RSS

Государственному музею А.С.Пушкина — 55!

Государственный музей А.С.Пушкина: 55 лет счастливой жизни

К юбилею в музее открылась выставка работ русского живописца XIX века Ивана Макарова

55 лет назад, в день основания музея, здесь было ровно ноль экспонатов. Сейчас их 150 тысяч. А кроме основного здания есть еще 5 филиалов. Один из самых известных музеев столицы — Государственный музей имени Пушкина — отмечает юбилей.

Евгений Богатырев, директор Государственного музея А.С.Пушкина:

— Наш музей – музей счастливой судьбы. К нам в музей посыпались дары. Пришло очень много коллекций. Представьте себе 150 тысяч единиц хранения сегодня и из них 50 тысяч, то есть одна треть – это дары.

Посетители называют музей Московским домом Пушкина. Сам поэт здесь никогда не жил, зато здесь живет его окружение, его эпоха. Среди экспонатов немало меморий — вещей, которые принадлежали Пушкину или его друзьям. Вот портрет маленького Александра, а это туфельки одной из его муз, Анны Олениной. В доме Олениных поэт был частым гостем.

Вероника Кирсанова, руководитель пресс-службы Государственного музея А.С.Пушкина:

— Этот самовар, из него пил Пушкин, поэтому хозяин Алексей Николаевич попросил запаять его после гибели Пушкина с тем, чтобы увековечить память поэта.

Эти напольные вазы принадлежали доктору Арендту, который лечил поэта после дуэли. Сегодня они находятся в запасниках. Здесь столько экспонатов, что хватит на несколько экспозиций. И коллекция музея продолжает пополняться. Одно из последних приобретений – бисквитные медальоны.

Ирина Сафонова, хранитель коллекции декоративно-прикладного искусства:

— На одном из медальонов изображена, как мы думаем, императрица Жозефина, второй — портрет неизвестной дамы. Оба медальона выполнены на Севрской фарфоровой мануфактуре, имеют подпись скульптора и датированы 1811-м годом.

В праздничные дни здесь открылась новая выставка. Она посвящена сразу трем юбилеям: самого музея, Натальи Гончаровой и художника Ивана Макарова. В экспозиции около сорока картин мастера из разных музеев страны. Здесь портреты современников Пушкина, его детей, но центральное место занимают изображения Пушкинской «мадонны».

Вера Невская, заведующая научно-методическим отделом Государственного музея А.С.Пушкина:

— Мы здесь показываем воспроизведенные на старой бумаге пушкинского времени рисунки Пушкина. Посетители выставки могут посмотреть портреты Натальи Николаевны и сравнить, как сам поэт видел свою невесту, а затем и жену.

В юбилейный год музей Александра Пушкина преподнес себе отличный подарок – еще один филиал. «Дом-музей Василия Львовича Пушкина», дяди поэта, откроется совсем скоро.

Татьяна Ларионова, Иван Чистяков

(Москва)

http://www.itar-tass.com/c15/538102.html

Московский Музей Пушкина подготовил выставку в честь своего 55-летия

МОСКВА, 5 окт — РИА Новости. Выставка «Знакомцы давние» живописца Ивана Макарова открывается в пятницу в столичном Государственном музее Пушкина в честь 55-летия учреждения.

Ивана Макаров известен портретными работами жены Пушкина Натальи Гончаровой, его сына и старшей внучки, а также многих друзей и современников поэта.

На выставке собраны 45 портретов из 14 музеев, среди которых — Государственная Третьяковская Галерея, Всероссийский музей Пушкина в Петербурге и другие. Экспозиция охватывает все периоды творчества художника, от ранних работ 1840-х до произведений 1880-х годов.

Само празднование 55-летия музея прошло в четверг. В концерте под названием «Пушкин на все времена» среди прочих приняли участие режиссер Марлен Хуциев, актер Василий Лановой и поэт Владимир Вишневский.

Постановление правительства об основании музея Пушкина было подписано 5 октября 1957 года. Тогда в его фонде не было ни одного экспоната. Музейщики, пушкиноведы и частные коллекционеры сформировали коллекцию к 1961 году. Сейчас в собрании учреждения находится более 165 тысяч экспонатов.

http://www.ria.ru/culture/20121005/766558302.html

Сотрудники Музея Пушкина восстановили приданое Натальи Гончаровой

Бронзовая статуя Екатерины была единственной ценностью, которую А. Н. Гончаров дал за внучкой Наташей.

Виктория Пешкова

К 55-летию музея Пушкина музейщики сделали себе сами подарок: они восстановили из небытия легендарную статую Екатерины II

Идея восстановить монумент, хотя бы в миниатюре, принадлежала директору ГМП Евгению Богатыреву. Казалось бы, дело ясное: поднять в архивах чертежи да пригласить хорошего скульптора. Но в распоряжении пушкиноведов имелись только старые фотографии, сделанные в Екатеринославе — нынешнем Днепропетровске, где с середины XIX века стоял памятник, исчезнувший во время фашистской оккупации. Предстояла долгая исследовательская работа, но Елена Волховская, хранитель мемориальной квартиры Пушкина на Арбате, куда поэт и привез свою бесприданницу-жену, была убеждена, что ради «медной бабушки» (так в пушкинской семье называли изваяние) никаких усилий не жаль.

Двухсотпудовая бронзовая статуя Екатерины была единственной ценностью, которую Афанасий Николаевич Гончаров, благополучно промотавший наследство предков, дал за внучкой Наташей. Скульптуру некогда заказал изготовить его собственный дед по случаю посещения императрицей Полотняного завода в 1775 году. Афанасию Абрамовичу Гончарову, одному из богатейших людей своего времени, статую отливали в Берлине, работы шли больше шести лет, и когда она в 1791-м наконец прибыла в Россию, заказчика уже не было в живых. А внуку его, Афанасию Николаевичу, она оказалась без надобности. Только через 40 лет подвернулась оказия сбыть ее с рук знаменитому внучкиному жениху. Много лет Александр Сергеевич безуспешно пытался продать «бабушку» сначала в казну, затем на литье, и лишь незадолго до смерти получил за нее два векселя — на 9000 и 3900 рублей, срок которых истекал 1 февраля 1837 года. Но тремя днями раньше поэта не стало. А неликвидная «бабушка» оказалась на литейном заводе Ф. Берда, где в 1844 году ее увидели екатеринославские купцы братья Коростовцевы. Заводчик уверил их, что монумент достался ему от наследников самого князя Потемкина, основателя Екатеринослава, мечтавшего установить монумент в центре нового города. Купцам удалось довершить то, что не удалось светлейшему.

Вот оттуда он в 1942-м и исчез. Куда его вывезли фашисты из оккупированного города, точно установить не удалось. Днепропетровские музейщики искали статую даже на дне Днепра! Тщетно…

Молодой скульптор Ирина Макарова взялась за работу над «медной бабушкой», располагая лишь небольшим эскизом, хранившимся в частном собрании в Германии, и размытыми фото. Теперь уменьшенная копия знаменитой статуи заняла свое место в арбатской квартире поэта, еще одна отправилась в Полотняный завод, и еще одна — в Екатеринослав-Днепропетровск, в Национальный исторический музей. Утраченное «приданое» восстановлено.

http://www.trud.ru/article/05-10-2012/1283019_sotrudniki_gmii_pushkina_vosstanovili_pridanoe_natalji_goncharovoj.html

 

Пушкин от пера до самовара

Самые интересные экспонаты Музея А.С. Пушкина

05 октября Вадим Кантор

Когда первый иллюстратор «Онегина» художник Александр Нотбек изобразил Пушкина стоящим лицом к читателю, поэт разразился едкой эпиграммой: Вот перешед чрез мост Кокушкин,/ Опершись ж…й о гранит,/ Сам Александр Сергеич Пушкин/ С мосье Онегиным стоит./ Не удостаивая взглядом/ Твердыню власти роковой,/ Он к крепости стал гордо задом:/Не плюй в колодец, милый мой.

5 октября Государственный музей А.С. Пушкина отмечает свое 55-летие. Музей занимает бывшую усадьбу богача Александра Хрущева, построенную архитекторами Доменико Жилярди и Афанасием Григорьевым на месте сгоревшей в 1812 году усадьбы князей Барятинских. В доме Хрущевых едва ли не каждый день давали обеды на сто с лишним человек, на которых не раз бывал живший по соседству знаменитый генерал Ермолов. Достоверно неизвестно, бывал ли в этом доме Пушкин, но по Пречистенке он не раз гулял и гостил здесь у своих друзей.

Когда музей открывали в 1957 году, в его фондах не было ни одного экспоната, так как все, собранное до этого по Пушкину, оказалось в Ленинграде после выставки к столетию поэта. После открытия музея в Москве в него хлынул поток даров. Возможно, Музей А.С. Пушкина в Москве единственный, чье собрание (167 тыс. единиц хранения) более чем на треть состоит из даров.

За прошедшие годы музей пополнился филиалами, сегодня в его составе Мемориальная квартира А.С. Пушкина на Арбате, Музей И.С. Тургенева, Мемориальная квартира Андрея Белого на Арбате, выставочные залы в Денежном переулке. Скоро откроется еще один — Дом-музей В.Л. Пушкина на Старой Басманной.

Перо Пушкина

Огрызок гусиного пера, прикрепленный к листу бумаги суровой нитью и сургучной печатью, — бесценный предмет в экспозиции музея. Это одно из двух перьев, взятых с рабочего стола А.С. Пушкина после его кончины (второе находится на Мойке,12, в Петербурге). На кончике сохранились следы чернил, с обратного конца перо расщеплено, как будто разгрызено. «Он всегда, с самого лицея писал оглодками, которые едва можно было держать в пальцах», — вспоминал Иван Пущин.

Самовар Олениных

Самовар необычной формы — в виде этрусской вазы — стоит в гостиной особняка. Самовар этот принадлежал семейству Олениных, у которых часто бывал в гостях Пушкин и чаевничал за этим самоваром. Алексей Оленин был директором Императорской публичной библиотеки, Пушкин сватался к его дочери Анне и ей были адресованы строки «Я вас любил…». После смерти Пушкина Оленины запаяли кран самовара, чтобы увековечить память поэта.

Пушкин и Онегин

Рядом с первым изданием «Евгения Онегина» — карандашный набросок, сделанный Пушкиным. На нем он изобразил себя рядом со своим героем. Рисунок он послал из Михайловского брату Льву. На обороте надпись: «Брат, вот тебе картинка для Онегина — найди искусный и быстрый карандаш. Если и будет другая, так чтоб все в том же местоположении. Та же сцена, слышишь ли? Это мне нужно непременно».

Каминные часы «Самоубийство Лукреции»

Эти часы изготовлены во Франции в начале XIX века. В семье дарительницы часов есть легенда, что когда-то нуждающийся в деньгах Пушкин заложил их в ломбарде, но не успел выкупить. Последующие владельцы относились к ним уже как к бесценной реликвии. Косвенно легенду подтверждает то, что сюжет в оформлении часов упоминался Пушкиным в его произведениях.

Шкатулка доктора Николая Арендта

Лейб-медик императорского двора Николай Арендт был известен как прекрасный диагност и опытный хирург. К умирающему Пушкину он приехал со своей персональной шкатулкой для инструментов и лекарств. Шкатулка, отделанная красным и черным деревом, простояла в кабинете Пушкина два последних дня его жизни и была сохранена правнуком Арендта.

Посмертная маска Пушкина

В музее хранится одна из четырех сохранившихся масок первого отлива, снятых с гипсового отпечатка лица Пушкина сразу после его смерти. Маску снимал формовщик-литейщик Балин под наблюдением скульптора Самуила Гальберга. В том же 1837 году Гальберг отлил из бронзы бюст Пушкина, воссоздав черты поэта по посмертной маске.

Портрет Натальи Пушкиной-Ланской (Гончаровой)

Портрет можно увидеть на открывшейся к юбилею музея выставке портретов художника Николая Макарова «Знакомцы давние». Макаров написал портрет 37-летней вдовы поэта Натальи Пушкиной в 1849 году, уговорив ее позировать для портрета после того, как написал по ее заказу портреты ее дочерей — Марии и Натальи Пушкиных.Государственный музей А.С. Пушкина

Государственный музей А.С. Пушкина

Ул. Пречистенка, 12/2

(495) 637-56-74

www.pushkinmuseum.ru

Часы работы: вт.–ср. 10.00–18.00, чт. 12.00–21.00, пт.–вс. 10.00–18.00

Каждое третье воскресенье месяца музей работает бесплатно

http://www.mn.ru/moscow/20121005/328173640.html

В столице открылась монографическая выставка Ивана Макарова

05.10.12

Государственный музей Пушкина на Пречистенке, отмечает свое 55-летие. Юбилей решили отметить выставкой живописца XIX века Ивана Макарова. Центральное место в ней занимают 45 портретов людей пушкинской эпохи. С экспозицией ознакомились корреспонденты «Новостей культуры».

До тридцати экскурсий в день, до 300 тысяч посетителей в год проходит через государственный музея Александра Сергеевича Пушкина. Большой показатель для литературного музея.

Малышам показывают перо, которым писал Пушкин, портрет Кипренского и бальные платья XIX века. Подросткам рассказывают о дворянской этике.

В музее Пушкина на Пречистенке академически выверенная экспозиция, немалое количество мемориальных вещей. Для собраний, которые хранят имя «нашего всего», этот Государственный на Пречистенке – «старший брат», сильный партнер, головное предприятие.

«Мы считаем, что Государственный музей Пушкина – главный методический центр, наш организационный центр, – отмечает директор Государственного историко-литературного музея-заповедника А. С. Пушкина Александр Рязанов. – Он собирает, сплачиваетЮ здесь работают очень высокого класса специалисты».

Команда Государственного музея Пушкина и большая часть фондов сформировалась при легендарном директоре Александре Крейне. Он много сделал для того, чтобы превратить музей в своеобразный холдинг, взяв под крыло все пушкинские адреса в Москве.

Евгений Богатырёв занял директорский пост в 90-м. На его долю пришлась реконструкция и превращение пространства в музейно-культурный центр. Под стеклянным куполом во дворе усадьбы Хрущёвых-Селезнёвых теперь проводят концерты и литературные встречи. Найдено место и для открытого хранения уникальных коллекций. Вроде собрания художницы Татьяны Мавриной.

«Татьяна Алексеевна собирала народный костюм, вот здесь у нас три замечательных вещи, женский венец, сборник, – рассказывает сотрудник Государственного Музея А.С.Пушкина Алла Руднева. – Сейчас в нашем музее 16 таких предметов, и когда она работала, предметы эти использовала».

Но за что особенно любят в Москве этот музей, так это за выставки, посвященные Золотому веку русской культуры. Именно такую подготовили сотрудники к юбилею. Из 14 музеев страны привезли на Пречистенку портреты кисти Ивана Макарова. Его называли последователем Карла Брюллова. Модный портретист, он писал не только членов императорской семьи, но и все значимые лица русского дворянства. Вот семь в ряд – отпрыски Шереметьевых. Вот дочь Фёдора Тютчева – Екатерина, которой был увлечён Лев Толстой, а вот – адресат любовной лирики Пушкина Анна Оленина – в летах. По сути, пушкинский круг. Кроме того, Иван Макаров работал и непосредственно в семье Пушкина.

«Еще будучи студентом рисует портреты дочерей Пушкина, и делает один из лучших портретов Натальи Николаевны», – отмечает куратор выставки Вера Невская.

Жена Александра Сергеевича в возрасте 37-ми, уже Ланская, написана под впечатлением от стихотворения «Мадонна», она же в трауре – пожилая фрейлина, сын Григорий, дочери Мария и Александра в девичестве, и даже внучка Пушкина – младенец Наталья Дубельт. Красота, фамильное сходство, – все эти образы сохранились для нас благодаря кисти Макарова. Чем больше посетители музея будут смотреть на эти лица, чем больше они узнают о культуре XIX века, тем понятней для них будет поэзия Пушкина, считает Евгений Богатырев.

«Наша главная миссия – хранить имя Пушкина, – говорит он. – Чтобы стихи Пушкина были востребованы читателем, чтобы Пушкина читали, учили наизусть».

http://www.tvkultura.ru/news.html?id=1102088&cid=46

Реклама
 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: