.С. Нечаева, где в частности, говорилось: «Любезный племянник, Юрий Степанович! Поручая Вам главное заведование всеми моими делами, уполномочиваю Вас: 1. Управлять принадлежащими мне недвижимыми имениями, находящимися во Владимирской, Новгородской, Рязанской, Симбирской и Смоленской губерниях, домами в Москве, Санкт-Петербурге, фабриками и конторами, требовать отчета от управляющих моими делами… увольнять их и преследовать законным порядком».

Скончался И.С.Мальцов в 1880 г.

Оказавшись наследником огромного состояния и родового имени дядюшки, Ю.С. Нечаев-Мальцов начал активную благотворительную и меценатскую деятельность. Он открывал учебные заведения, строил богадельни, училища, храмы, новые дома для рабочих; совершенствовал производство – в особенности стекла и хрусталя. Именно при нем город Гусь стал называться Гусь-Хрустальный, и в нем был построен Георгиевский собор. Рядом с родовой усадьбой Полибино в с. Березовка близ г. Данкова была воздвигнута Дмитриевская церковь в память убиенных в Куликовской битве.

При этом Нечаев-Мальцов обладал прекрасным художественным вкусом: храмы строились по проектам Леонтия Бенуа, расписывал их В.М.Васнецов; в его родовом особняке в Петербурге стенные росписи сделаны были Айвазовским и Семирадским и т.д.

Благодаря Юрию Степановичу Нечаеву-Мальцову до наших дней сохранилась первая в мире гиперболоидная конструкция – ажурная сетчатая стальная башня, расположенная у дворца Нечаевых в Полибино. Она была построена великим русским инженером В.Г.Шуховым для крупнейшей дореволюционной Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде, 1896 года. После окончания выставки шедевр купил Ю.С.Нечаев-Мальцов; башня была перевезена в разобранном виде в Полибино и установлена В. Г. Шуховым рядом с дворцом Нечаевых.

Будучи еще до знакомства с Цветаевым членом Общества поощрения художеств, Нечаев-Мальцов в дальнейшем стал одним из руководителей Общества и финансировал его богато иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России».

В 1885 году по завещанию дяди Нечаев-Мальцов основал Техническое училище им. И. С. Мальцева во Владимире; в Москве, на Шаболовке – устроил богадельню своего имени и комплекс дворянской богадельни. Живя с 1880 г. в Петербурге, Нечаев-Маслов постоянно жертвовал огромные суммы на благотворительные цели – простое перечисление организаций, обществ и построек, на которые он жертвовал средства систематически и щедро, заняло бы слишком много места.

На строительство, обустройство и приобретение экспонатов Музея имп. Александра III Нечаев-Мальцов пожертвовал более 2 млн золотых руб. Он продолжал давать деньги даже в кризисный период 1905 г. и позже, оставшись не просто основным жертвователем, но и единственным.

Именно на его средства из Италии были выписаны искусные каменотёсы; он оплатил оформление центральной парадной лестницы и «Белого зала», украшенного голубым фризом с золотым орнаментом и изящной медной дверью. И это, не считая первого его пожертвования, – двадцатиметрового фриза – копии мозаичных панно собора Святого Марка в Венеции. 300 рабочих, нанятых Нечаевым-Мальцовым, добывали на Урале белый мрамор особой морозоустойчивости. Когда оказалось, что десятиметровые колонны для портика сделать в России невозможно, Ю.С. заказал их в Норвегии, зафрахтовал пароход для их доставки морем и баржи для сплава по рекам до самой Москвы.

В переписке с И.В.Цветаевым Ю.С. постоянно обсуждает сорта мрамора для облицовки, выбор мастеров по изготовлению слепков и прочие подробности строительства. Он подарил музею фаюмский портрет прекрасной сохранности – изображение головы мальчика в золотом венке.

… На фото, сделанном в 1912 г.в день открытия Музея, мы видим рядом двух старцев – Цветаева и Нечаева-Мальцова; обоим суждено было вскорости окончить земной срок, притом почти одновременно. Нам остался, однако, замечательный портрет Юрия Степановича, написанный Н.И.Крамским в 1885 г. (http://www.bigart-gallery.ru).Он хранится в Музее.

http://www.polit.ru/article/2012/05/31/nechaevy_maltsovy/

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: